Оценка влияния монополии на экономику России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание

Цель работы: проанализировать естественные монополии в России в области электроэнергетики, принципы их реформирования, а также обосновать действие антимонопольного законодательства.

Всё это позволит решить следующие задачи:

1) Определить сущность, причины и последствия монополий;

2) Рассмотреть вопрос ценовой политики государства, типы барьеров, препятствующих возникновению новых фирм;

3) Проанализировать в динамике рост цен на услуги естественных монополий в области электроэнергетики;

4) Реформирование естественных монополий в электроэнергетике;

5) Определить цели, принципы и методы реализации антимонопольной политики в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы исследования монополии…………………………...5

1.1 Сущность и причины монополии……………………………………….5

1.2 Виды и формы монополии…………………………………………….16

1.3 Последствия монополии……………………………………………….21

2. Оценка влияния монополии на экономику России………………………...23

2.1 Анализ естественных монополий……………………………………..23

2.2 Реформирование электроэнергии России…………………………….29

2.3 Антимонопольная политика государства…………………………….35

Заключение………………………………………………………………………43

Список литературы……………………………………………………………...46

Работа состоит из  1 файл

теория монополии.doc

— 315.00 Кб (Скачать документ)

    В отдельных регионах происходили  перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, существовала высокая вероятность крупных аварий.

    Отсутствовала платежная дисциплина, были распространены неплатежи.

    Предприятия отрасли были информационно и  финансово "не прозрачными".

    Доступ  на рынок был закрыт для новых, независимых игроков.

    Все это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали  бы стимулы для повышения эффективности  энергокомпаний и позволили существенно  увеличить объем инвестиций в  отрасли. В противном случае, при  дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества, российские предприятия проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.

    Рисунок 4 - Структура отрасли в 2000 году 

    Основная цель реформирования электроэнергетики России – повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

    В связи с этим в электроэнергетике  России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании.

    В ходе реформы меняется структура  отрасли: осуществляется разделение естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных(производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.

    Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании в  перспективе станут преимущественно  частными и будут конкурировать  друг с другом. В естественномонопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного контроля.

    Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.

    Цели  и задачи реформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации".

    С учетом последующих изменений в  нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были конкретизированы в "Концепции Стратегии ОАО  РАО "ЕЭС России" на 2005-2008 гг. "5+5". 

Рисунок 5 – Целевая структура отрасли 

    Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и  другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.

    Так, магистральные сети переходят под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору.

    Активы  генерации также объединяются в  межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна ("ГидроОГК") – на основе гидрогенерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.

    Процесс реформирования АО-энерго начался в 2003 году с реализации нескольких пилотных проектов: реформирования ОАО "Калугаэнерго", ОАО "Орелэнерго", ОАО "Брянскэнерго", ОАО "Тулэнерго". Наиболее активно структурные преобразования начали осуществляться в 2004 году. Процесс реформирования затронул более 30 компаний. К апрелю 2004 года была завершена процедура реорганизации первой региональной энергокомпании – ОАО "Калугаэнерго", а к концу года разделены по видам деятельности 5 АО-энерго.

    В том же 2004 году началось создание новых  межрегиональных компаний. В последние  месяцы 2004 года созданы (прошли государственную регистрацию) первые три ОГК и две ТГК. В тот же период (в октябре 2004 года) Совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" принял решение об учреждении четырех МРСК. В 2004 году также была практически сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) от АО-энерго Системному оператору.

    В 2005 году процесс реформирования охватил  большинство АО-энерго, причем значительная их часть к концу года была разделена. В этом же году учреждено большинство оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из семи ОГК, к августу – тринадцать из четырнадцати ТГК, созданы четыре МРСК.

    В декабре 2007 – январе 2008 года закончено формирование целевой структуры всех тепловых ОГК и ТГК, завершен первый этап консолидации ОАО "ГидроОГК".

    Закончен  процесс выделения сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-энерго созданы  все 56 магистральных сетевых компаний.

    В 2007 году, в соответствии с решением совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" о переконфигурации МРСК от 27 апреля 2007 года и распоряжением Правительства России № 1857-р от 27 декабря 2007 года, число МРСК увеличено до 11 (без учёта МРСК Дальнего Востока).

    С 1 сентября 2006 года вступили в силу новые правила работы оптового и розничных рынков электроэнергии. На оптовом рынке электроэнергии (мощности) в результате введения с 1 сентября новых правил работы осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями, ликвидирован сектор свободной торговли (ССТ), запущен спотовый рынок – "рынок на сутки вперед" (РСВ). К 2011 году, в соответствии с Постановлением Правительства России от 7 апреля 2007 года, предусматривается постепенная замена регулируемых договоров на свободные (нерегулируемые) договоры. Правила функционирования розничных рынков предполагают постепенную либерализацию розничных рынков электроэнергии параллельно с либерализацией оптового рынка, при сохранении обеспечения населения электроэнергией по регулируемым тарифам.

    Таким образом, в ходе реформы исчезает прежняя, монопольная структура  электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных  компаний сходят со сцены, на смену  им появляются новые компании целевой  структуры отрасли. 

    2.3 Антимонопольная политика государства 

    Антимонопольная   политика   —   это   основные   направления   деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур.  Она  направлена на содействие развитию товарных рынков  и  конкуренции,  на  предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности  и  недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

    Первая  попытка создания  антимонопольного  законодательства  в  России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации  российских  предпринимателей  встретили  проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.

    В результате преобразований в  Российской  Федерации  разрушены  устои государственного  монополизма,  характер  монополизации,  структура   рынков претерпели изменения. По отдельным товарным  группам  удалось  ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.

    В  России  на  сегодняшний  день  наблюдается  очень  высокая  степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий  являются полными монополистами в производстве  некоторых  видов  продукции.  В  нашей стране монополизм в течение десятилетий  насаждался  «сверху»  государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой  формирования  рынка и отношений конкуренции между предприятиями.

    Юридическая  основа  для  борьбы  с  монополиями  и   недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон  «О конкуренции  и  ограничении  монополистической  деятельности   на   товарных рынках».

Таблица 5 - Экономические цели политики антимонопольного регулирования 

Экономические цели политики антимонопольной политики
Оптимизация

экономической

структуры

рынка

Воздействие на

экономическое поведение субъектов:

ограничение и пресечение

Корректировка

экономических

результатов

    

Анализ  уровня концентрации на товарных рынках Горизонтальных  и вертикальных соглашений Устранение  административных, межрегиональных, организационных  барьеров
Контроль  за процессами концентрации Недобросовестной

конкуренции

Поддержка малого предпринимательства

и формирование

конкурентной  среды

Определение доминирующего положения Монополистической деятельности Проведение  политики демонополизации производства и обращения
 

    Правовая  регламентация рыночных отношений  и принятие специального антимонопольного закона свидетельствовала о крутом повороте российского законодательства в сторону рыночных экономических отношений.

    В 1995 г.  отечественные  фирмы  получили  право  возбуждения  дел  по обвинению в демпинге с целью вытеснения  конкурентов  с  российского  рынка. Это  явилось  результатом  постепенно  совершенствующегося  в  нашей  стране набора методов борьбы с монополизмом.

    Существует  множество методов реализации антимонопольной  политики.

Таблица 6 - Принципы и методы реализации антимонопольной политики 

Принципы Методы
1.Содействие  формированию рыночных отношений  на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроль за процессами концентрации 
 
 
 
 
 
1.Содействие  развитию товарных рынков и  конкуренции (устранение административных межрегиональных и других барьеров).
  1. Поддержка малого предпринимательства.
  2. Проведение политики демонополизации производства и обращения.

4.Наблюдение  и контроль за состоянием и  уровнем концентрации товарных  рынков, 
поведением хозяйствующих субъектов на них.

5.Совершенствование  антимонопольного законодательства.

6.Наблюдение  и контроль за деятельностью  естественных монополий

2.Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции 
 
 
1.Контроль и  наблюдение за субъектами, имеющими  доминирующее положение на рынке.

2.Контроль и  наблюдение за согласованными  действиями субъектов, направленными на ограничение конкуренции.

3.Пресечение  недобросовестной конкуренции.

4.Контроль за  актами и действиями органов  власти, направленными на ограничение  конкуренции и ущемление интересов  хозяйствующих субъектов

Продолжение Таблицы 6
Принципы Методы
3.Принцип  разумного подхода 
при применении норм антимонопольного законодательства, 
направленных на эффективное 
функционирование товарных 
рынков и конкуренции
1.Исследование  структуры рынка, анализ поведения  и оценка результата функционирования рынка.

2.Приоритет положительного  эффекта в социально-экономической  сфере над действиями, направленными  на изменение структуры и концентрацию  рынка

3.Верховенство  законов над другими нормативными  актами, принимаемыми органами власти  и управления.

4.Преемственность  норм международного права и  интегрирование российского антимонопольного  законодательства в европейское.

4.Законность, гласность

и публичность  в действиях антимонопольных  органов

  1. Пропаганда  основных требований и норм антимонопольного законодательства.
2.Формирование  общественного сознания в пользу  развития рыночных сил

Информация о работе Оценка влияния монополии на экономику России