Оценка современного состояния рынка ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение рынка ценных бумаг, его сущности и значения , характерные черты развития рынка ценных бумаг , а также анализ состояния рынка ценных бумаг России.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

Дать понятие рынку ценных бумаг
Проанализировать субъекты и инструменты рынка ценных бумаг
Определить понятие функционирования рынка ценных бумаг и его регулирование
Проанализировать ситуацию, сложившуюся на российском рынке ценных бумаг
Представить перспективы развития российского фондового рынка

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Рынок ценных бумаг: структура, виды, участники……………...4

1.1 Определение рынка ценных бумаг и его виды…………………………4

1.2 Основные участники рынка ценных бумаг…………………………….6

1.3 Первичный и вторичный рынок ценных бумаг, их особенности

и отличия………………………………………………………………..........8

Глава 2. Оценка современного состояния рынка ценных бумаг

в России…………………………………………………………...................11

2.1 Анализ функционирования российского рынка ценных бумаг

в период мирового финансового кризиса………………………………….11

2.2 Проблемы развития российского фондового рынка………………….16

2.3 Цели, задачи развития финансового рынка на период

до 2020 года…………………………………………………………………19

Заключение…………………………………………………………………..22

Список использованной литературы……………………………………….23

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по ЭТ.docx

— 121.82 Кб (Скачать документ)

     Для повышения стоимости залога ВЭБ  выделил свыше 8 млрд. долл. Наибольшую поддержку получили: русал – 4,5 млрд. долл., Альфа-групп – 2 млрд., Система  – Галс – 0,7 млрд. Но нет гарантии, что подобная ситуация не повторится с другими предприятиями.

     Кризис  привел к сокращению доходов реального  сектора от эмиссии акций. (Рисунок 3) (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

     В России она стремительно росла с  2004 г., тогда акционерные общества страны разместили на открытом рынке акций на сумму 638 млн., а в 2007 г. – уже более чем на 22 млрд. долл. В 2008 г. Объем размещения акций на открытом рынке снизился по сравнению с 2007 г. более чем в 10 раз (при этом практически все акции были размещены в первом полугодии, т.е. еще до обострения кризиса). В течении первой половины 2009 г. за счет публичного размещения акций IPO вообще не удалось получить сколько-нибудь    значительных денежных средств.

     Кризис  оказал негативное влияние и на бюджетную  систему. Доходность ОФЗ возросла с 5,25% в мае 2008 г. до 14,09 – в феврале 2009 г. Заимствования на внутреннем рынке стали для государства в 2,7 раза дороже. В последние годы за счет доходов от выпуска госбумаг финансируются расходы федерального бюджета на погашение внешнего госдолга. Большую его часть составляют еврооблигации, в которые конвертирован долг России Лондонскому клубу кредиторов.

     С учетом доходности ОФЗ внешний госдолг  внешний госдолг до кризиса замещался  более дешевым внутренним госдолгом. В настоящее время он  замещается более дорогим внутренним госдолгом. Это в ближайшей перспективе  приведет к росту расходов федерального бюджета на его обслуживание.

     В целом доходы корпоративного сектора  и бюджетной системы от выпуска  ценных бумаг со второй половины 2008 г. Стали снижаться. В январе-мае 2009 г. Они приняли отрицательное значение. Произошло это как за счет резкого уменьшения выпуска акций и облигаций, так и за счет существенного роста расходов на обслуживание долговых бумаг (Рисунок 4). (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

     Важным  последствием кризиса для банковской системы стали убытки от снижения курсов акций  и облигаций. За июль-октябрь  такие убытки составили почти 100 млрд. руб. В этих условиях Банк России был вынужден изменить учет стоимости  ценных бумаг. Акции и облигации, купленные в первой половине 2008 г., было разрешено оценивать по стоимости на 1 июля 2008 г., т.е. по докризисным ценам. Переоценка позволила банкам получить в ноябре- декабре 2008 г. Около 60 млрд. руб. [18, с. 19-20]

     Фондовый  кризис при всех попытках его моделирования  и прогнозирования – это всего  лишь форма нарастания и разрешения противоречий между стоимостью  реального капитала  и представлениями  инвесторов о его рыночной стоимости, которые языком теории называются фиктивным  капиталом. Механизм переоценки реальной стоимости обращающихся на рынке  акций был запущен еще во второй половине 1990-х гг. (фондовые кризисы 1997-98 гг., 2000-2002 гг.). завышение рыночных цен, то есть переоценка будущих доходов  в обоих случаях завершалось  фондовыми кризисами международного масштаба, так как имел место классический, экономически объективный процесс  формирования финансовых спекулятивных  пузырей. Безусловно, в обоих  кризисах одну из ведущих ролей сыграли  одинаковые прогнозы финансовых аналитиков, которые,  используя одни и те же математические модели из теоретического арсенала. В результате сложилась  ситуация, когда субъективный фактор нарастания спекулятивного финансово  пузыря  стал акселератором  объективного экономического процесса: постепенного «перегрева» фондового рынка  вследствие переоценки реальной стоимости  обращающихся  ценных бумаг. Одинаковость рыночных прогнозов  привела не только к синхронизации кризисов на национальных фондовых рынках, но и создала ситуацию, когда спекулятивные финансовые пузыри стали «надуваться» гораздо быстрее, а промежутки между фондовыми кризисами сократились (за последние десять лет из было три, а в предыдущие годы  между кризисами фондового рынка в среднем проходило 20-30 лет). Синхронизация национальных фондовых кризисов вследствие одинаковости прогнозов и моделирования запустила еще один современный процесс: фондовые кризисы с неизбежностью становятся мировыми. Так было в 1997- 98 гг., 2000-2002 гг. и в ходе нынешнего мирового финансового кризиса. Очевидно, что процесс моделирования объективно необходим для аналитических прогнозов по фондовым рынкам, но очевидно также и то, что верность любого прогноза по фондовому рынку не превышает степени достоверности метеопрогнозов. Последствия же  полного доверия инвесторов к аналитическим прогнозам достаточно опасны: это и учащение фондовых кризисов в разряд глобальных; и усложнение задач по «мягкому» выходу из каждого фондового кризиса. В частности, современный геофинансовый кризис особенно обострил проблемы «мягкого выхода». Поэтому большинство национальных финансовых рынков  стремятся оградить себя от глобального рынка, но сохранить при этом преимущества международной интеграции. Отсюда крайне актуальна в настоящее время тенденция к финансовой регионализации. [7, с. 70] 

2.2. Проблемы развития российского фондового рынка 

     Формирование  фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных  с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. В данном разрезе возможно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового  рынка, которые требуют первоочередного  решения.

     1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.

     2. Целевая переориентация рынка  ценных бумаг с первоочередного  обслуживания финансовых запросов  государства и перераспределения  крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

     3. Улучшение качественных характеристик  рынка:  что подразумевает наращивание  объемов и переход в категорию  классифицируемых рынков ценных  бумаг (для того, чтобы российский  рынок был отнесен к разряду  развивающихся, размер капитализации  рынка акций в процентах к  номинальной стоимости ВВП должен  достигнуть 30-40%, т. е. увеличиться  в 10-15 раз), что невозможно без  укрупнения и рекапитализации  фондового рынка; а так же  пресечение обращения на рынке  суррогатов ценных бумаг и  незаконной профессиональной деятельности (контроль за данным процессом  должны взять на себя как  государственные, так и саморегулируемые  организации).

     4. Повышение роли государства на  фондовом рынке, для чего необходимо: Создание государственной долгосрочной  концепции и политики действий  в области восстановления рынка  ценных бумаг и  его текущего  регулирования (окончательный выбор  модели фондового рынка, а также  определение доли источников  финансирования хозяйства и бюджета  за счет выпуска ценных бумаг,  создание системы отчетности  и публикации макро- и микроэкономической  информации о состоянии рынка  ценных бумаг; создания системы  экспертной поддержки и научного  обслуживания рынка (экспертные советы ученых и т. п.). [17, с. 106-108]

     Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) России предупреждает, что без экстренных мер со стороны правительства  Россия может в ближайшее время  потерять рынок капитала.

     В докладе ФСФР призывает власти приложить  усилия к повышению конкурентоспособности  всех институтов национального рынка  капитала, от регулирующих органов  до профучастников и инфраструктурных организаций.

     ФСФР  отмечает, что внутренний российский рынок не стал основным источником привлечения инвестиций для крупнейших российских компаний. Потенциальные  эмитенты пользуются собственными средствами или проводят первичное размещение своих акций на иностранных биржах. Объемы сделок с российскими ценными  бумагами на иностранных биржах растут быстрее, чем на отечественных площадках.

     ФСФР  отмечает, что упадку рынка РФ способствуют системные факторы: правительство не борется с высокой инфляцией, из-за которой стоимость заимствований внутри России намного выше, чем за рубежом, — 10-11 процентов против 7-8 процентов годовых.

     Высокие политические риски, слабая законодательная  защита прав инвесторов, а также  обилие госорганов, так или иначе  регулирующих рынок, также делает его  непривлекательным для консервативных инвесторов.

     Еще одной причиной упадка российского  рынка является неразвитость инфраструктур: нет Центрального депозитария, который  учитывал бы права собственности  на все российские акции, а разобщенные  клиринговые системы затрудняют расчеты между продавцами и покупателями ценных бумаг. Для сохранения фондового  рынка России ФСФР предлагает несколько  мер, в числе которых скорейшее  создание России Центрального депозитария, разрешение крупным АО выпуска не требующих госрегистрации коротких облигаций и вывод на российские биржи бумаг иностранных эмитентов. Кроме того, по мнению ФСФР, необходимо создать единый коллегиальный орган, который будет регулировать весь финансовый рынок.

     Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) также  подготовила изменения в законодательстве, обеспечивающем защиту прав инвесторов при слияниях и поглощениях. Изменения  в российском законодательстве, подготовленные ФСФР, позволят защитить права акционеров в процессе поглощений.

     К началу 2008 года указанные тенденции  приобрели особую остроту. Это наглядно проявляется на фоне ухудшения конъюнктуры  мирового финансового рынка, обострения кризисных процессов, актуализации вопросов стратегического развития мировых финансовых центров, их экспансии  в страны с развивающимися экономиками. Сложившаяся ситуация на мировых  финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому  фондовому рынку требуют скорейшего завершения работ по реализации Стратегии, закрепления достигнутых в ходе реализации Стратегии результатов, критического переосмысления отдельных  ее положений и формулирования среднесрочных  на 2008-2012 годы и долгосрочных до 2020 года мер по совершенствованию регулирования  и развитию рынка ценных бумаг  в Российской Федерации. [16, с. 65]

2.3. Цели, задачи развития финансового рынка

на  период до 2020 года 

     Целью настоящей Стратегии является формирование конкурентоспособного самостоятельного финансового центра.

     До 2020 года необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка:

  • повышение емкости и прозрачности финансового рынка;
  • обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;
    • формирование благоприятного налогового климата для его участников;
    • совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.

     В рамках решения задачи по повышению  емкости и прозрачности российского  финансового рынка потребуется:

    • внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;
    • расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка;
    • создание возможности для секьюритизации широкого круга активов;
    • повышение уровня информированности граждан о возможностях   инвестирования сбережений на финансовом рынке.

     В рамках решения задачи по обеспечению  эффективности инфраструктуры финансового  рынка предусматривается:

    • унификация регулирования всех сегментов организованного        финансового рынка;
    •   создание нормативно-правовых и организационных условий для       возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры;
    • создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента;
    • повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты.

     Задача  по формированию благоприятного налогового климата для участников финансового  рынка должна найти отражение  в основных направлениях налоговой  политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. В этой связи следует предусмотреть изменение налогового законодательства Российской Федерации по следующим направлениям:

Информация о работе Оценка современного состояния рынка ценных бумаг в России