Неценовая конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 10:59, реферат

Описание

Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание -- экономический закон товарного хозяйства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Сущность неценовой конкуренции…………………………………………………………...5
2.Методы неценовой конкуренции…………………………………………………………......7
3.Формы проявления неценовой конкуренции……………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………………………...13
Список литературы……………………………………………………………..........................14

Работа состоит из  1 файл

неценовая конкуренция.docx

— 34.23 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине « Основы экономической теории» 

Неценовая конкуренция 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка группы ВКС 0301                                                       Разумова А.Е 

Проверил:

преподаватель ПЦК математических

и экономических  дисциплин                                                       Е.К. Беленькая 
 
 
 
 
 
 
 

Владивосток

2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

1.Сущность неценовой конкуренции…………………………………………………………...5

2.Методы неценовой конкуренции…………………………………………………………......7

3.Формы проявления неценовой конкуренции……………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………………………...13

Список  литературы……………………………………………………………..........................14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Свобода ценообразования создает условия  для конкуренции между производителями. Рынки выполняют регулирующую функцию  лишь при условии существования  экономической конкуренции. Необходимая  для формирования политических взглядов конкуренция политических групп (партий) и разворачивающаяся на рынках конкуренция  между предприятиями, не могут существовать друг бух друга. Без демократического принятия решений в политике рыночная экономика невозможна, иначе возникает  перспектива захвата рынка и  экономической власти определенной политической группой. Несомненно, также, что демократия, опирающаяся на централизованную управляемую экономику, имеет под  собой экономически слабый фундамент. Низкая производительность труда и  застой в экономическом развитии создают социальную напряженность, она ставит под угрозу все демократические  завоевания.

     Конкуренция - это соперничество между участниками  рыночного хозяйства. Рыночная борьба за выживание и экономическое  процветание -- экономический закон товарного хозяйства.

     Конкуренция в рыночной экономике, хотя и претерпела заметные изменения за последние  десятилетия, тем не менее, продолжает играть не менее заметную роль в  экономическом развитии, чем в XIX столетии, сохраняя важнейшее место  в рыночном механизме. Соотношение  конкурентных и монополистических  сил в экономике ныне таково, что  позволяет современный капитализм считать не в меньшей мере конкурентным, чем монополистическим. Рынок, конкурентный механизм, закон стоимости обеспечивают поддержание основных народнохозяйственных пропорций, задают критерии эффективности  производства, стимулируют товаропроизводителей, ”вымывают” неэффективные звенья.

     Конкуренция воплощает в себе стихийно-регулирующее начало. силы конкуренции действуют в сторону усиления воздействия всех факторов экономической эффективности, ведущих в обеспечению динамического равновесия спроса и предложения при общем повышении эффективности всего воспроизводственного процесса.

     Разумеется, в силу своего стихийного характера, конкуренция, особенно при условии  ее полного господства на рынке, может  вызвать побочные отрицательные  экономические и социальные последствия. Однако в целом можно утверждать, что конкуренция с ее безжалостными  законами -- главный двигатель современного прогресса.

     Опыт  экономической перестройки в  Украине и других странах с  переходной экономикой, в частности  России, наглядно свидетельствует, что  на современном этапе экономических  преобразований весомым фактором оздоровления национальной экономики, которая страдает от значительного сокращения внутреннего  спроса на промышленную продукцию, может  стать только существенное расширение внешней торговли. Для Украины  этот фактор имеет особое значение, потому что он позволяет ускорить рыночную трансформацию экономики, выход на мировой товарный рынок  и создание валютных резервов, необходимых  для модернизации и структурной  перестройки производства. Тем не менее, рассчитывать на успешную торговлю могут лишь те страны, которые имеют конкурентоспособную экономику. Вместе с тем сама торговля не может сделать экономику конкурентоспособной. Конкурентоспособность -- это комплексная категория, ее преимущества окончательно реализуются в торговле, но базис конкурентных преимуществ создается во всех звеньях общественного производства, в том числе в значительной мере за счет структурной перестройки и действенной промышленной политики.

     Традиционно конкурентоспособность трактуется как обусловленное экономическими, социальными и политическими  факторами стойкое положение  страны или ее продуцента на внутреннем и внешнем рынках. В условиях открытой экономики конкурентоспособность  также может быть определена как  способность страны (предприятия) противостоять  международной конкуренции на собственном  рынке и рынках «третьих стран». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Сущность неценовой конкуренции

     Неценовая конкуренция проводится, главным  образом, посредством совершенствования  качества продукции и условий  ее продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое- совершенствование технических характеристик товара; второе - улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя. Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила название конкуренции по продукту.

Этот  вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого  рынка путем выпуска новых  товаров, которые либо принципиально  отличаются от старой модели, либо представляют ее модернизированный вариант. Конкуренция, основанная на совершенствовании качества, носит противоречивый характер. С  одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен  и расширения сбыта; с другой –  «качество»- это субъективная оценка, которая открывает возможности  фальсификации качества путем рекламы  и красивой упаковки.

     Неценовая конкуренция путем совершенствования  сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя.

Сюда  входит воздействие на потребителя  через рекламу, совершенствования  торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, то есть в процессе его эксплуатации.

     При неценовой конкуренции на первый план выступают уникальные свойства товара, его техническая надежность и высокое качество. Именно это, а  не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара. Основная цель неценовой конкуренции –  постоянное совершенствование продукции, поиски путей повышения ее качества, технической надежности, улучшения  внешнего вида, упаковки. Таким образом, неценовая конкуренция, в отличие  от ценовой конкуренции, имеет не разрушительную, а созидательную  направленность.

Неценовая конкуренция ведется за счет снижения издержек, повышения качества продукции  и услуг, надежности, улучшения условий  оплаты, гарантийного и послегарантийного  обслуживания, совершенствования методов  сбыта.

     Неценовая конкуренция минимизирует цену как  фактор потребительского спроса, выделяя  товары и услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности  и других маркетинговых факторов. Чем уникальнее предложение продукции, с точки зрения потребителей, тем больше у маркетологов свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров.

     Каждая  из фирм, выступающих на рынке, стремится по крайней мере сохранить ту долю рынка, которую она занимает. Основные методы, необходимые для этой конкурентной борьбы - цена, технический уровень и другие качественные показатели товара, сроки поставок, условия платежа, объем и сроки гарантий, объем и качество сервиса, реклама и другие мероприятия.

     В настоящее время многие компании предпочитают улучшать потребительские  свойства своего товара при сохранении или даже некотором повышении  реализационных цен.

     При соответствующей рекламе такая  «скрытая» скидка с цены товара вызывает, как правило, положительную реакцию  у современного потребителя, который  так часто связывает низкую цену с неудовлетворительным качеством  товара.

Захват  рынка с помощью проникновения  на него на основе разработке нового фирменного товара или вытеснения конкурентов, предлагающих аналогичные товары, также  происходит при неценовой конкуренции. В мире успех неценовой конкуренции  определяется (особенно в Европе, Северной Америке, Юго-Восточной Азии) техническим  уровнем, качеством и надежностью  товара, подтвержденным сертификацией  в общепринятых центрах, уровнем  сервиса и послепродажного обслуживания, а не низкими ценами.

     Одной из сложных проблем современной  теории и практики организации конкурентной деятельности участников рыночного  процесса является установление причин возникновения и диагностирования качественных и количественных условий  перехода ценовой конкуренции в  конкуренцию неценовую.

     Неценовая конкуренция порождает целый  спектр важнейших проблем рынка. Среди них межотраслевой механизм прибылей в форме проблемы входа- выхода, избыточных мощностей, влияния  на объем сбыта неценовых факторов, предпочтения и выбора, конкурентоспособности, издержек потребления.

     Неценовая конкуренция - метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое  превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами.

     Существенную  роль в неценовой конкуренции  играют: оформление, упаковка, последующее  техническое обслуживание, реклама.

     Неценовая конкуренция минимизирует цену как  фактор потребительского спроса, выделяя  товары или услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности  и других маркетинговых факторов.

     Например, фирма старается привлечь потенциальных  покупателей более красивой упаковкой  или же предложить потребителю более  выгодные, по сравнению с конкурентом  условия. Важнейшим элементом неценовой  конкуренции является реклама. Реклама  может помочь фирме увеличить  долю рынка, привлечь потребителей.

     При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях своей продукции. Это позволяет  фирме увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой.

Риск  при этом связан с тем, что потребители  могут не рассматривать предложения  продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать  более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим. Фирма, базирующаяся на ценовой конкуренции, должна снижать цены для увеличения сбыта.

Методы  неценовой конкуренции

     Неценовые методы предполагают изменение свойств продукции, придание ей качественно новых характеристик, создание новых изделий для удовлетворения тех же потребностей, предложение продукции, не существовавшей на рынке, совершенствование комплекса услуг, сопутствующих товару (демонстрация товара, увеличение срока гарантийного ремонта и т. д.). Важным фактором неценовой конкуренции является экономичность и минимизация сроков поставки, которые могут соблюдаться в условиях доставки нужной продукции заданного качества в обозначенные договорными условиями место и время, с учетом минимальных совокупных затрат по транспортировке продукции. Нельзя не выделить и такой фактор неценовой конкуренции, как создание мощной сбытовой сети и службы сервиса.

Информация о работе Неценовая конкуренция