Налоговая система: сущность, структура, принципы и формы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели мною поставлены следующие задачи:

дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
рассмотреть структуру налоговой системы

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

1.Сущность и виды налогов...............................................................................3

1.1Экономическая сущность налогов……………………………………… 3

1.2 Виды налогов………………………………………………………………7

2.Налогообложение……………………………………………………………10

2.1 Принципы налогообложения…………………………………………….10

2.2 Функции налогообложения………………………………………………13

3.Налоговая система РФ………………………………………………………16

3.1 Недостатки налоговой системы РФ ……………………………………..16

3.2 Пути оптимизации налоговой системы РФ…………………………….. 19

3.3 Планы оптимизации налоговой системы РФ……………………………21

Заключение……………………………………………………………………. 23

Список литературы…………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 48.37 Кб (Скачать документ)

      Социальная  функция налогообложения проявляется  и  непосредственно через механизмы  налоговых льгот и налоговых  ставок, что входит во внутренний механизм действия налогообложения (НДС, налога на прибыль и т.д.).

        Социальная функция налоговой  системы требует детального исследования  как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения  неоправданных льгот и преимуществ,  не отвечающих характеру рыночных  преобразований, социальным критериям  или внутрифедеральным отношениям.

      Стимулирующая функция является одной из важнейших функций системы налогообложения. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений,  запретительных или  ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

           Контрольная  функция налогообложения выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти.     Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

     Контрольная функция, опираясь на закон, право, может  эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной  функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции  налогообложения означает ослабление государственной власти или ведет  к такому ослаблению.

      В конкретном отношении контрольная  функция налогов проявляется  в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора  налоговых платежей и действенности  и эффективности штрафных  санкций  и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед  государством, предписываемые законом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         3.Налоговая система РФ  

                             3.1 Недостатки налоговой системы РФ 
 

       Оптимально  построенная налоговая система  должна не только обеспечивать финансовыми  ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика  к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному  поиску путей повышения эффективности  хозяйствования.

       Мировой опыт налогообложения показывает, что  изъятие у налогоплательщика  до 30-40% от дохода является пределом, после  которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов  предусматривает изъятие у налогоплательщика  более 40-50% его доходов, то это полностью  ликвидирует стимулы к предпринимательской  инициативе и расширению производства.

       В мировой налоговой практике в  качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение  суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного  валового внутреннего продукта.

       В Российской экономике по различным  оценкам от 25 до 40% ВВП создается  в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный  бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные  налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку.

       Другая  проблема сводится к тому, что доля изъятия через налоги около 33% ВВП  рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных к поступлению  в бюджет налогов. Однако из-за хронических  недоплатежей в бюджет долги превышают  предполагаемые поступления налоговых  отчислений.

       Налоги  должны распределяться в равной степени  между федеральным центром и  регионами. Однако самые собираемые налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собираются. Некоторые местные налоги вообще не окупают затраты на их сбор (например, налог на собак).

       Еще одна проблема заключается в том, что наряду с законами действуют  многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения  и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого  сложно избежать из-за высокого динамизма  процессов, которые происходят в  хозяйственной жизни страны. Другое дело, что не все новшества оправданы.

       Наиболее  спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась  по образу и подобию налоговых  систем западных стран. В некоторых  случаях налоговые ставки вообще не отличаются от западных аналогов.

       Проблематичен также вопрос неравномерности распределения  налогов между категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых отчислений налогоплательщиков в зависимости от уровня их доходов. К тому же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить (т.е. мелких и средних предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов, как на законном, так и на незаконном основании.

       Особенно  сильные дебаты в настоящее время  ведутся в связи с введением  налога с продаж и единого налога на вмененный доход.

       Вместо  посильной поддержки развития налогоплательщиков нынешняя налоговая политика направлена на всяческое препятствование такому развитию.

       Несмотря  на очевидную необходимость реформирования налоговой системы, ее кардинальная ломка привела бы лишь к негативным последствиям. Очевидно, что налоговые  реформы будут проводиться исходя из того, что существующая система  совокупности налогов, механизмов их исчисления и методов контроля не должна принципиально  измениться. Уже сейчас наблюдается  тенденция (хотя и не совсем удачная) к снижению налоговых ставок и  снижению налогового бремени. 
 
 
 
 
 

                      3.2Пути оптимизации налоговой системы России. 

       Сегодня под налоговой реформой имеется  в виду, прежде всего, укрепление налоговой  системы, ее совершенствование. Для  этого нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать  необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных  финансовых ресурсов.

       Основные  направления налоговой реформы  в России в должны быть направлены на:

-ослабление  налогового бремени и упрощение  налоговой системы путем отмены  низкоэффективных налогов и отчислений  во внебюджетные фонды;

-расширение  налоговой базы благодаря отмене  ряда налоговых льгот, расширению  круга плательщиков налогов и  облагаемых доходов в соответствии  с принципом «налоговой справедливости»;

-постепенное  перемещение налогового бремени  с предприятий на физических  лиц;

-решение  комплекса проблем, связанных  со сбором налогов и контролем  за соблюдением налогового законодательства.

       На  сегодняшний день наиболее целесообразным шагом в области реформирования налоговой системы можно предложить:

-расширение  прав местных органов при установлении  ставок налогов на имущество  юридических лиц (но исключить  налогообложение оборотных средств)  и граждан;

-унифицирование  прямого налогообложения всех  юридических лиц, перейдя от  налога на доход банков и  страховых компаний к налогообложению  их прибыли;

-расширение  мер по налоговому стимулированию  инвестиционного процесса и преимущественного  направления предприятиями средств  на развитие, совершенствование  и расширение производства, развитие  малого бизнеса, поддержку аграрного  сектора;

-усиление  социальной направленности налогов.  Для этого нужно постоянно  увеличивать, с одной стороны,  необлагаемый минимум доходов  граждан, а с другой - ставку  подоходного налога лиц с очень  высокими доходами, а также расширить  круг подакцизных предметов роскоши  и повысить ставки акцизов  на них.

       В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно  ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов, выполняющей  не только фискальную, но и в должной  мере стимулирующую и регулирующую функции.

       Реформирование  действующей налоговой системы  должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых  условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств  в инвестиционные программы, обеспечения  льготного налогового режима для  иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным  и региональным налогам. Среди них  ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость. 
 
 
 
 
 

                         3.3 Планы оптимизации налоговой  системы РФ 
 

     29 января 2008 г в агентстве «Интерфакс»  состоялась пресс-конференция статс-секретаря  – заместителя министра финансов  РФ Сергея Шаталова, на которой  были обозначены основные направления  развития налоговой системы на  2009- 2011 гг..

     Главными  задачами С. Шаталов назвал трансфертное ценообразование и введение института  консолидации налогоплательщиков.

     Идея  консолидации состоит в том, что  группы взаимосвязанных компаний смогут представлять единую отчетность по налогу на прибыль. При этом все операции внутри группы будут рассматриваться  как внутризаводской оборот и  соответственно не будут отражаться в налоговой отчетности.

     Наиболее  серьезные изменения можно ожидать  в отношении налога на добавленную  стоимость. Несмотря на их, казалось бы , технический характер, они, по мнению замминистра, могут существенно  упростить жизнь налогоплательщикам. Речь идет о корректировке правил и условий применения нулевой  ставки для экспортеров, порядка  представления уточненных деклараций. Существует предложение о замене уточненных деклараций , представляемых налогоплательщиками за прошлые  налоговые периоды, на так называемые «отрицательные ноты», которые будут  относиться к текущему периоду. Это  должно упростить взаимоотношения  с налоговыми органами и исключить  вопросы, связанные с пенями и  штрафами.

     Предстоит принять решение в отношении  налоговых деклараций , по которым  налогоплательщик предъявляет сумму  НДС к возмещению на сегодняшний  момент у налоговых органов отсутствует  возможность в случае несогласия с отдельными позициями деклараций возместить налог в той части, которая сомнений не вызывает. В результате отклоняется вся декларация.

     Возможно, что уже с 2010 будет решен вопрос об отмене «хождения» НДС между налогоплательщиками при осуществлении товарообменных операций. По словам С. Шаталова , решение о необходимости уплаты НДС отдельными платежными поручениями не имеет экономической обоснованности. Оно было принято с одной единственной целью – улучшения системы контроля , реализовать которую можно было только посредством введения в «платеже» отдельного обязательного поля для НДС. Но согласовать эту идею с Центральным банком РФ и другими ведомствами не удалось.

     В отношении налога на доходы с физических лиц возможно увеличение вычета на детей до 800 руб. и величины дохода , после достижения которой эти  вычеты не применяются, до 40 тыс. руб.

     Кроме того, Минфин согласен и готов поддержать инициативу по поводу освобождения от НДФЛ и ЕСН взносов работодателей  на дополнительное пенсионное страхование  работников.

Информация о работе Налоговая система: сущность, структура, принципы и формы налогообложения