Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 17:38, курсовая работа
Цель работы: проанализировать естественные монополии в России в области электроэнергетики, принципы их реформирования, а также обосновать действие антимонопольного законодательства.
Всё это позволит решить следующие задачи:
1) Определить сущность, причины и последствия монополий;
2) Рассмотреть вопрос ценовой политики государства, типы барьеров, препятствующих возникновению новых фирм;
3) Проанализировать в динамике рост цен на услуги естественных монополий в области электроэнергетики;
4) Реформирование естественных монополий в электроэнергетике;
5) Определить цели, принципы и методы реализации антимонопольной политики в России.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы исследования монополии…………………………...5
1.1 Сущность и причины монополии……………………………………….5
1.2 Виды и формы монополии…………………………………………….16
1.3 Последствия монополии……………………………………………….21
2. Оценка влияния монополии на экономику России………………………...23
2.1 Анализ естественных монополий……………………………………..23
2.2 Реформирование электроэнергии России…………………………….29
2.3 Антимонопольная политика государства…………………………….35
Заключение………………………………………………………………………43
Список литературы……………………………………………………………...46
Глава
2. Оценка влияния монополии на экономику
России
2.1 Анализ естественных монополий
Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на них неэластичный.
Начавшийся в 1992 г. переход России к рыночной экономике, процессы акционирования и приватизации выдвинули на первый план вопросы, касающиеся формирования системы государственного (экономического) регулирования отраслей промышленности, включающих виды хозяйственной деятельности с признаками естественных монополий, где возможности для развития конкуренции объективно ограничены. К таким отраслям в первую очередь относятся электроэнергетика, газовая промышленность и железнодорожный транспорт.
В силу своего огромного значения для экономики в целом постоянное внимание привлекают три главные естественные монополии - «Газпром», «ЕЭС России» и МПС.
На деле они не вполне естественные монополии, поскольку рождены из советских ведомств, а МПС и сейчас еще таковым является, и включают, поэтому множество бизнесов (предприятий), которые могли бы нормально действовать на рынке в конкурентной среде. Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий близкого класса, таких как «Транснефть», «Минатом», а также «Сбербанк», но они не так часто привлекают интерес. И еще локальные монополии составляют важную часть государственного сектора и всей российской экономики. Хотя формально «Газпром» - акционерное общество, в котором доля государства всего 38%, тем не менее реально его следует включать в госсектор.
Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти три монополии дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2 прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов - вдвое больше чем они. Очевидно, это следствие извлечения значительной природной ренты, которая еще недооценена из-за заниженных цен на газ.
В настоящее время часть ренты перераспределяется через заниженные цены в другие отрасли, прежде всего в электроэнергетику, позволяя поддерживать заниженные тарифы на энергию и тепло, а также населению, через удешевленные коммунальные услуги. При этом удерживается низкая заработная плата бюджетников и пенсии, усиливая дифференциацию населения по денежным доходам. Роль «Газпрома» в современной российской экономике, таким образом, уникальна, особенно в искажении относительных цен, подающих неверные сигналы агентам рынка.
Между тем, существует также распространенное мнение, что естественные монополии завышают цены, пользуясь своим монопольным положением и непрозрачностью. Их издержки высоки и потребители вынуждены их оплачивать. Что касается непрозрачности и издержек это совершенно верно, хотя цены реально завышались только в отдельные периоды, например, в энергетике до 1995 года, а в МПС - на перевозку отдельных видов грузов, например, на экспортные товары.
Учитывая огромную роль естественных монополий в экономике и госсекторе, представляется вполне оправданным рассмотрение и утверждение их инвестиционных программ в парламенте совместно с федеральным бюджетом, а текущих издержек - в правительстве с выдачей соответствующих директив представителям государства в этих компаниях.
Вместе с тем рассмотрение их положения должно быть непредвзятым, освобожденным от лоббистских интересов других компаний, заинтересованных в низких ценах на газ, энергию, железнодорожные перевозки. Это означает существование значительного нерыночного сектора в российской экономике, искажение относительных цен, отсутствие реальных стимулов энергосбережения и технического прогресса в этой сфере. Обрабатывающие отрасли, вопреки иллюзиям, практически ничего не выигрывают на этом, поскольку дешевые ресурсы просто транжирятся. Населению тоже лучше повысить зарплату и пенсии, с тем, чтобы оно, в свою очередь, оплачивало услуги по полной стоимости и могло бы выбирать - больше тратить энергии или лучше экономить, чтобы приобрести другие товары и услуги.
Для наглядности хотелось бы показать рост цен и тарифов естественных монополий за определённые года:
Таблица 2 - Динамика роста регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий за 2005 – 2008 года
(в % к предыдущему году)
2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год
(оценка) | |
Электроэнергия (для всех категорий потребителей) | 111,0 | 110,3 | 110,7 | 116,7 |
Газ природный (для всех категорий потребителей) | 123,0 | 111,0 | 115,0 | 125,0 |
Железнодорожные перевозки грузов (за период) | 112,8 | 107,5 | 108,0 | 121,1 |
Что
касается роста цен за 2009-2011 гг, данная
динамика продемонстрирована в таблице
3.
Таблица 3 - Динамика роста регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий за 2009-2011 года
(в среднем за год, % к предыдущему году)
2009 | 2010 | 2011 | ||
Старый прогноз | Действующий график | |||
Газ, в т.ч. | 120,3 | 115,9-116,3 | 130 | 140 |
-средние оптовые цены | 119,9 | 115,9-116,3 | 128 | 140 |
-цены для населения | 125 | 116,3 | 130 | 140 |
Электроэнергия, в т.ч. | 126 | 126 | 122 | 118 |
-средние регулируемые тарифы | 119 | 119 | 113-114 | 116 |
-цены для населения | 125 | 125 | 125 | 125 |
Тепловая энергия | 118,5-122 | 118 | 118 | 120 |
Нефтепроводный транспорт | н/g | 115,7 | н/g | н/g |
Железнодорожные перевозки грузов | 117,1-118,7 | 112,4 | 109,7-113,7 | 110-114 |
Железнодорожные пассажирские перевозки | 113-121,8 | 112-119 | 112-114 | 114-116,7 |
На 2011 г. самый большой рост тарифов предполагался для «Газпрома» - 40 %. Мог быть и еще больше: в 2006 г. правительство пообещало концерну, что с 2012 г. его внутренние цены сравняются с европейскими (в этом году — почти пятикратная разница, $260 за 1000 куб. м в ЕС против 1920 руб. в России). Но эти планы изменились. Как сильно они могут поменяться на этот раз, чиновники Минэкономразвития не говорят. Хотя прежние прогнозы концерна по инвестициям в 2011 г. явно предполагали высокий рост цен в ближайшие годы.
В целях снижения цен и тарифов или, по крайней мере, их стабилизации большие надежды возлагаются на реформирование естественных монополий.
Рассмотрим более подробно электроэнергетику России:
Российская электроэнергетика располагает мощным потенциалом.
Таблица 4 - Мощность электростанций и производство электроэнергии в Российской Федерации
|
1990 | 1995 | 1999 | 2000 | 2000 г.
в % к 1990 г. | |
Все электростанции | ||||||
-
установленная мощность на |
213,3 | 215,0 | 214,3 | 215,0 | 100,8 | |
- производство электроэнергии, млрд. кВт.ч | 1082 | 860 | 846 | 876 | 81,0 | |
-
число часов использования |
5297 | 4144 | 4056 | |||
В том числе: | ||||||
тепловые электростанции | ||||||
-
установленная мощность на |
149,7 | 149,7 | 148,3 | | ||
Продолжение Таблицы 4 | ||||||
|
1990 | 1995 | 1999 | 2000 | 2000 г.
в % к 1990 г. | |
- производство электроэнергии, млрд.кВт.ч | 797 | 583 | 563 | 580 | 72,8 | |
-
число часов использования |
5663 | 4092 | 3934 | |||
гидроэлектростанции | ||||||
-
установленная мощность на |
43,4 | 44,0 | 44,3 | |||
- производство электроэнергии, млрд.кВт.ч | 167 | 177 | 161 | 165 | 98,8 | |
-
число часов использования |
3932 | 4113 | 3720 | |||
атомные | ||||||
-
установленная мощность на |
20,2 | 21,3 | 21,7 | |||
- производство электроэнергии, млрд.кВт.ч | 118 | 99,5 | 122 | 131 | 110,9 | |
-
число часов использования |
5910 | 4676 | 5650 |
В
российской электроэнергетике
естественная монополия
сложилась исторически.
Основной целью образования РАО "ЕЭС России" в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО "ЕЭС России" поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.
В структуре капитала РАО "ЕЭС России" государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных - менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО "ЕЭС России" является собственником всей сети линий электропередач страны.
Среди
станций, не входящих в РАО, значительную
долю составляют АЭС, на которые
приходится 13% общего производства электроэнергии
в РФ.
2.2
Реформирование электроэнергии
России
Реформа электроэнергетики – одна из наиболее продвинутых в сфере российских естественных монополий.
Еще
в 1980-х годах в
В 1990-е годы, в период общеэкономического кризиса в России, объем
потребления
электроэнергии существенно уменьшился,
в то же время процесс обновления
мощностей практически
Общая ситуация в отрасли характеризовалась следующими показателями:
По технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах.
Отсутствовали
стимулы к повышению
Информация о работе Оценка влияния монополии на экономику России