Оценка влияния монополии на экономику России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание

Цель работы: проанализировать естественные монополии в России в области электроэнергетики, принципы их реформирования, а также обосновать действие антимонопольного законодательства.
Всё это позволит решить следующие задачи:
1) Определить сущность, причины и последствия монополий;
2) Рассмотреть вопрос ценовой политики государства, типы барьеров, препятствующих возникновению новых фирм;
3) Проанализировать в динамике рост цен на услуги естественных монополий в области электроэнергетики;
4) Реформирование естественных монополий в электроэнергетике;
5) Определить цели, принципы и методы реализации антимонопольной политики в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы исследования монополии…………………………...5
1.1 Сущность и причины монополии……………………………………….5
1.2 Виды и формы монополии…………………………………………….16
1.3 Последствия монополии……………………………………………….21
2. Оценка влияния монополии на экономику России………………………...23
2.1 Анализ естественных монополий……………………………………..23
2.2 Реформирование электроэнергии России…………………………….29
2.3 Антимонопольная политика государства…………………………….35
Заключение………………………………………………………………………43
Список литературы…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

теория монополии.doc

— 314.50 Кб (Скачать документ)

Таблица 2 - Динамика роста регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий за 2005 – 2008 года

(в % к предыдущему году)

 

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

(оценка)

Электроэнергия (для всех категорий потребителей)

111,0

110,3

110,7

116,7

Газ природный (для всех категорий потребителей)

123,0

111,0

115,0

125,0

Железнодорожные перевозки грузов (за  период)

112,8

107,5

108,0

121,1

 

 

Что касается роста цен за 2009-2011 гг, данная динамика продемонстрирована в таблице 3.

 

Таблица 3 - Динамика роста регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий за 2009-2011 года

(в среднем за год, % к предыдущему году)

 

2009

2010

2011

Старый прогноз

Действующий график

Газ, в т.ч.

120,3

115,9-116,3

130

140

-средние оптовые цены

119,9

115,9-116,3

128

140

-цены для населения

125

116,3

130

140

Электроэнергия, в т.ч.

126

126

122

118

-средние регулируемые тарифы

119

119

113-114

116

-цены для населения

125

125

125

125

Тепловая энергия

118,5-122

118

118

120

Нефтепроводный транспорт

н/g

115,7

н/g

н/g

Железнодорожные перевозки грузов

117,1-118,7

112,4

109,7-113,7

110-114

Железнодорожные пассажирские перевозки

113-121,8

112-119

112-114

114-116,7

 

На 2011 г. самый большой рост тарифов предполагался для «Газпрома» - 40 %. Мог быть и еще больше: в 2006 г. правительство пообещало концерну, что с 2012 г. его внутренние цены сравняются с европейскими (в этом году — почти пятикратная разница, $260 за 1000 куб. м в ЕС против 1920 руб. в России). Но эти планы изменились. Как сильно они могут поменяться на этот раз, чиновники Минэкономразвития не говорят. Хотя прежние прогнозы концерна по инвестициям в 2011 г. явно предполагали высокий рост цен в ближайшие годы.

В целях снижения цен и тарифов или, по крайней мере, их стабилизации большие надежды возлагаются на реформирование естественных монополий.

Рассмотрим более подробно электроэнергетику России:

Российская электроэнергетика располагает мощным потенциалом.

Таблица 4 - Мощность электростанций и производство электроэнергии в Российской Федерации                

 

 

1990

 

1995

 

1999

2000

2000 г.

в % к 1990 г.

Все электростанции

- установленная мощность на конец года, млн.кВт

213,3

215,0

214,3

215,0

100,8

- производство электроэнергии, млрд. кВт.ч

1082

860

846

876

81,0

- число часов использования среднегодовой установленной мощности, час

5297

4144

4056

 

 

В том числе:

тепловые электростанции

- установленная мощность на конец года, млн.кВТ

149,7

149,7

148,3

 

 

 

 

Продолжение Таблицы 4

 

 

1990

 

1995

 

1999

2000

2000 г.

в % к 1990 г.

- производство электроэнергии, млрд.кВт.ч

797

583

563

580

72,8

- число часов использования среднегодовой установленной мощности, час

5663

4092

3934

 

 

гидроэлектростанции

- установленная мощность на конец года, млн.кВт

43,4

44,0

44,3

 

 

- производство электроэнергии, млрд.кВт.ч

167

177

161

165

98,8

- число часов использования среднегодовой установленной мощности, час

3932

4113

3720

 

 

атомные

- установленная мощность на конец года, млн.кВт

20,2

21,3

21,7

 

 

- производство электроэнергии, млрд.кВт.ч

118

99,5

122

131

110,9

- число часов использования среднегодовой установленной мощности, час

5910

4676

5650

 

 

 

В  российской  электроэнергетике   естественная   монополия   сложилась исторически.

 

Основной целью  образования  РАО  "ЕЭС  России"  в  форме  акционерного общества  (когда  в  ноябре  1992г.  были  объединены  мощности  свыше   700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой  энергосистемы)  было  формирование оптового рынка электроэнергии.  В  федеральное  владение  РАО  "ЕЭС  России" поступили  около  50  новейших  электростанций  (это  более  половины  общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.

В структуре капитала РАО "ЕЭС  России"  государству  принадлежит  52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится  30,7%.  РАО  "ЕЭС  России" контролирует  77,7%  суммарной  мощности  электростанций  страны.   Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО  имеет  50  и более процентов акций, в остальных -  менее  50%.  Основные  фонды  компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная  капитализация  холдинга  составляет около 13 млрд. долл. Владея большей  частью  энергетических  мощностей,  РАО "ЕЭС России" является собственником всей сети линий  электропередач  страны.

Среди станций, не входящих в  РАО,  значительную  долю  составляют  АЭС,  на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.

 

2.2  Реформирование электроэнергии России

 

Реформа электроэнергетики – одна из наиболее продвинутых в сфере российских естественных монополий.

Еще в 1980-х годах в электроэнергетике страны стали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии.

 

 

 

В 1990-е годы, в период общеэкономического кризиса в России, объем

потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился.

Общая ситуация в отрасли характеризовалась следующими показателями:

По технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах.

Отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению.

В отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, существовала высокая вероятность крупных аварий.

Отсутствовала платежная дисциплина, были распространены неплатежи.

Предприятия отрасли были информационно и финансово "не прозрачными".

Доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков.

Все это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы для повышения эффективности энергокомпаний и позволили существенно увеличить объем инвестиций в отрасли. В противном случае, при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества, российские предприятия проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.

Рисунок 4 - Структура отрасли в 2000 году

 

Основная цель реформирования электроэнергетики России – повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

В связи с этим в электроэнергетике России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании.

В ходе реформы меняется структура отрасли: осуществляется разделение естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных(производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.

Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании в перспективе станут преимущественно частными и будут конкурировать друг с другом. В естественномонопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного контроля.

Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.

Цели и задачи реформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации".

С учетом последующих изменений в нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были конкретизированы в "Концепции Стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2005-2008 гг. "5+5".

 

Рисунок 5 – Целевая структура отрасли

 

Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.

Информация о работе Оценка влияния монополии на экономику России