Оценка демографического потенциала региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Содержание

Введение
1.1 Факторы и основные понятия демографии
Основные понятия демографической науки
1.2 Факторы, влияющие на демографическую обстановку в современном мире.
2.1 Современная динамика численности населения и особенности расселения.
2.2 Оценка влияния экономических мер на демографическое поведение и на решение проблем в воспроизводстве человеческого капитала
3.1 Рождаемость и смертность
3.2 Прожиточный минимум
3.4 Молодежная политика
3.3.1 Влияние мелких преступлений на демографию
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

черновой демография.doc

— 369.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3 ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ

       Уровень жизни населения является достаточно сложной социально-экономической  категорией. Представляет собой уровень  и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых  и культурных услугах. Для комплексной оценки уровня жизни требуется использование соответствующей системы специфических показателей, так как ни отечественная, ни международная статистика не знает способа расчета и использования какого-то одного показателя, который бы мог всесторонне характеризовать уровень жизни.

       Необходимой и закономерной стала разработка системы показателей уровня жизни, адаптированной к современным социально-экономическим  условиям в России. Число исчисляемых  показателей значительно уменьшилось. Ранее в систему входило 284 основных показателя, которые сводились в 20 тематических групп. Современная система показателей стала более обозримой и компактной. Она включает 7 групп и порядка 30 показателей:

1. Обобщающие  показатели (ВНП, фонд потребления,  индекс стоимости жизни и т.п.).

2. Доходы населения.

3. Потребление  и расходы населения.

4. Денежные сбережения  населения.

5. Накопленное  имущество и жилище.

6. Социальная  дифференциация населения.

7. Малообеспеченные  слои населения.

       Однако  с методической точки зрения и  данная система показателей не выглядит законченной. Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, премии, постоянные надбавки к зарплате и средства на командировочные расходы, пенсии, пособия и стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, поступления из финансовой системы и прочие.

       Денежные  расходы населения включают расходы  населения на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи, разнообразные взносы, прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.

       Для оценки уровня жизни в современную систему показателей включены и используются на практике близкие по содержанию показатели: прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет. А в соответствии с Федеральным законом от 6 июля 1996 г. № 87-ФЗ "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" вводится "новая" категория - "необходимый социальный набор".

       Прожиточный минимум - это уровень дохода, обеспечивающий приобретение минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека при определенном уровне социально-экономического развития страны.

       Величина  прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом №134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины (устанавливается Федеральным законом), включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человеческого обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы, установлена постановлением Правительства Курской области от 13.01.2011 г.

       Было  бы логично думать, что прожиточный  минимум или минимальный потребительский  бюджет будут взаимосвязаны с  таким показателем уровня жизни, как "минимальный размер заработной платы".

       Размер  минимальной заработной платы ( Таблица 2) должен гарантировать прожиточный минимум (Таблица 3), то есть нормальное воспроизводство рабочей силы. Но этого не происходит. Определение показателя очень расплывчато и смысл не отвечает содержанию. Минимальный размер заработной платы - нижний предел заработной платы, установленный соответствующими нормативными актами. Для чего служит этот показатель, какое явление он характеризует, на какие действия ориентирует? К сожалению объективных ответов на эти вопросы у нас пока нет. Установленные на основе расчетов минимальный потребительский бюджет, или прожиточный минимум, или необходимый социальный набор будут иметь практическое значение, если на их основе будут рассчитываться все остальные аналитические показатели, а они, в свою очередь, обеспечиваться минимальной заработной платой.

      Таблица 3 Величина прожиточного минимума за 4 квартал 2010г.

  Все  
население
В том числе по основным социально-демографическим группам  
населения
трудоспособное  
население
пенсионеры дети
Величина  прожиточного минимума 5120 5548 4198 4867
  в  том числе:        
   стоимость потребительской корзины 4769 4972 4198 4867
     из нее минимальный набор:        
         продуктов питания 2041 2105 1818 2141
         непродовольственных товаров 842 788 741 1228
         услуг 1886 2079 1639 1498
   расходы по обязательным платежам  и сборам 351 576 х х

       Для обеспечения роста заработной платы населения Курской области реализуется план мероприятий по повышению уровня заработной платы в экономике Курской области на 2010 год, выполнение которого контролируется отраслевыми комитетами Курской области 
 
 

3.4 МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

       В Курской области проживает 367,4 тысяч  детей и молодежи в возрасте от 5 до 30 лет, что составляет 31,4 % от всего населения. В том числе 259 тысячи - молодежь от 15 до 30 лет. Молодежная политика в Курской области направлена на создание условий для самореализации молодого человека и представляет собой целенаправленную деятельность органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных социальных институтов по решению проблем молодежи в различных сферах жизнедеятельности.

      Ежегодно  в 1 квартале проводится паспортизация молодежных общественных объединений и формируется областной Реестр детских и молодежных общественных организаций Курской области, пользующихся государственной поддержкой. 152 тысячи человек.

    Организация трудовой занятости молодежи стала  важной частью социальной политики в Курской области.

  • Основные задачи: обеспечение временной трудовой занятости подростков и молодежи в каникулярный период;
  • Снижение уровня безработицы среди молодежи путем обеспечения вторичной и сезонной занятости, увеличения числа рабочих мест.

    Государственными, муниципальными молодежными учреждениями и общественными организациями: «Областной центр молодежных программ», «Центр социальной поддержки молодежи г. Железногорска», «Молодежная биржа  труда города Курска», «Областной штаб студенческих трудовых отрядов при комитете по делам молодежи и туризму Курской области», РОО «Курская федерация скейтбординга и экстремального спорта», «Курская областная молодежная организация «Студенческий отряд проводников» осуществляется профконсультационная и профориетационная деятельность, работают клубы «Будущий специалист». В целях профессиональной ориентации будущих выпускников школ области ежегодно выпускается «Справочник учебных заведений Курской области».

       Особое  место в организации временной  занятости занимает работа по развитию сети волонтерской деятельности, студенческих трудовых отрядов, в рамках целевой программы «Молодежь Курской области на 2011-2013 годы». При комитете по делам молодежи и туризму Курской области действует Областной штаб, который организует и координирует работу трудовых отрядов. Основными направлениями работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи являются:

    • допризывная подготовка молодежи;
    • развитие сети молодежных общественных организаций, клубов и объединений патриотической направленности;
    • поисковая работа.

       В Курской области реализуется  важный проект – организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи. В перспективе вложение административных и финансовых ресурсов планируется направить на решение наиболее актуальных проблем:

       - снижение рисков, связанных с  развитием молодежи, прежде всего,  тех категорий, которые находятся  в трудной жизненной ситуации;

       - содействие в трудоустройстве  молодежи;

       - государственная поддержка молодых  семей;

       - развитие инфраструктуры в сфере  туризма и отдыха;

       -оказание  помощи в психологической адаптации  соотечественникам, проживающим  за рубежом, переселяющимся на  территорию Курской области.

       Большую популярность Курян получил фестиваль «Студенческая весна» так же проводимый при поддержке областной программы. Победители получают возможность выступить на большой сцене, так например, в этом году счастливчики попадут на Международный фестиваль студенческого творчества «Славянское созвездие».

       В целом, на мой взгляд, молодежная политика набирает обороты из года в год, позволяет  молодым Курянам получить новые  навыки, реализовать свои таланты  и выбрать профессиональную деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 3.3.1 ВЛИЯНИЕ МЕЛКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ДЕМОГРАФИЮ

       Ежегодно  возрастает количество выявленных правоохранительными  органами преступлений, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. При их участии совершено 607 преступлений за 2010г. (снижение на 7.2%), лицами, ранее совершавшими преступления – 3079 (увеличение на 2.0%), число преступлений, совершенных в группах, составило 1153 (увеличение на 12.2%).

  Таблица 4 Лица, совершившие преступления

 
    Январь  – декабрь 

    2010,чел.

В % к 
январю – декабрю  
2009
Справочно 
январь – декабрь 2009  
в % к

январю  – декабрю 2008

Выявлено  лиц, совершивших преступления 8287 89.1 90.6
Преступления  совершили      
несовершеннолетние 517 85.5 66.4
женщины 1412 75.4 98.9
учащиеся, студенты 540 86.7 72.9
лица  без постоянного источника дохода 5444 93.4 100.0
 лица  в состоянии алкогольного опьянения 1018 137.4 76.2

       При этом взаимосвязь административных правонарушений с употреблением  несовершеннолетними спиртосодержащей продукции в значительной части  случаев очевидна. Например, мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) чаще всего совершается в состоянии алкогольного опьянения. Последнее может быть связано с распитием спиртных напитков, в том числе в общественных местах, что также является административным правонарушением. Более того, некоторые случаи мелкого хулиганства конкурируют по количеству совершенных деликтов с появлением в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. Связь между занятием проституцией , вовлечением несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и неисполнением родителями несовершеннолетних своих обязанностей по содержанию и воспитанию своих детей также очевидна.

       профилактическая  работа В отношении детей, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, ведется индивидуальная. Помимо бесед, проводимых социальным педагогом в средней школе, инспектором подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, несовершеннолетних доставляют для составления протоколов об административных правонарушений в органы внутренних дел, привлекают к административной ответственности, заслушивают на заседаниях Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

       Взрослая часть населения занята решениями насущных проблем: пища, одежда, жилье. Молодое поколение предоставлено само себе, оно явно обделено вниманием родителей, бабушек, дедушек, учителей. СМИ, старшие подруги и друзья, сомнительные дискотеки, клубы - вот что остается в распоряжении подростков, недаром преступность в «помолодела». Город растёт, соответственно растут запросы и потребности, озлобленность населения из-за невозможности их удовлетворить, люди полностью увлечены сами собой и безразличны друг к другу. Поэтому наблюдается рост наркомании, краж, грабежей, убийств и так далее. В глубинке, напротив, все знают друг друга. Но там люди чувствуют еще больше безысходность ситуации, они всеми брошены и забыты (в первую очередь властью), никому не нужны. Люди не имея нормальных условий существования, не имея работы, будущего, просто доживают остаток своих дней, спиваясь, калеча друг друга в пьяных драках, увлекаясь наркоманией и по большому счету деградируя.

       Демографические характеристики оказывают свое влияние на развитие агломерации и в определенной степени на уровень преступности, поэтому, и их разумно было рассмотреть.  

Информация о работе Оценка демографического потенциала региона