Оценка влияния монополии на экономику России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание

Цель работы: проанализировать естественные монополии в России в области электроэнергетики, принципы их реформирования, а также обосновать действие антимонопольного законодательства.
Всё это позволит решить следующие задачи:
1) Определить сущность, причины и последствия монополий;
2) Рассмотреть вопрос ценовой политики государства, типы барьеров, препятствующих возникновению новых фирм;
3) Проанализировать в динамике рост цен на услуги естественных монополий в области электроэнергетики;
4) Реформирование естественных монополий в электроэнергетике;
5) Определить цели, принципы и методы реализации антимонопольной политики в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы исследования монополии…………………………...5
1.1 Сущность и причины монополии……………………………………….5
1.2 Виды и формы монополии…………………………………………….16
1.3 Последствия монополии……………………………………………….21
2. Оценка влияния монополии на экономику России………………………...23
2.1 Анализ естественных монополий……………………………………..23
2.2 Реформирование электроэнергии России…………………………….29
2.3 Антимонопольная политика государства…………………………….35
Заключение………………………………………………………………………43
Список литературы…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

теория монополии.doc

— 314.50 Кб (Скачать документ)

Так, магистральные сети переходят под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору.

Активы генерации также объединяются в межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна ("ГидроОГК") – на основе гидрогенерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.

Процесс реформирования АО-энерго начался в 2003 году с реализации нескольких пилотных проектов: реформирования ОАО "Калугаэнерго", ОАО "Орелэнерго", ОАО "Брянскэнерго", ОАО "Тулэнерго". Наиболее активно структурные преобразования начали осуществляться в 2004 году. Процесс реформирования затронул более 30 компаний. К апрелю 2004 года была завершена процедура реорганизации первой региональной энергокомпании – ОАО "Калугаэнерго", а к концу года разделены по видам деятельности 5 АО-энерго.

В том же 2004 году началось создание новых межрегиональных компаний. В последние месяцы 2004 года созданы (прошли государственную регистрацию) первые три ОГК и две ТГК. В тот же период (в октябре 2004 года) Совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" принял решение об учреждении четырех МРСК. В 2004 году также была практически сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) от АО-энерго Системному оператору.

В 2005 году процесс реформирования охватил большинство АО-энерго, причем значительная их часть к концу года была разделена. В этом же году учреждено большинство оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из семи ОГК, к августу – тринадцать из четырнадцати ТГК, созданы четыре МРСК.

В декабре 2007 – январе 2008 года закончено формирование целевой структуры всех тепловых ОГК и ТГК, завершен первый этап консолидации ОАО "ГидроОГК".

Закончен процесс выделения сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-энерго созданы все 56 магистральных сетевых компаний.

В 2007 году, в соответствии с решением совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" о переконфигурации МРСК от 27 апреля 2007 года и распоряжением Правительства России № 1857-р от 27 декабря 2007 года, число МРСК увеличено до 11 (без учёта МРСК Дальнего Востока).

С 1 сентября 2006 года вступили в силу новые правила работы оптового и розничных рынков электроэнергии. На оптовом рынке электроэнергии (мощности) в результате введения с 1 сентября новых правил работы осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями, ликвидирован сектор свободной торговли (ССТ), запущен спотовый рынок – "рынок на сутки вперед" (РСВ). К 2011 году, в соответствии с Постановлением Правительства России от 7 апреля 2007 года, предусматривается постепенная замена регулируемых договоров на свободные (нерегулируемые) договоры. Правила функционирования розничных рынков предполагают постепенную либерализацию розничных рынков электроэнергии параллельно с либерализацией оптового рынка, при сохранении обеспечения населения электроэнергией по регулируемым тарифам.

Таким образом, в ходе реформы исчезает прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сходят со сцены, на смену им появляются новые компании целевой структуры отрасли.

 

2.3 Антимонопольная политика государства

 

Антимонопольная   политика   —   это   основные   направления   деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур.  Она  направлена на содействие развитию товарных рынков  и  конкуренции,  на  предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности  и  недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

Первая попытка создания  антимонопольного  законодательства  в  России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США  закон Шермана. Однако организации  российских  предпринимателей  встретили  проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.

В результате преобразований в  Российской  Федерации  разрушены  устои государственного  монополизма,  характер  монополизации,  структура   рынков претерпели изменения. По отдельным товарным  группам  удалось  ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.

В  России  на  сегодняшний  день  наблюдается  очень  высокая  степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий  являются полными монополистами в производстве  некоторых  видов  продукции.  В  нашей стране монополизм в течение десятилетий  насаждался  «сверху»  государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой  формирования  рынка и отношений конкуренции между предприятиями.

Юридическая  основа  для  борьбы  с  монополиями  и   недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон  «О конкуренции  и  ограничении  монополистической  деятельности   на   товарных рынках».

Таблица 5 - Экономические цели политики антимонопольного регулирования

 

Экономические цели политики антимонопольной политики

Оптимизация

экономической

структуры

рынка

Воздействие на

экономическое поведение субъектов:

ограничение и пресечение

Корректировка

экономических

результатов

 

Анализ уровня концентрации на товарных рынках

Горизонтальных и вертикальных соглашений

Устранение административных, межрегиональных, организационных барьеров

Контроль за процессами концентрации

Недобросовестной

конкуренции

Поддержка малого предпринимательства

и формирование

конкурентной среды

Определение доминирующего положения

Монополистической деятельности

Проведение политики демонополизации производства и обращения

 

Правовая регламентация рыночных отношений и принятие специального антимонопольного закона свидетельствовала о крутом повороте российского законодательства в сторону рыночных экономических отношений.

В 1995 г.  отечественные  фирмы  получили  право  возбуждения  дел  по обвинению в демпинге с целью вытеснения  конкурентов  с  российского  рынка. Это  явилось  результатом  постепенно  совершенствующегося  в  нашей  стране набора методов борьбы с монополизмом.

Существует множество методов реализации антимонопольной политики.

Таблица 6 - Принципы и методы реализации антимонопольной политики

 

Принципы

Методы

1.Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроль за процессами концентрации

 

 

 

 

 

 

 

1.Содействие развитию товарных рынков и конкуренции (устранение административных межрегиональных и других барьеров).

2.                  Поддержка малого предпринимательства.

3.                  Проведение политики демонополизации производства и обращения.

4.Наблюдение и контроль за состоянием и уровнем концентрации товарных рынков,
поведением хозяйствующих субъектов на них.

5.Совершенствование антимонопольного законодательства.

6.Наблюдение и контроль за деятельностью естественных монополий

2.Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

 

 

 

 

1.Контроль и наблюдение за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке.

2.Контроль и наблюдение за согласованными действиями субъектов, направленными на ограничение конкуренции.

3.Пресечение недобросовестной конкуренции.

4.Контроль за актами и действиями органов власти, направленными на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов

Продолжение Таблицы 6

Принципы

Методы

3.Принцип разумного подхода
при применении норм антимонопольного законодательства,
направленных на эффективное
функционирование товарных
рынков и конкуренции

 

1.Исследование структуры рынка, анализ поведения и оценка результата функционирования рынка.

2.Приоритет положительного эффекта в социально-экономической сфере над действиями, направленными на изменение структуры и концентрацию рынка

3.Верховенство законов над другими нормативными актами, принимаемыми органами власти и управления.

4.Преемственность норм международного права и интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское.

4.Законность, гласность

и публичность в действиях антимонопольных органов

 

1.                  Пропаганда основных требований и норм антимонопольного законодательства.

2.Формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил

 

Вести  работу  в  этом  направлении  антимонопольным  органам   России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные  именно  для  нашей страны  способы  поддержки  конкуренции  и   ограничения   монополистических проявлений.  Ведь  первые  попытки  регулирования  деятельности   монополий, предпринятые в нашей стране в 1992—1993 гг.,  особого  успеха  не  принесли.

Стало ясно,  что  особая  структура  российского  хозяйства,  о  которой  мы говорили выше, снижает действенность методов, вполне  успешно  работающих  в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа.

Вот почему весной 1994 г.  правительство  утвердило  совершенно  новую модель антимонопольной политики, предложенную в  «Государственной  программе демонополизации  экономики  и  развития  конкуренции  на  рынках  Российской Федерации». Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть  отнесены к одной из трех категорий:

      1) естественные монополии;

       2) разрешенные монополии;

       3) временные монополии.

Естественными  монополиями  теперь  в  нашей  стране  будут  считаться

отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:

      а)  Они  производят   продукцию   или   услуги,   которые   невозможно

импортировать из-за рубежа или привести из других регионов страны;

      б) Они действуют на рынке, где создание  конкурентной  среды  за  счет

увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.

Разрешенными   монополиями   будут   считаться   отрасли   и    фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо  производящие некоторые  специфические  виды  продукции,  где   сокращение   числа   фирм - производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами  этой продукции.

В эту категорию попадают отрасли  оборонной  промышленности,  а  также фирмы, производящие ликероводочные  и  табачные  изделия  (акцизные  товары, требующие лицензирования) и лекарства.

Временными монополиями будут признаваться  отрасли  и  фирмы,  которые оказались доминирующими производителями  на  рынках  своих  товаров  в  силу проводившейся  ранее  в  стране  политики  укрупнения  предприятий,   а   не благодаря большей эффективности своей работы.

Именно временные и естественные монополии  и  будут  теперь  предметом особого  внимания   Антимонопольного   комитета   Российской   Федерации   и правительства в целом.  Хозяйственная  практика  последних  лет  убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие  отечественной экономики  наиболее  негативно,  именно  они  несут  большую  долю  вины   в раскручивании «маховика» инфляции.

Информация о работе Оценка влияния монополии на экономику России