Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:08, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета РФ. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
Раскрыть понятие и сущность бюджета и бюджетной системы.
Проанализировать доходы и расходы бюджета на примере государственного бюджета Российской Федерации.
Выявить проблемы сбалансированности доходов и расходов бюджета и его исполнения.
Дать количественную и качественную характеристику бюджета Российской Федерации за 2008-2009 годы.
Исследовать проблемы дефицита бюджета и определить возможные пути их решения.
Раскрыть сущность бюджетной политики и рассмотреть её воздействие на состояние экономики страны.
Введение…………………………………………………………………стр. 3
Глава 1. Понятие и структура государственного бюджета.
1.1 Понятие и роль государственного бюджета и бюджетной системы государства в условия рыночной экономики...................................стр. 5
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения……………………………………………..стр. 10
Глава 2. Анализ формирования и исполнения бюджета РФ.
2.1 Оценка структуры бюджета РФ за 2008-2009 годы...……..…..стр. 24
2.2 Проблемы дефицита бюджета и их решение на современном этапе…………………………………………………………………..стр. 30
2.3 Воздействие бюджетной политики на состояние экономики страны...………………..…………………………...……стр. 33
Заключение……………………………………………….…...……...….стр. 38
Список использованной литературы……..……………………….........стр. 40
Основные характеристики федерального бюджета на 2009 год были определены, исходя из прогнозируемого объема валового ВВП в размере 44 800,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,5% (декабрь 2009 года по отношению к декабрю 2008 года):
Формализовано структура доходов и расходов бюджета РФ за 2008-2009 годы представлена в таблице 1.
Таблица 1: «Структура доходов и расходов бюджета РФ за 2008-2009 годы»14
Показатели |
2008 год, млрд. руб. |
Удельный вес, % |
2009 год, млрд. руб. |
Удельный вес, % |
Темп роста, % |
Доходы всего |
6673,20 |
100,0 |
7421,20 |
100,0 |
111,21 |
В том числе: |
|||||
Ненефтегазовые |
4207,50 |
63,05 |
5035,40 |
67,85 |
119,68 |
Нефтегазовые |
2465,70 |
36,95 |
2385,80 |
32,15 |
96,75 |
В том числе: |
|||||
Нефтегазовый трансферт |
2120,00 |
31,76 |
2093,00 |
28,20 |
98,73 |
Резервный фонд |
332,00 |
4,97 |
292,80 |
3,95 |
88,19 |
Фонд будущих поколений |
13,70 |
0,21 |
- |
- |
- |
Расходы всего |
6500,30 |
100,0 |
7361,90 |
100,0 |
113,25 |
В том числе: |
|||||
1) Процентные |
188,51 |
2,90 |
397,13 |
5,39 |
210,66 |
2) Непроцентные |
6311,79 |
97,10 |
6964,77 |
94,61 |
110,34 |
Из них: |
|||||
а) Бюджетам других уровней |
937,01 |
14,41 |
926,26 |
12,58 |
98,85 |
б) Государственным внебюджетным фондам |
1326,17 |
20,40 |
1504,65 |
20,63 |
113,45 |
3) Условно-утвержденные |
- |
- |
184,00 |
2,50 |
- |
Ненефтегазовый дефицит |
2292,80 |
35,27 |
2326,50 |
31,60 |
101,47 |
Нефтегазовый трансферт |
2120,00 |
32,61 |
2093,00 |
28,43 |
98,72 |
Источники финансирования дефицита: |
172,80 |
2,65 |
233,50 |
3,17 |
135,12 |
Привлечение |
547,07 |
8,41 |
569,34 |
7,73 |
104,07 |
Погашение |
374,27 |
5,75 |
335,84 |
4,67 |
89,73 |
Внешние источники финансирования дефицита: |
155,77 |
2,39 |
99,66 |
1,35 |
63,97 |
Привлечение |
37,46 |
0,57 |
28,18 |
0,38 |
75,23 |
Погашение |
193,23 |
2,97 |
127,84 |
1,73 |
66,15 |
Внутренние источники |
328,57 |
5,06 |
333,16 |
5,78 |
101,39 |
Привлечение |
509,61 |
7,83 |
541,16 |
9,40 |
106,19 |
Погашение |
181,04 |
2,78 |
208,00 |
3,61 |
114,89 |
Государственный долг РФ: |
2911,17 |
44,74 |
3325,73 |
57,75 |
114,24 |
Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод о том, что федеральный бюджет за 2008 год исполнен по доходам в сумме 6673,2 млрд. рублей или 103,3% к утвержденным доходам; по расходам – 6500,30 млрд. рублей, или 97,7% к уточненной росписи. Таким образом, по предварительным оценкам, профицит бюджета предварительно составил 172,90 млрд. рублей. Доходы федерального бюджета за январь - декабрь 2008 года, принесенные Федеральной налоговой службой составили 4 072,80 млрд. рублей, что составило 101,5% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год. Доходы Федеральной таможенной службы в бюджет составили 4 трлн. 684,32 млрд. рублей, что составляет 101,6% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год. Доходы в бюджет, принесенные Федеральным агентством по управлению государственным имуществом составили 79,15 млрд. рублей, или 134% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год. Другими федеральными органами было принесено доходов в бюджет за прошлый год в размере 421,8 млрд. рублей, или 149,5% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год.
По состоянию на 1 января 2009 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 4 027,64 млрд. рублей, Фонда национального благосостояния - 2 584,49 млрд. рублей.
Дополнительные доходы федерального бюджета в 2009 году составили 618 млрд. рублей, при этом нефтегазовые доходы бюджета составили 1,267 трлн. рублей, но снизились доходы от внешнеэкономической деятельности (на 346 млрд. рублей), а также бюджет потерял на курсовой разнице 371 млрд. рублей.15
Таким образом, доходы бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 выросли на 748,2 млрд. руб., расходы – на 861,6 млрд. руб., следовательно, профицит бюджета в 2009 году снизился по сравнению с 2008 годом на 113,4 млрд. руб. и составил 59,3 млрд. руб., вместо 172,9 млрд. руб. в 2008 году. При этом ненефтегазовые доходы выросли на 827,9 млрд. руб., а нефтегазовые – сократились на 79,9 млрд. руб., что произошло из-за значительного снижения стоимости барреля нефти.
Резервный фонд в 2009 году уменьшился по сравнению с 2008 годом на 39,2 млрд. руб., что в процентном отношении составило 11,8%.
Расходы госбюджета в 2009 году выросли по сравнению с 2008 годом на 861,6 млрд. руб., или на 13,25% и составили 7361,90 млрд. руб. вместо 6500,30 млрд. руб. в 2008 году.
Определенный интерес представляет динамика госдолга России.
Таблица 2: «Динамика внешнего государственного долга РФ за 2008-2009 года».16
Государственный долг Российской Федерации в 2008 году |
Сумма, млрд. руб. | ||||
Дата |
01.01.08 |
01.04.08 |
01.07.08 |
01.10.08 |
01.01.09 |
Внешний долг Российской Федерации всего: |
463,9 |
483 |
534,5 |
540,8 |
479,4 |
Внешний долг государственного
сектора в расширенном |
183,7 |
183,7 |
197,4 |
184,4 |
161,3 |
В том числе: |
|||||
Органы государственного управления |
37,4 |
36,9 |
34,7 |
32,6 |
29,5 |
Краткосрочные обязательства |
55,5 |
57,4 |
65,9 |
68,7 |
46,3 |
Прочие долговые обязательства |
3,6 |
4,1 |
4,1 |
4,2 |
4,4 |
Просроченная задолженность |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Долгосрочные обязательства |
168,7 |
168,2 |
176,8 |
162,7 |
145,5 |
Долговые ценные бумаги |
24,1 |
23,7 |
22,1 |
20,6 |
17,6 |
Ссуды и займы |
174 |
199,3 |
213,7 |
218 |
194,9 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
1,9 |
2,6 |
3,3 |
3,4 |
2,8 |
Наличная национальная валюта и депозиты |
1,9 |
2,6 |
3,3 |
3,4 |
2,8 |
Банки |
162,4 |
170 |
191,3 |
196,4 |
164,6 |
Долговые ценные бумаги |
2,5 |
2,4 |
2,0 |
1,9 |
1,5 |
Текущие счета и депозиты |
24,9 |
23,7 |
24,3 |
23,1 |
17,0 |
Долговые ценные бумаги |
1 |
0,8 |
0,7 |
0,4 |
0,1 |
Депозиты |
15,8 |
9,6 |
13,0 |
13,5 |
8,9 |
Прочие секторы |
235,3 |
246,1 |
272,5 |
275,7 |
249,9 |
Долговые ценные бумаги |
5,8 |
5 |
4,6 |
2,8 |
0,8 |
Внешний долг частного сектора |
280,2 |
299,3 |
337,1 |
356,5 |
318,1 |
Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод о том, что общая сумма долга РФ в 2008 году росла, причем увеличивался как долг государственного, так и частного секторов. На 1 января 2009 года госдолг увеличился по сравнению с 1 января 2008 года на 15,5 млрд. руб., при этом рост внешнего долга частного сектора составил 37,9 млрд. руб.
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд., или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.
Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., государственный долг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $60 млрд.17
Говоря о прогнозе состояния бюджета РФ, можно отметить, что общий объем доходов федерального бюджета увеличится в 2010 году на 131,2 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом. Доходы федерального бюджета в 2011 году прогнозируются в размере 12839,00 млрд. рублей (18,99% к ВВП). Поступление прочих неналоговых доходов в федеральный бюджет на 2010 год и 2011 год прогнозируется в сумме 1 976,3 млн. рублей и 2 056,3 млн. рублей соответственно.
2.2 Проблемы дефицита бюджета и их решение на современном этапе.
Бюджетный процесс предполагает сбалансированность государственных доходов и расходов. Количественное неравенство между доходами и расходами приводит к несбалансированности бюджета. При превышении расходов бюджета над доходами возникает бюджетный дефицит, при превышении доходов над расходами – профицит. В настоящее время бюджеты большинства стран мира являются дефицитными.18
Уровень дефицита государственного бюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВВП. Многие экономисты считают финансовое положение страны нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3 % от ВНП.
Для анализа дефицита бюджета РФ рассмотрим показатели за 2009 год и плановые показатели на 2010 год по данным Министерства финансов РФ.
Министерство финансов РФ прогнозировало дефицит федерального бюджета в 2009 году на уровне 7,8% ВВП без учета средств Фонда национального благосостояния.
2009 год Россия завершила с дефицитом федерального бюджета ниже планируемого уровня. Он составил 2 трлн. 326,14 млрд. руб. (5,9% ВВП), вместо планируемых 431,17 млрд. руб. За январь-февраль 2010 года дефицит бюджета РФ составил 194,62 млрд. руб. (3,2% ВВП), в январе был зафиксирован профицит бюджета в 66,12 млрд. рублей (2,4% ВВП). Практически весь дефицит бюджета в 2009 году планировалось покрыть за счет средства Резервного фонда в размере 3028,3 млрд. руб.
Дефицит бюджета РФ на конец апреля 2010 года вырос на 137,01 миллиарда рублей — до 444,61 миллиарда рублей с 307,60 миллиарда рублей по итогам января-марта, в процентном отношении к ВВП дефицит по итогам четырех месяцев увеличился до 3,4% ВВП.
В апреле 2010 года дефицит федерального бюджета оценивается в 5,7% ВВП. Первичный дефицит в апреле-мае 2010 года составил 367,173 миллиарда рублей. По данным министерства финансов РФ дефицит бюджета в 2010 году может составить 6,8%, в 2011 – 4%, в 2012 – 3% ВВП. При этом в 2010 году дефицит федерального бюджета будет на 73,9% финансироваться за счет использования средств фондов и на 26,1% за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований, в 2011 году - на 36,9% и на 63,1% соответственно, в 2012 году - на 45,5% и на 54,5% соответственно.19
Использование средств Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета приведет к тому, что уже в 2010 году он окажется практически полностью исчерпанным. При этом в 2011-2012гг. фонд пополняться не будет, а все средства, которые должны были бы поступать в него в течение года, будут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
На основе приведенных данных о состоянии дефицита бюджета РФ можно сделать ряд выводов о влиянии бюджетного дефицита на состоянии экономики страны:
Таким образом, можно определить направления решения проблем дефицита бюджета РФ на современном этапе развития экономики:
Увеличение доходной и уменьшение расходной частей бюджета имеет пределы использования, так как большое количество статей государственного бюджета не подлежит сокращению из-за своей стратегической важности (например, расходы на оборону).
Финансирование за счет государственных займов предполагает осуществление государством займов в различных формах: продажа государственных ценных бумаг, займы у внебюджетных фондов, получение кредитов у иностранных государств и международных финансовых организаций.
С целью покрытия дефицита
бюджета государство может
Дефицит бюджета может быть устранен за счет дополнительной эмиссии денежных средств без соответствующего товарообеспечения. Доход, получаемый государством от печатания денег, - сеньораж. Эмитируя деньги для финансирования расходов, государство увеличивает денежное предложение в экономике. Этот способ весьма непопулярен, особенно на настоящий момент в России, так как эффект от его использования носит краткосрочный характер и высока вероятность высоких темпов инфляции, которая и так довольно высока.
По данным Минфина, прибегнуть к внешним и внутренним заимствованиям России придется, если к концу 2010 года средства Резервного фонда будут полностью потрачены. Это произойдет только в случае, если цены на нефть будут ниже 70 долларов за баррель. Таким образом, если цены на нефть упадут в 2010 году ниже 70 долларов за баррель, то России придется полностью исчерпать средства Резервного фонда. Если же это не произойдет, то у РФ будет возможность продолжать увеличивать Резервный фонд.
2.3 Воздействие бюджетной
политики на состояние
Бюджетная политика государства – это совокупность принимаемых и осуществляемых органами представительной и исполнительной государственной власти решений, касающихся выработки направлений развития бюджетной сферы при соблюдении интересов общества и государства.
Бюджетная политика - это часть общей политики государства, инструмент осуществления экономической и социальной государственной политики.
Первый из этапов осуществления бюджетной политики - определение концепции развития бюджета государства, определение роли бюджета в общественном воспроизводстве. После определения концепции развития бюджета необходимо сформировать цели и задачи бюджетной политики государства. Чем четче и правильнее будут определены цели и задачи, тем более целенаправленными будут бюджетные меры. Последний этап - определение конкретных путей решения поставленных целей и задач бюджета, которые позволят реализовать основные направления использования бюджетных средств.
Информация о работе Оценка состояния государственного бюджета Российской Федерации