Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Информационная асимметрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:35, контрольная работа

Описание

Жизнь не стоит на месте. Каждый день приходится принимать новые решения. Важным условием принятия рациональных решений является информация. Однако, как и все экономические блага, информация, как правило, ограничена. Принятие решений в условиях неполной информации имеет свои последствия. Одно из них заключается в том, что приходится рисковать. Риск – это часть нашей жизни. Неудивительно, что будущее далеко не всегда развивается в соответствии с нашими прогнозами. Принятые решения часто оказываются ошибочными, выгоды – скромнее, а затраты – большими, чем мы ожидали.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по экономике.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

Обстановка на рынке  характеризуется соотношением между  спросом и предложением, уровнем  цен, поведением партнеров и конкурентов, портфелем заказов. Она может быть устойчивой и неустойчивой. Ее резкое изменение может заставить пойти на риск.

Что касается неопределенности будущего, предопределяющей риски, то она достаточно многообразна и разнородна. Она может проявиться в виде изменения экономической ситуации в стране, экономических, валютных, экологических кризисов, всплеска инфляции, природных потрясений – землетрясения, наводнения, урагана, широкомасштабного лесного пожара. Все они тоже влияют на характер и размеры риска.

Как экономическое понятие  риск возникает вместе с формированием  товарно-денежных отношений и развитием рыночной экономики.

Реализация принципа свободного взаимодействия рыночных субъектов, развитие конкуренции заставляет признать риск в системе рыночных отношений в качестве объективно необходимой категории, способной внести существенные коррективы не только в величину прибыли, но и заработной платы. Экономический риск связан с хозяйственной деятельностью, целью которой является получение определенного результата. В связи с этим видят содержание риска в вероятности получения любого неблагоприятного результата. Однако при определении категории имеют место некоторые различия.

В Большом экономическом  словаре риск определяется как «случайности или опасности, которые носят возможный, а не неизбежный характер и могут являться причинами убытков».[3, с. 620]

В фундаментальном учебнике профессора Нью-Йоркского университета М. Тодаро «Экономическое развитие»  риск определен как «невозможность точно предсказать судьбу какого-либо предприятия, но вероятность совпадения результатов с ожидаемыми может быть определена». [4, с. 263]

А. Смит отмечал, что достижение даже обычной, средней нормы прибыли  связано с большим или меньшим  риском.

Однако вполне осознанное решение идти на риск с целью получения прибыли выше ее средней нормы служит движущим мотивом развития рыночной экономики и повышения степени эффективности ее функционирования. С этих позиций наиболее точным определением категории экономического риска следует признать принятие хозяйствующим субъектом решения, рассчитанного на получение экономического эффекта, значительно превышающего его среднюю величину, не исключающего, однако, обернуться существенными неопределенными потерями от реализации этого решения.

 

 

 

3.2 Риск как особый вид издержек

 

Любая хозяйственная  деятельность предприятия в условиях рыночной конкуренции, неопределенности цены и самой реализации продукции  связана с риском, непредвещенными  потерями.  

Экономический риск –  вероятность получения хозяйствующим субъектом экономических потерь сверх предусмотренных предпринимателем прогнозными расчетами.

Потери от экономического риска могут носить самый различный  характер. Они могут выступать в виде материальных, денежных потерь; потерь времени, скорости оборота капитала и т.д.

В таблице 1 более подробно указаны возможные потери от риска.

Таблица 1- Возможные потери от риска.                                                                

Виды потерь

Содержание

Товарные потери

Естественная и сверхнормативная убыль товаров при хранении, перевозках, продаже

Брак

Непроизводительные затраты  в результате порчи производимой продукции

Потери от дефицита

Убытки, которые возникают  из-за недопоставки или срыва поставок сырья, материалов, энергоресурсов

Порча ценностей

Потери, вызванные порчей товаров и материалов при их хранении

Простои

Потери, возникающие от не использования оборудования и  рабочей силы

Потери рабочего времени

Ущерб, нанесенный предприятию  работниками из-за прогулов и нарушений производственной дисциплины


 

Отечественные исследования экономических  рисков опираются в большинстве  случаев на работы американского  экономиста Ф. Найта, составляющие один из немногочисленных источников исследования названной проблемы. Ф. Найт различает  два вида рисков: а) исчисляемые риски, объективная вероятность которых может быть количественно измерена и которые, следовательно, могут быть застрахованы. Такого рода риски становятся статьей издержек производства предприятия, вычитаемой из прибыли или убытков, а не их причиной. Наиболее типичными случаями исчисляемого риска считаются ситуации, когда риск заранее предсказуем, например, азартные игры, в которых известны конкретные доли вероятности; б) неисчисляемые риски, которые не поддаются количественному измерению, поскольку служат следствием беспрецедентных ситуаций, они связаны с неопределенностью.

Предприниматель, по Ф. Найту, не знает  заранее цену, по которой он сможет реализовать свой товар, однако обязан немедленно расплатиться с собственниками ресурсов, приобретаемых им для обеспечения процесса производства. Неопределенность заключается в том, что предприниматель ожидает получить определенную сумму сверх собственных расходов на производство. Однако, реалии таковы, что в отдельных случаях он может ее получить, в других – нет. Тогда он либо получает прибыль, либо терпит убыток. 

Примечательно, что для Ф. Найта  предприниматель, настроенный пессимистически, имеет большую вероятность получения  прибыли, нежели оптимист, который фактически обречен на убыток. Предпринимательская прибыль – это вопрос предвидения и желания брать на себя риск, а само предпринимательство – экономическая функция особого рода, состоящая в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках. Таким образом, прибыль выглядит как вознаграждение предпринимателю за несение бремени неопределенности.

Подводя итог краткой характеристики концепции Ф. Найта, следует подчеркнуть, что исчислимость рисков в экономическом процессе служит объектом страхования, становясь частью издержек производства, а прибыль есть результат неопределенности, определяемый как разница между ожидавшимися и реальными поступлениями от продаж. Предприниматель, угадавший величину цен, выигрывает, получая больше прибыли, не угадавший – несет убытки. Неопределенность порождает несоответствие между действительным и ожидаемым доходом. Поэтому прибыль может быть величиной как положительной, так и отрицательной. Как только экономика научится предсказывать будущие события – прибыль исчезнет.

В науке отмечено несколько функций, выполняемых фактором риска в экономике. Одна из функций аналитическая, когда предприниматель, выходя на риск, стремится на основе анализа положения дел выбрать более выгодное и менее рискованное решение. Вторая функция называется инновационной. Она состоит в том, что предприниматель принимает нетрадиционное, необычное решение. Риск базируется на нововведениях (инновациях). Третья – стимулирующая функция – сориентирована на принятие такого решения, которое связывает риск с инициативой по поиску возможностей для повышения эффективности производства и экономии ресурсов.

 К настоящему времени в  экономической теории еще не  разработана общепринятая и одновременно  исчерпывающая классификация предпринимательских рисков. Но анализ потерь позволяет выделить три основных вида предпринимательского риска.

Производственный риск – связан с производством и реализацией  продукции, товаров, услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности. Среди наиболее важных причин возникновения  производственного риска – возможное снижение предполагаемых объемов производства, выбор несовершенной технологии, рост материальных и других затрат, ухудшение их качества и т.д.

Коммерческий, или рыночный риск –  это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг на рынке.  Его причинами могут явиться повышение закупочной цены товаров, непредвиденное снижение объема закупок вследствие уменьшения спроса на рынке, снижение цен реализации в результате усиления конкуренции и т.д.

Финансовый риск –  это может быть риск, возникающий в сфере отношений предприятия с внешними инвесторами. Он измеряется отношением заемных средств к собственным. Например, чем выше отношение заемных средств предприятия к собственным, тем в большей степени данное предприятие зависит в своей деятельности от кредиторов, тем больше и финансовый риск, ибо прекращение кредитования,  или ужесточения условий кредита может повлечь за собой остановку производства из-за отсутствия сырья, материалов и пр. К тому же банковский процент повышает затраты, снижает конкурентоспособность.

Высший финансовый риск – это риск банкротства. Предприятие  может кредитовать другие фирмы  путем отгрузки своей продукции  без предварительной оплаты или  в денежной форме. В результате возникает кредитный риск, то есть  риск  неуплаты заемщиков по ссуде. Фирмы выходят на финансовый рынок и как эмитенты, и как инвесторы, поэтому нужно учитывать курсовой процентный риск. [4]

3.3 Методы снижения риска

 

Существует четыре способа (метода) снижения риска: 1) диверсификация; 2) объединение риска или страхование; 3) распределение риска; 4) поиск информации.

Диверсификация – это метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (или продажи) другого.

Допустим, компания «Тяни  – толкай» экспортирует бронетранспортеры  и грузовики в страны Персидского  залива. В случае войны повышенным спросом будут пользоваться бронетранспортеры. Это принесет компании 10 млн. долларов дохода. Однако в таком случае упадет спрос на гражданскую продукцию. В частности, грузовиков в данных условиях удается продать лишь на 2 млн. долларов. В ситуации, когда наступает мир, положение на рынках резко меняется: растет спрос на грузовики и снижается спрос на бронетранспортеры.

Диверсифицируя свое производство, данная компания компенсирует убытки и во время войны, и во время  мира. Диверсификация не может полностью  уничтожить риск, но она помогает его значительно снизить.

Объединение риска –  это метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных  убытков в относительно небольшие  постоянные издержки. Он лежит в  основе страхования. Болезни, стихийные  бедствия, кражи и тому подобные непредвиденные обстоятельства связаны со значительными расходами. Смягчить последствия этих инцидентов помогает страхование. Люди во всем мире страхуют жизнь и имущество от непредвиденных обстоятельств.

Страховые компании организуют дело таким образом, чтобы сумма выплат и затраты на организацию страхового дела не превышали величины полученных взносов.

Главное условие эффективности  объединения риска при страховании  заключается в том, чтобы риски  застрахованных лиц были независимыми друг от друга (или, как в случае диверсификации, имели разнонаправленную, отрицательную корреляцию).

Распределение риска  – это метод, при котором риск вероятного ущерба делится между  участниками таким образом, что  возможные потери каждого относительно невелики. Именно благодаря использованию данного метода финансово-промышленные группы не боятся идти на риск финансирования крупных проектов  или новых направлений НИОКР.

Поиск информации также  способствует снижению риска. Я уже  отмечала, что большинство ошибочных решений связано с недостатком информации. Получение ее может значительно снизить величину риска. Информация – редкое благо, за которое приходится платить. Поэтому, чтобы определить количество необходимой информации, следует сравнить ожидаемые от нее предельные выгоды с ожидаемыми предельными издержками, связанными с ее получением. Если ожидаемая выгода от покупки информации превышает величину ожидаемых предельных издержек, то такую информацию необходимо приобрести. Если же наоборот, то от покупки такой дорогой информации лучше отказаться: дешевле будет сделать некоторые ошибки. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  РИСКОМ

 

В ходе разработки стратегии  предприятия концепция приемлемого  риска реализуется в виде  комплекса  процедур «оценки» и «управления риском».

Оценка риска –  это совокупность регулярных процедур анализа риска, идентификации источников возникновения риска, определения  возможных масштабов последствий  проявления факторов риска и определения  роли каждого источника в общем  профиле риска данного предприятия. Оценка риска стратегии предприятия строится на всестороннем (научном, техническом, технологическом, хозяйственном, маркетинговом, социальном и т.п.) изучении предприятия и среды его функционирования как источников риска, анализе внешних и внутренних факторов риска, составление цепочек развития событий при действии тех или иных факторов риска, определении показателей оценки уровня риска, а также на установлении механизмов и моделей взаимосвязи показателей и факторов риска.

Полученные оценки уровня риска стратегии предприятия, вообще говоря, могут использоваться двояко. Во-первых, для предварительного упорядочения по критерию уровня риска вариантов стратегии или ее элементов, во-вторых, после выбора предпочтительного в некотором смысле варианта стратегического решения полученные оценки «стартового» уровня риска используются для управления риском при разработке мероприятий по уменьшению риска в ходе реализации стратегии.

Информация о работе Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Информационная асимметрия