Олигополистические рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:00, курсовая работа

Описание

Цель данной работы изучить особенности рыночной модели – олигополии.

Для поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- показать характеристики олигополии

- изучить поведение олигополистов

- выявить ценообразование в условиях олигополии

- рассмотреть олигополию на примере

Работа состоит из  1 файл

Курсовая микроэкономика.docx

— 167.01 Кб (Скачать документ)

                                                        Введение 
      Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным. 
     Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. 
На олигополистических ранках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию со стороны других фирм. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которую отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках. В этом и заключается актуальность темы. 
      Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые существуют для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках, чем были бы у множества фирм.

     Нет единой модели олигополии, хотя разработан целый ряд моделей. 
 

           Цель данной работы изучить особенности рыночной модели – олигополии.

           Для поставленной цели необходимо решение следующих задач:

     - показать характеристики олигополии

     - изучить поведение олигополистов

     - выявить ценообразование в условиях  олигополии

     - рассмотреть олигополию на примере

           Методологической основой для написания курсовой работы послужили сборники научных трудов и периодическая литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.Общие  понятия и характеристика олигополистического рынка

       1.1. Понятие олигополии

     Олигополия – это рыночная структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим  структурам  можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается  от  2  до  24  продавцов.

     Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо  это уже  не  монополия.  Верхний  предел  условно  ограничен  24  хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур  монополистической конкуренции.

    По  концентрации  продавцов на  одном и том же  рынке   олигополии

подразделяются  на плотные  и  разряженные.  К  плотным  олигополиям  условно относят такие  отраслевые  структуры,  которые  на  рынке  представлены  2-8 продавцами.  Структуры  рынка,  которые  включают  более   8   хозяйствующих объектов,  относят  к  разряженным  олигополиям.  Подобного  рода   градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в  условиях  плотной  и разряженной олигополии. В первом случае в силу  весьма  ограниченного  числа продавцов возможны различного рода сговоры  в  отношении  согласованного  их поведения на рынке, тогда как во втором случае это практически невозможно.

      Исходя  из  характера   предлагаемой   продукции,   олигополии   можно

подразделить  на  ординарные  и  дифференцированные.  Ординарная  олигополия связана  с  производством  и  предложением  стандартных  продуктов. Многие стандартные продукты выпускаются в условиях олигополии – это сталь,  цветные металлы, строительные материалы. Дифференцированные  олигополии  формируются на основе выпуска продуктов многообразного ассортимента. Они характерны  для тех отраслей,  в  которых имеется возможность  разнообразить  производство предлагаемых товаров и услуг. 

    Уровень плотности  олигополистической  структуры   рынка   измеряется количетвом предприятий в той или иной  отрасли  и  их  долей  в совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики.  Таким  образом,  варьируя количеством предприятий можно определить степень концентрации  производства, а  следовательно,  и предложения в   исследуемой   отрасли   общественного производства.

        В то  же  время следует подчеркнуть,  что было  бы  неосмотрительно

ориентироваться    на    масштабы     только     национальной     экономики.

       Олигополистические структуры могут формироваться как на региональном, так  и на  местном  уровне  хозяйствования.  Так  в  силу  специфики   возможностей потребления готового бетона на локальных рынках (района, небольшого города) также формируются олигополистические структуры,  равным  образом  как и на региональном уровне в сфере предложения, например кирпича.

      Однако на каком бы уровне мы ни рассматривали олигополии,  не  следует забывать  о  двух  важных  моментах:  межотраслевой  конкуренции  и  импорте продукции.  Сила  олигополии  уменьшается   под   воздействием   предложения продуктов предприятиями других  отраслей,  которые  обладают  приблизительно одинаковыми   с   продукцией   олигополистов   потребительскими   свойствами (например, газ и электроэнергия как источник  тепла,  медь  и алюминий  как сырье для изготовления электропроводов). Ослаблению  олигополии  содействует и импорт аналогичных товаров или  их  заменителей.  Оба  эти  фактора  могут способствовать формированию  более  конкурентных  структур  по  сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами.

1.2.Становление олигополии

        В основе исторической тенденции образования олигополий лежит  механизм рыночной конкуренции, который с неотвратимой силой вытесняет с рынка  слабые предприятия путём либо их банкротства, либо поглощения  и  слияния  с  более сильными  конкурентами.  Банкротство   может   быть   вызвано   как   слабой предпринимательской активностью руководства предприятия, так и  воздействием усилий,  предпринимаемых  конкурентами  против  определенного   предприятия.

       Поглощение  осуществляется на основе  финансовых  операций,  направленных  на приобретение того  или  иного  предприятия  либо  полностью,  либо  частично скупки  контрольного  пакета  акций  или  значительной  доли  капитала.  Это отношение между сильными  и  слабыми  конкурентами.  Слияние,  как  правило, носит добровольный характер. Хотя подобного рода  централизация  капитала  и производства может быть экономически  вынужденной,  как  выбор  третьего  из двух  зол:  либо  полная   утрата   самостоятельности,   либо   изматывающая экономическая война.

          Процессы поглощения и слияния  позволяют  существенно  увеличить  свои доли продаж  на  соответствующем  рынке.  Рост  рыночной  власти  нескольких корпораций  делает  бессмысленной   ценовую   конкуренцию,   которая   может превратиться в «войну» цен и привести к истощению всех ее участников.

        Другим существенным фактором формирования олигополистических  структур рынка  является   стремление   предприятий   реализовать   эффект   масштаба производства.  В  процессе  совершенствования  техники  и  появления   новых технологий  оптимальные  размеры  производства  достигли  таких   масштабов, которые стали  существенным  препятствием  для  вхождения  в  отрасль  новых предприятий.  Эти  препятствия  связаны  как  с  ограниченностью   финансов, достижением  низких  издержек  производства,  так   и   более   рациональным использованием  ресурсов  несколькими хозяйствующими   объектами,   нежели многими конкурентами с незначительными объемами производства. 

1.3. Особенности олигополистического рынка

        Распространенность олигополии.  Олигополия  является  одной  из  самых распространенных структур  рынка  в  современной  экономике.  В  большинстве стран  почти  все  отрасли  тяжелой  промышленности   (металлургия,   химия, автомобилестроение, электроника,  судо-  и самолетостроение  и др.)  имеют именно такую структуру.

       Наиболее  заметная  черта олигополии состоит  в  немногочисленности  действующих  на  рынке  фирм.  Не следует,  впрочем,  думать,  что  компании   можно   в   буквальном   смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при  монопольной конкуренции, наряду с крупными часто действует немало  мелких  фирм.  Однако на несколько ведущих компаний  приходится  столь  большая  часть  суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

             Формально  к  олигополистическим  обычно  относят те   отрасли,   где несколько крупнейших фирм производят более половины всей  выпускаемой  продукции.  Если  же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.

        Если  обратиться  к  статистике,  то  в  России отчетливо олигополистический  характер  носят  сырьевые  отрасли,  черная  и цветная металлургия, т.е. почти все  отрасли,  которым  удалось  выстоять  в кризисе  и  на  которые  пока  опирается  отечественная  экономика.

       Конечно  установление  количественной  границы между олигополией   и монополистической конкуренцией во многом условно. Ведь  два  названных  типа рынка имеют и качественные отличия друг от друга.

          При монополистической  конкуренции  решающей   причиной   несовершенства   рынка является дифференциация продукта. В условиях  олигополии  этот  фактор  тоже имеет значение. Есть олигополистические отрасли,  в  которых  дифференциация продукта  значительна  (например,  автомобилестроение).  Но   существуют   и отрасли  где  продукт  является  стандартизированным  (цементная,  нефтяная промышленность, большинство подотраслей металлургии).

         Технико-экономические характеристики отрасли могут быть таковы, что минимальный  уровень  издержек на единицу продукции, может быть, достигнут фирмой при очень высоком  объеме производства и сбыта продукции. Этот объем бывает столь велик, что  способен удовлетворить значительную часть существующего рыночного  спроса  на  данную продукцию.

                                                                                                       Рисунок 1

«Возможность  высокого уровня рыночной концентрации». 

             Таким образом, при цене, покрывающей  лишь минимум возможных  издержек, достаточно будет всего нескольких компаний, чтобы обеспечить весь  имеющийся спрос. Как показано на рисунке 1, если средние издержки меняются в соответствии с кривой АТС, а минимум издержек достигается фирмой при объеме продаж Q0 , будет достаточно лишь 2 - 3 компаний, чтобы при цене  Р0 удовлетворить весь рыночный спрос Q1 . В такой ситуации уровень рыночной концентрации будет очень высоким.

1.4. Барьеры для вхождения  новых фирм на  рынок.

              Высокие барьеры  для  новых фирм  также  поддерживают  значительный  уровень  рыночной  концентрации   и сохранение олигополии. Они принимают разную  форму:  экономии  на  масштабах производства,  экономии  на   издержках   вследствие   накопленного   опыта, известности  товара,  проведенной  рекламной  компании,  сложности   товара, множественности моделей товара, капиталовооруженности и т.д.

             Экономия на масштабах, основанная  на  известности  товаров,  является важным  барьером  для  других  фирм,  желающих  работать  на  данном  рынке. Поскольку  новая  фирма  неизвестна,  она   может   претендовать   лишь   на незначительный спрос  и ее  объем производства  будет меньше, чем у фирм-участников  олигополии.  Цена  же, напротив, в силу более высоких издержек, должна быть больше.

Информация о работе Олигополистические рынки