Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 17:38, курсовая работа
Цель работы: проанализировать естественные монополии в России в области электроэнергетики, принципы их реформирования, а также обосновать действие антимонопольного законодательства.
Всё это позволит решить следующие задачи:
1) Определить сущность, причины и последствия монополий;
2) Рассмотреть вопрос ценовой политики государства, типы барьеров, препятствующих возникновению новых фирм;
3) Проанализировать в динамике рост цен на услуги естественных монополий в области электроэнергетики;
4) Реформирование естественных монополий в электроэнергетике;
5) Определить цели, принципы и методы реализации антимонопольной политики в России.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы исследования монополии…………………………...5
1.1 Сущность и причины монополии……………………………………….5
1.2 Виды и формы монополии…………………………………………….16
1.3 Последствия монополии……………………………………………….21
2. Оценка влияния монополии на экономику России………………………...23
2.1 Анализ естественных монополий……………………………………..23
2.2 Реформирование электроэнергии России…………………………….29
2.3 Антимонопольная политика государства…………………………….35
Заключение………………………………………………………………………43
Список литературы……………………………………………………………...46
Вести работу в этом направлении антимонопольным органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные именно для нашей страны способы поддержки конкуренции и ограничения монополистических проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности монополий, предпринятые в нашей стране в 1992—1993 гг., особого успеха не принесли.
Стало ясно, что особая структура российского хозяйства, о которой мы говорили выше, снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа.
Вот почему весной 1994 г. правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в «Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации». Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:
1) естественные монополии;
2) разрешенные монополии;
3) временные монополии.
Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться
отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:
а) Они производят продукцию или услуги, которые невозможно
импортировать из-за рубежа или привести из других регионов страны;
б) Они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет
увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.
Разрешенными монополиями будут считаться отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм - производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.
В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.
Временными монополиями будут признаваться отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.
Именно временные и естественные монополии и будут теперь предметом особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании «маховика» инфляции.
Но каким образом Россия будет бороться со своими естественными и временными монополиями?
Что касается естественных монополий, то для регулирования их деятельности предусмотрено создавать на 3 года специальные федеральные агентства. Эти агентства имеют право установить естественным монополистам:
- перечень потребителей, которых они обязаны обслуживать;
- уровень и структуру цены;
- план инвестирования в расширение производства.
Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения будет ограничена, и на смену ей придет государственное экономическое управление.
Именно на такой основе правительство России в октябре 1995 г. приняло, например, решение о «замораживании» цен (то есть запрещении их повышения) в отраслях — естественных монополистах до конца года. «Замораживанию» подверглись цены на газ и электроэнергию, а также железнодорожные тарифы и тарифы на перекачку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам.
По
отношению к временным
- запретить формирование финансово-промышленных групп, способных захватить доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;
- запретить, уже существующим финансово-промышленным, группам включать в свой состав предприятия, занимающие доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;
- поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы ослабить доминирование монополиста на рынке;
- проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм;
- поощрять новое строительство, а также создание малых фирм, если это может помочь снижению степени монополизации рынка.
При этом реально наиболее действенным методом решения задачи улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальное их открытие для товаров зарубежных фирм. Беда лишь в том, что эту «лечебную процедуру» крайне трудно дозировать, а последствия ее неоднозначны. Дело в том, что отечественные предприятия пока полностью проигрывают соревнование с зарубежными конкурентами по соотношению «цена – качество» при сравнении аналогичных товаров (российские товары в пересчете на сопоставимый уровень качества стоят дороже зарубежных).
Поэтому вторжение на внутренний рынок больших партий зарубежных товаров приводит к тому, что отечественные фирмы вообще «теряют рынок» (так произошло, например, с российскими производителями телевизоров и магнитофонов после появления в магазинах больших партий электроники из Юго - Восточной Азии).
Конечно, появление на рынке более качественных и относительно более дешевых товаров выгодно для покупателей. И они (действуя вполне рационально) будут покупать именно зарубежные изделия. Но государство не может не считаться с тем, что такое развитие событий приведет к краху не только отдельных российских фирм, но и целых отраслей национальной экономики. А это грозит взрывом безработицы, для рассасывания которой у страны пока нет средств.
В итоге правительству России приходится постоянно действовать по принципу «шаг вперед — два назад»: то открывать внутренний рынок для поставок зарубежных товаров, чтобы усмирить отечественных монополистов, то снова «прикрывать дверь», чтобы не допустить полной гибели отечественной промышленности.
Проблема
монополий в России еще не решена,
и быстрого ее решения
в короткий срок не предвидится.
Заключение
Изучив
выбранную тему, следует отметить,
что основной отрицательной стороной
монополизации экономики
В любой монопольной структуре получают сверхприбыли, а потребители вынуждены слишком дорого платить за их товары и услуги. Как следствие, резко снижается эффективность всей экономической системы.
Монополизм плох тем, что новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает сам институт предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции – в результате у компаний, закрепившихся на рынке, нет стимула к повышению эффективности и производительности труда.
Негативные
моменты в экономике заставляют
современные государства
Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство:
– разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации;
– создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации (такую деятельность ведет государственный антимонопольный комитет);
– помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить её (этим в нашей стране занимается Комитет по поддержке малого предпринимательства).
Одним из методов антимонопольного регулирования является дробление одного крупного предприятия на несколько самостоятельных предприятий меньшего размера. Но этот метод не применим к отечественным монополиям, которые создавались, как единая сеть. Прежде всего, это относится к естественным монополиям.
Видимо, регулирование естественных монополий в нашей стране не достигло того уровня, когда государство может препятствовать монополисту, устанавливать монопольную цену.
Что же касается, регулирования так называемой временной монополии, то, к примеру, такая мера, как поощрение импорта из зарубежных стран, ослабит не только монополиста, но, главным образом, малого отечественного производителя, множество которых и должно составлять конкуренцию крупным фирмам.
Антимонопольная служба России еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства России.
В данном направлении нужно обратить особое внимание на антимонопольную практику других развитых стран.
Но
здесь возникает еще одна
проблема, заключающаяся
в том, что десятилетиями
складывающаяся отраслевая монополия
не может быть быстро заменена
свободным и самоорганизующимся
рынком, ведь утверждение
конкурентных отношений — не единовременная
моментальная акция, а процесс
длительный, сложный, а для немалого
же числа предприятий — гибельный.
Выжить смогут лишь те предприятия, которые
обеспечат более высокое качество
товара, относительно более низкие цены
и быструю сменяемость ассортимента.
Список
литературы
1. Федеральный закон "О естественных монополиях" №147 от 17.08.1995г.
2. Барышева А.В., Сухотин Ю.В., Богачёв В.Н.: Монополизм и антимонопольная политика. Москва: наука, 2004 г.
3. Белоусова
Н.И., Васильева Е.М.: Реформирование
естественных монополий в
4. Булатов А.С.: Экономика. Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001 г.
5. Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики, 2000 г. - №1.
6. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю.: Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. 2-е изд. – М.: ИТД «КноРус», Издательство «ГНОМ и Д», 2003 г.
Информация о работе Оценка влияния монополии на экономику России