Оценка демографического потенциала региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Содержание

Введение
1.1 Факторы и основные понятия демографии
Основные понятия демографической науки
1.2 Факторы, влияющие на демографическую обстановку в современном мире.
2.1 Современная динамика численности населения и особенности расселения.
2.2 Оценка влияния экономических мер на демографическое поведение и на решение проблем в воспроизводстве человеческого капитала
3.1 Рождаемость и смертность
3.2 Прожиточный минимум
3.4 Молодежная политика
3.3.1 Влияние мелких преступлений на демографию
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

черновой демография.doc

— 369.00 Кб (Скачать документ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Целесообразно отметить ряд направлений демографической  политики, которые могли бы помочь исправить сложившуюся ситуацию:

     - укрепление состояния здоровья детей и подростков (в т.ч. иммунизация и профилактика);

     - сохранение репродуктивного здоровья  населения;

     - сохранение здоровья пожилых  людей;

     - создание условий для жизнедеятельности  семьи, предполагающей возможность  рождения, содержания и воспитания детей, для постепенного перехода от малодетной (один-два ребенка) к среднедетной (три-четыре) семье;

     - формирование общественного мнения  в направлении необходимости  укрепления семьи с двумя и более детьми, в первую очередь молодой семьи;

     - разработка и реализация стратегии  развития форм семейного обустройства  детей сирот и детей инвалидов;

     - сокращение разрыва между Курской областью и лидирующими по уровню социально-экономического развития регионами России.

     В области решения проблем миграции и расселения необходимо расставить некоторые приоритеты:

     - привлеченное иммигрантов, в первую  очередь граждан стран СНГ,  при помощи селективной миграционной  политики;

     - создание условий для сокращения  эмиграционного оттока, ведущего  к сокращению научно-технического, интеллектуального потенциала населения России;

     - обеспечение легализации миграции  в России путем применения  различных механизмов: правовых, финансовых, организационных и др.;

     - создание системы эффективной  защиты прав вынужденных мигрантов на территорию России.

     Для реализации концепции немаловажную роль играет разработка ее на региональном уровне. Региональная демографическая  политика не только должна вобрать  в себя основные положения федеральной, но и учесть особенности экономического, социального и демографического развития регионов.

     Так же правительство России, очевидно, не до конца осознаёт проблему старения населения. В Концепции демографического развития за период до 2015 года проблемы старения населения не были выделены даже отдельным разделом. В более подробно и ясно прописанной Концепции демографического развития до 2025 года проблема старения населения несколько раз упоминается, но ей не посвящено ни одного раздела, не прописаны отдельно меры для решения проблем, связанных со старением населении.

     Таким образом, в условиях отсутствия поддержки  со стороны государства и недостаточного количества патронатных общественных организаций, старикам остаётся надеяться на следующие дополнительные источники средств к существованию: личные подсобные хозяйства, работа, поддержка семьи.

      Необходимо  завершить реформу пенсионной системы, для того, чтобы будущие многочисленные поколения пенсионеров получали достойную пенсию.

      Необходимо  обеспечить развитие патронатных организаций, что будет нелегко сделать, учитывая сегодняшнее положение дел с гражданским обществом в России. Скорее всего, не удастся значительно увеличить долю частных некоммерческих организаций.

      Одной из основных функций государства  должно стать обеспечение подготовки квалифицированных кадров для опеки над пожилыми, организация школ и курсов социальных работников.

       Проделанный анализ заставляет очень осторожно  оценивать перспективы снижения уровня смертности в России, особенно ее быстрого снижения. Слишком много  проблем накопилось сегодня в российской смертности и слишком мало делается пока для их решения. Об этом, в частности, свидетельствуют и значительные межрегиональные различия в ожидаемой продолжительности жизни.

       Необходимы  более глубокие целенаправленные изменения  в культуре, во всем образе жизни общества с тем, чтобы повысить престиж семейной жизни, престиж семьи с несколькими детьми, который сегодня очень низкий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КНИГИ

  1. Евченко А.В., Кузьбожев Э.Н. Прогнозирование и программирование социального развития региона в переходной экономике: ресурсный подход. [Текст] учебное пособие/Курск: Издательство РОСИ, 2008
  2. Лебедева Л. Старение населения: структурные и гендерные особенности. // Человек и труд - 2006,№5. с.33-36.
  3. Соболева С.В., Чудаева О.В. О новой демографической политике России: региональный аспект. // Регион: экономика и социология - 2006, №3. с.121-138
  4. Современная демография: Учебное пособие/ под ред.А.Я. Кваши, В.А. Ионцева - М.: Изд-во Московского университета, 2007. - 272с
  5. Харченко Л.П.,.Глинский В.В.,Ионин В.Г.(2008) Демографическая статистика: издательство Новосибирск.
  6. Сводный статежегодник Курской области: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. – Курск, 2007

Статья

1Писарев А.В. Возрастная структура населения России и показатели её старения. // Народонаселение - 2005, №2. с.58-70

Интернет  ресурсы

  1. Территориальный орган федеральной службы госсударственной статистики по Курской области: http://kurskstat.gks.ru/about/AddDoc/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C.aspx
  2. Официальный сайт администрации Курской области

    http://adm.rkursk.ru/index.php?id=13

  1. Комитет по делам молодежи и туризму по Курской области

    http://kdmt46.ru/dobrovol'chestvo.html

  1. Информационно правовой портал Гарант

    http://base.garant.ru/135403/ 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Естественное  движение населения

. Чел.   На 1000 человек населения 
 
 
январь- 
ноябрь 
2009 
январь- 
ноябрь 
2010 
  январь-ноябрь 
2009 
    январь-ноябрь 
    2010 
январь-ноябрь 
2010   
в % к 
январю-ноябрю 
2009 
Родившихся 11472 11479   10.9 11.0 100.9
Умерших 18549 18264   17.6 17.4 98.9
в том  числе детей в  
возрасте до 1 года
99 89   8.61) 7.71) 89.5
Естественный  
прирост, убыль (-)
-7077 -6785   -6.7 -6.4 95.5
Зарегистрировано:            
Браков 8825 8962   8.4 8.6 102.4
Разводов 5304 4912   5.0 4.7 94.0
 

1) На 1000 родившихся

     Число умерших превысило число родившихся в 1.6 раза.

Распределение умерших по причинам смерти

 
 
Чел.   На 100 тыс. чел. населения
январь-ноябрь 
2009
январь-ноябрь 
2010
прирост,  
сниже- 
ние (-)
  январь- 
ноябрь  
2009
январь- 
ноябрь 
2010 
январь-ноябрь 
2010   
в % к 
январю-ноябрю 
2009 
Всего умерших  
от всех причин
18549 18264 -285   1759.8 1742.8 99.0
 в том числе от:              
болезней  системы 
кровообращения
10262 10082 -180   973.6 962.1 98.8
 новообразований 2365 2518 153   224.4 240.3 107.1
 внешних причин смерти 1414 1299 -115   134.1 124.0 92.5
из  них от: 
случайных отрав- 
лений алкоголем
53 31 -22   5.0 3.0 60.0
самоубийств 177 114 -63   16.8 10.9 64.9
убийств 95 63 -32   9.0 6.0 66.7
болезней  
органов дыхания
1009 734 -275   95.7 70.0 73.1
болезней  органов  
пищеварения
702 691 -11   66.6 65.9 98.9
некоторых инфекционных и паразитарных  
болезней
172 156 -16   16.3 14.9 91.4
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Миграция  со странами СНГ и Балтии

  Январь-ноябрь 2009    Январь-ноябрь 2010 
число  
при- 
бывших
число  
вы- 
бывших
мигра- 
ционный  
прирост,  
снижение(-)
  число  
при- 
бывших
число 
вы- 
бывших
мигра- 
ционный  
прирост,  
снижение(-)
Миграция со странами  
СНГ и Балтии
2370 96 2274   1833 99 1734
в том  числе  
по странам:
             
  Белоруссия 41 17 24   29 10 19
  Казахстан 157 3 154   114 5 109
  Молдавия 172 3 169   181 7 174
  Украина 888 52 836   598 63 535
Государства 
Закавказья
568 11 557   406 10 396
  Азербайджан 101 1 100   67 1 66
  Армения 449 3 446   300 8 292
  Грузия 18 7 11   39 1 38
Государства 
Средней Азии
534 5 529   482 4 478
  Киргизия 216 2 214   201 3 198
  Таджикистан 105 - 105   66 1 65
  Туркмения 16 1 15   29 - 29
  Узбекистан 197 2 195   186 - 186
Государства  
Балтии
10 5 5   23 - 23
  Латвия - 1 -1   13 - 13
  Литва 5 - 5   6 - 6
  Эстония 5 4 1   4 - 4

Информация о работе Оценка демографического потенциала региона