Оценка состояния государственного бюджета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета РФ. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
Раскрыть понятие и сущность бюджета и бюджетной системы.
Проанализировать доходы и расходы бюджета на примере государственного бюджета Российской Федерации.
Выявить проблемы сбалансированности доходов и расходов бюджета и его исполнения.
Дать количественную и качественную характеристику бюджета Российской Федерации за 2008-2009 годы.
Исследовать проблемы дефицита бюджета и определить возможные пути их решения.
Раскрыть сущность бюджетной политики и рассмотреть её воздействие на состояние экономики страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр. 3
Глава 1. Понятие и структура государственного бюджета.
1.1 Понятие и роль государственного бюджета и бюджетной системы государства в условия рыночной экономики...................................стр. 5
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения……………………………………………..стр. 10
Глава 2. Анализ формирования и исполнения бюджета РФ.
2.1 Оценка структуры бюджета РФ за 2008-2009 годы...……..…..стр. 24
2.2 Проблемы дефицита бюджета и их решение на современном этапе…………………………………………………………………..стр. 30
2.3 Воздействие бюджетной политики на состояние экономики страны...………………..…………………………...……стр. 33
Заключение……………………………………………….…...……...….стр. 38
Список использованной литературы……..……………………….........стр. 40

Работа состоит из  1 файл

kyrsovaya (1)!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 277.00 Кб (Скачать документ)

При определении целей  и задач бюджетной политики следует  исходить из того, что за последние  месяцы существенно возросла неопределённость на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики.

При таких условиях необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования её структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.

В этих целях бюджетная  политика должна формироваться с  должной степенью осмотрительности, учитывать  все  возможные сценарии развития мировой экономики, включая  негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности. Наиболее острой проблемой в настоящее время является рост цен. Необходимость замедления роста цен – одновременно макроэкономическая и социальная проблема.

Основные  задачи бюджетной политики РФ на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу можно свести к следующим моментам:

  1. повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы;
  2. ориентация бюджетной политики на перспективу, исходя из четкого понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах, обеспечение предсказуемости условий формирования бюджетов всех уровней;
  3. создание стабилизационного фонда для снижения в среднесрочной перспективе зависимости российской бюджетной системы от внешнеэкономической конъюнктуры;
  4. продолжение работы по совершенствованию налоговой системы и последовательному снижению налогового бремени;
  5. повышение уровня налогового администрирования, в том числе на основе внедрения информационных технологий;
  6. более рациональная организация работы налоговых инспекций, сведение к минимуму затрат налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовку и сдачу налоговой отчетности;
  7. повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов;
  8. финансирование подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием на федеральном уровне;
  9. модернизация системы обязательного медицинского страхования;
  10. комплектование российской армии, предусматривающее замещение призыва на воинскую службу на контрактной основе;
  11. принятие мер по максимальному сосредоточению всех средств бюджетной системы в учреждениях Банка России;
  12. создание системы четкого и стабильного разграничения доходных и расходных полномочий, что является необходимым условием приведения государственных и муниципальных обязательств в соответствие с реально имеющимися ресурсами для их исполнения.

Для совершенствования бюджетной политики в России необходимо осуществить реконструкцию основных ее принципов:

  1. реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;
  2. ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
  3. жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
  4. увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;
  5. усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.20

Для повышения эффективности  и результативности бюджетной политики Правительству Российской Федерации  надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач:

  1. Бюджетная политика должна сохранить своё значение как важнейший инструмент макроэкономического регулирования. Она должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции.
  2. Необходимо усилить роль бюджета в стимулировании роста экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу. Начиная с 2009 года проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной 3-летний период должны формироваться с учетом основных параметров бюджетных прогнозов на 15-летний период, а по отдельным направлениям – на более отдаленную перспективу.
  3. Необходимо сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу.
  4. Эффективное расходование бюджетных средств за счёт перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования.
  5. Завершение переходного периода формирования новой системы местного самоуправления.
  6. Практический переход на современные принципы осуществления государственных инвестиций и реализации долгосрочных программ за счёт бюджетных средств.
  7. Дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результаты.
  8. Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами.
  9. Повышение качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора.
  10. Расширение практики учёта результативности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки за счёт средств федерального бюджета.
  11. Совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля.

"Основные направления  налоговой политики в Российской  Федерации на 2008 – 2010 годы", одобренные Правительством Российской Федерации (протокол от 2 марта 2007 г. № 8), предусматривали внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

  1. совершенствование налога на прибыль организаций;
  2. совершенствование налога на добавленную стоимость;
  3. индексация ставок акцизов;
  4. совершенствование налога на доходы физических лиц;
  5. введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц;
  6. совершенствование налога на добычу полезных ископаемых;
  7. совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;
  8. международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен.

По указанным направлениям в 2008-2009 годах был принят целый ряд решений. Большая часть из них была принята в качестве антикризисных мер налогового стимулирования, отчет о которых отражен в одобренной Правительством Российской Федерации Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2010 год.

 

 

 

Заключение

В настоящей курсовой работе была сделана попытка комплексного анализа государственного бюджета  России. С этой целью были решены следующие задачи:

  1. Раскрыты понятие и сущность бюджета и бюджетной системы.
  2. Проанализированы доходы и расходы бюджета на примере государственного бюджета Российской Федерации.
  3. Выявлены проблемы сбалансированности доходов и расходов бюджета и его исполнения.
  4. Дана количественная и качественная характеристика бюджета Российской Федерации за 2008-2009 годы.
  5. Исследованы проблемы дефицита бюджета на современном этапе и определены возможные пути их решения.
  6. Раскрыта сущность бюджетной политики и рассмотрено её воздействие на состояние экономики страны.

В ходе решения данных задач был сделан ряд выводов относительно государственного бюджета и бюджетной системы.

Для выполнения государством своих функций необходимы денежные средства. С этой целью государство аккумулирует ресурсы  с помощью государственного бюджета – основного финансового документа, представляющего собой роспись государственных доходов и расходов.

Государственная бюджетная  система России в настоящее время представляет собой довольно сложный механизм и включает в себя три звена: государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты, что говорит о демократизации в области бюджетных отношений.

Российская экономика  на современном этапе развития характеризуется  переходным состоянием, что требует  от Правительства и Министерств  разработки грамотной бюджетной  политики. Особое внимание стоит уделить государственным расходам, которые должны отражать первостепенные задачи государства в экономической и социальной политике. Именно для этого государственные расходы классифицируются по 19 целевым направлениям.

Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от его государственного устройства. В бюджетах разных уровней находит свое отражение структура доходов и расходов государства, субъектов РФ и местных органов власти. Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Бюджетный процесс предполагает достижение сбалансированности доходов  и расходов. При превышении расходов над доходами образуется бюджетный  дефицит, для покрытия которого государству  приходится прибегать к различным формам заимствования, что приводит к разного рода трудностям. При превышении доходов над расходами образуется профицит. Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. Поэтому принятие бюджета профицитом также нежелательно, как и допущение бюджетного дефицита.

Таким образом, государственный  бюджет является мощным рычагом воздействия  на состояние экономики страны. Его роль огромна для любого государства, в том числе как для государств с развитой рыночной экономикой, так  и для стран с переходным типом экономики. Для Российской Федерации, как для государства последнего типа, роль государственного бюджета определяется, прежде всего, задачами, исполнение которых гарантирует стабильность экономической, финансовой и социальной сфер общества.

 

 

Список использованной литературы

1. Агапова Т.А., Серегина  С.Ф. Макроэкономика.- М.: Изд-во «Дело  и Сервис», 2002.- 447 с.

2. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под общей редакцией профессора, д.э.н. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «Дело и Сервис», 1999.-416 с.

3. Макроэкономика-2: учебное пособие / Матершева В.В., Клинова С.П., Соловьёв Б.А.; Воронежский государственный университет.- Воронеж, 2008.-374 с.

4. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика.- М.: Изд-во МГУ, 1994.- 736 с.

5. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Ю.И.Хаустова - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. – 728 с.

6. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник – 3 изд-во, перер., ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 575 с.

7. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 3 января 2006 г.).

8. Конституция Российской Федерации. Официальный текст.- М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 48 с.- (Российское законодательство).

9. Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 17.05.2007 г.).

10. "Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 годы", одобренные Правительством Российской Федерации (протокол от 2 марта 2007 г. № 8).

11. Пояснительная записка к проектировкам основных характеристик федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года и распределению расходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года по ведомственной структуре и разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 №1860-р.

12. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб./Росстат.- М., 2009.- 847 с.

13. Федеральный закон Российской Федерации N 198-ФЗ от 24.07.2007            "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов.

14. Группа кампаний «Русконсалт». Официальный сайт – (http://www.rusconsult.ru)

15. Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт- (http://www.minfin.ru/ru/budget/federal_budget/08-09/)

16. Министерство экономики Российской Федерации. Официальный сайт- (http://www.economy.gov.ru/minec/main/)

17. РосБизнесКонсалтинг. Официальный сайт -  (http://www.rbc.ru/)

18. Свободная интернет-энциклопедия Википедия. Статья «Государственный долг» – (http://ru.wikipedia.org/wiki/Государственный_долг)

19. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации.- (http://www.gks.ru/)

20. Центральный банк РФ.- Официальный сайт - (http://www.cbr.ru)

21. Экспертная сеть Кремль.ORG. – (http://www.kreml.org/news/)

 

1 Учебник / Под ред. Ю.И. Хаустова – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003.-с.509

2 Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./ Под общей редакцией профессора, д.э.н. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во «Дело и Сервис», 1999. – с.111

3 Учебник / Под ред. Ю.И. Хаустова – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003.- с.510

4 Учебник / Под ред. Ю.И. Хаустова – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003.-с. 509-511

Информация о работе Оценка состояния государственного бюджета Российской Федерации