Оценка состояния государственного бюджета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета РФ. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
Раскрыть понятие и сущность бюджета и бюджетной системы.
Проанализировать доходы и расходы бюджета на примере государственного бюджета Российской Федерации.
Выявить проблемы сбалансированности доходов и расходов бюджета и его исполнения.
Дать количественную и качественную характеристику бюджета Российской Федерации за 2008-2009 годы.
Исследовать проблемы дефицита бюджета и определить возможные пути их решения.
Раскрыть сущность бюджетной политики и рассмотреть её воздействие на состояние экономики страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр. 3
Глава 1. Понятие и структура государственного бюджета.
1.1 Понятие и роль государственного бюджета и бюджетной системы государства в условия рыночной экономики...................................стр. 5
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения……………………………………………..стр. 10
Глава 2. Анализ формирования и исполнения бюджета РФ.
2.1 Оценка структуры бюджета РФ за 2008-2009 годы...……..…..стр. 24
2.2 Проблемы дефицита бюджета и их решение на современном этапе…………………………………………………………………..стр. 30
2.3 Воздействие бюджетной политики на состояние экономики страны...………………..…………………………...……стр. 33
Заключение……………………………………………….…...……...….стр. 38
Список использованной литературы……..……………………….........стр. 40

Работа состоит из  1 файл

kyrsovaya (1)!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 277.00 Кб (Скачать документ)

Сбалансированность бюджета  призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет  к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.

Наилучший вариант обеспечения  сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором  объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами. Одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

  1. лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;
  2. совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;
  3. построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;
  4. планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и обеспечивающих решение социально-экономических задач при минимальных затратах и с максимальным эффектом;
  5. жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат;
  6. использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований.

В ходе исполнения бюджета  сбалансированность достигается с помощью:

  1. введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;
  2. строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств;
    1. определения оптимальных сроков осуществления расходов;
  1. использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;
  2. совершенствования системы бюджетного финансирования;
    1. мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных доходов;
  1. последовательного проведения финансового контроля за целевым расходованием бюджетных средств;
  2. оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.

При несбалансированности доходов и расходов бюджета возникают  излишки или недостатки, которые  соответственно приводят к профициту или дефициту бюджета. В настоящее время бюджеты большинства стран мира являются дефицитным.

Различают структурный и циклический дефицит государственного бюджета. Структурный дефицит - разность между текущими расходами государства и теми доходами государственного бюджета, которые имели бы место в условиях полной занятости при сложившейся системе налогообложения. Циклический дефицит бюджета - это дефицит государственного бюджета, вызванный спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений; это разность между фактическим и структурным дефицитом, то есть фактический дефицит отличается от дефицита при полной занятости на циклическую компоненту. Его появление связано с циклическим характером развития экономики, когда она не находится на уровне потенциального объема выпуска.

Выделяют следующие причины возникновения бюджетного дефицита:

  1. спад производства;
  2. структурные и технологические диспропорции в экономике;
  3. распыление инвестиций;
  4. истощение запасов доступных полезных ископаемых;
  5. нерациональная ресурсная и внешнеполитическая политика;
  6. рост оборота «теневого капитала»;
  7. увеличение расходов на социальные программы и финансирование ВПК;
  8. приписки; 
  9. хищения;
  10. непроизводительные расходы и т.п.

Кроме того, на бюджетный дефицит влияет фаза цикла деловой активности. Так, например, чем выше деловая активность, тем быстрее и динамичнее развивается экономика, тем больше инвестиций и капиталов в нее вливается, что способствует уменьшению дефицита бюджета. С другой стороны, существует такая мера, как увеличение налоговой ставки для покрытия дефицита бюджета, но она ведет к спаду деловой активности.

Крупные бюджетные дефициты и вызванный ими государственный  долг могут привести к ряду серьезных  проблем. Поэтому одной из важнейших  макроэкономических задач Правительства является балансирование бюджета. В настоящее время существует три концепции регулирования бюджета:

  1. Бюджет, балансируемый на ежегодной основе. Основная проблема состоит в том, что ежегодно балансируемый бюджет не допускает проведения антициклической, стабилизирующей политики и способствует усилению циклических колебаний.
  2. Бюджет, балансируемый по итогам промышленного цикла. Слабым местом данной концепции является то, что подъемы и спады в экономическом цикле могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности. В результате бюджетные излишки, появляющиеся в годы подъема, не покрывают дефицитов, возникающих при спаде.
  3. Концепция функциональных финансов. Главной целью федеральных финансов должна быть сбалансированность национальной экономики. Главная проблема – создание эффективного конкурентного рынка, который насытит потребительский рынок товарами, а население обеспечит доходами. В этих условиях будут высокие налоговые поступления, значительно увеличится доходная часть бюджета, и вопрос о проплате государственных расходов решится сам собой.12

С другой стороны, ряд  экономистов считают, что государству  нецелесообразно ориентироваться  в проведении экономической политики на ежегодное достижение сбалансированности бюджета, так как подобные действия способны усиливать конъюнктурные колебания деловой активности в экономике. Так, в случае спада деловой активности имеет место уменьшение поступлений в доходную часть бюджета. Если на фоне происходящего уменьшить расходы государства, то это существенно осложнит проблему выхода экономики из кризисного состояния. В случае, когда экономика приближается к состоянию «перегрева», не имеет смысла наращивать расходы государства, так как это может способствовать достижению состояния «перегрева» экономики. 13

Выделяют инфляционное и неинфляционное финансирование бюджета. К инфляционному относят эмиссию денег государством, что приводит к увеличению денежной массы и обострению инфляционных процессов. Примером неинфляционного финансирования дефицита служит выпуск государственных облигаций. Покупатели  этих  облигаций  выступают  в роли кредиторов государства. Возможности неинфляционных займов относительно ограничены - большой дефицит бюджета государства невозможно покрыть за  счет займов, не  связанных  с  увеличением  платежных  средств,  обращающихся  в экономике.

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения  в установленном порядке (для  федерального бюджета – подписания Президентом РФ). Федеральное казначейство Министерства финансов РФ обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета.

Исполнение бюджета  по доходам предусматривает:

  1. перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  2. распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;
  3. возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  4. учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Исполнение бюджетов по расходам предусматривает:

    1. составление и утверждение бюджетной росписи;
  1. утверждение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
  1. утверждение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;
    1. принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
    1. подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства.

Процедура финансирования состоит из следующих этапов:

  1. разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;
  2. осуществление платежа.

Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством. Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов, открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства. На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета. Все операции по доходам и расходам федерального бюджета отражаются Федеральным казначейством в соответствующих регистрах учета. За исполнение доходной части бюджета отвечают Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет.

Важнейшая задача исполнения бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов, а также финансирование мероприятий в суммах и в сроки, утвержденные бюджетом. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.

Финансовый год в  РФ завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря. До 31 декабря необходимо оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. После завершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.

Для контроля  исполнения бюджета Федеральное Собрание РФ образует Счетную палату, которая участвует в предварительном контроле – при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета.

Ответственным за составление  отчета об исполнении федерального бюджета  является Министерство финансов РФ.

 

 

 

 

Глава 2: Анализ формирования и исполнения бюджета РФ.

2.1 Оценка структуры бюджета РФ за 2008-2009 годы.

6 июля 2007 года Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Данный нормативный акт был одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года. Формирование основных характеристик федерального бюджета на 2008-2010 годы основывалось на изложенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах» положениях бюджетной стратегии на среднесрочную перспективу, ориентированной на содействие социальному и экономическому развитию РФ при учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов. Основные характеристики бюджета на 2008 год, которые закладывались, исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 35000 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 7,0% (декабрь 2008 года по отношению к декабрю 2007 года):

  1. общий объем доходов федерального бюджета в сумме                            6 644 447 448,0     тыс. рублей, в том числе объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 383 112 818,0 тыс. рублей;
  2. общий объем расходов федерального бюджета в сумме  
    6 570 297 744,0 тыс. рублей;
  3. объем нефтегазового трансферта - 2 135 000 000,0 тыс. рублей;
  4. нормативную величину Резервного фонда в сумме  
    3 500 000 000,0 тыс. рублей;
  5. верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года в сумме 1 824 700 718,8 тыс. рублей;
  6. верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года в сумме 43,3 млрд. долларов США;
  7. прогнозируемый профицит федерального бюджета в 2008 году в сумме 74 149 704,0 тыс. рублей.

Информация о работе Оценка состояния государственного бюджета Российской Федерации