Олигополистические рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:00, курсовая работа

Описание

Цель данной работы изучить особенности рыночной модели – олигополии.

Для поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- показать характеристики олигополии

- изучить поведение олигополистов

- выявить ценообразование в условиях олигополии

- рассмотреть олигополию на примере

Работа состоит из  1 файл

Курсовая микроэкономика.docx

— 167.01 Кб (Скачать документ)

             Фирмы-олигополисты, зная, что появление нового конкурента уменьшит  их долю  рынка,  попробуют не   допустить   этого,   воспользовавшись   своими преимуществами. Они установят цену  ниже,  но  в силу  экономии  от масштабов производства и в этом случае будут получать прибыль. Новая же фирма понесет значительные потери и вынуждена будет уйти с рынка.

       

                                                                                                 Рисунок 2

       «Кривые издержек».

       Издержки  новой фирмы могут быть выше потому, что оно  не  имеет  опыта ведения бизнеса в  данной  сфере  деятельности:  ее  менеджеры  не  обладают навыками управления фирмой; не хватает квалифицированной рабочей силы;  хуже условия  получения  банковского  кредита;  слабее  связи   с   поставщиками; отсутствует доступ к патентам, снижающим издержки производства. Новые  фирмы смогут  со  временем  преодолеть  трудности,  однако  -  не  все   из   них.

       Неопределенность  ослабляет стимулы  для  вступления  на  рынок  и  уменьшает число потенциальных конкурентов.

         Между тем сама угроза появления  конкурентов  меняет  поведение   фирмы-олигополиста. Если бы старая фирма не  боялась потерять  свою  долю  рынка, она, для того чтобы увеличить прибыль, могла бы установить  обычную цену. Однако она устанавливает цену на  уровне  не  выше  предельной, поскольку при такой  цене  потенциальный  конкурент  будет  не  в  состоянии покрыть свои издержки и откажется от вступления в отрасль.                           Старая  же  фирма и  при  такой  цене  будет  получать  прибыль. 

       Такое поведение фирмы-олигополиста позволяет поддерживать высокий уровень рыночной концентрации отрасли.  

      Чтобы фирма могла достичь наиболее  эффективных для данного вида деятельности  размеров,  часто  требуется   значительный   объем   капитала.

       Потенциальному  участнику рынка  в  авиационной,  автомобильной,  химической, нефтедобывающей  промышленности  и  во  многих  других  отраслях   требуются миллиарды  рублей,  чтобы  начать  дело.  Несомненно,  это  является  важным барьером  на  пути  уменьшения  рыночной  концентрации  в  данных   секторах экономики.

             Существуют и другие барьеры  на пути потенциальных конкурентов: ограничения, устанавливаемые государством при регистрации компаний и лицензировании того или иного вида деятельности; высокие затраты на рекламу; сложность товаров, которая требует разветвленной сети сбыта и последующего обслуживания.

           Таким образом, все эти барьеры затрудняют вступление новых производителей на рынок  и поддерживают высокий уровень концентрации.

Большая доля в  выпуске  продукции обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать  влияние на положение  в  отрасли. 

1.5. Ценообразование в условиях олигополии

     При разработке ценовой политики конкуренты могут исходить из того, что в ответ на изменение цены одним из них цену изменит и другой. Тогда равновесие на рынке установится при иных ценах. Рассмотрим, какие соображения могут заставить дуополистов придерживаться средних цен на свою продукцию.

     

     

     Рисунок 3

       «Модель ценообразования при олигополии».

     Ценовая война - цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Это приводит к  объему выпуска, для которого P = AC = MC. Тайный сговор - форма олигополистического поведения, ведущая к образованию картелей. Картель - группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.

     Ломаная кривая спроса

     Модель объясняет  негибкость цен. Форма кривой олигополиста зависит от реакции соперников на действия фирмы. Спрос на продукт фирмы будет эластичным, если она поднимет свои цены, потому что их конкуренты не будут повышать цены в ответ. Если же фирма понизит свои цены, то спрос будет неэластичным, т.к. конкуренты, скорее всего, тоже понизят цены. Результат - ломаная кривая спроса у фирмы.

     

     Рисунок 4

     «Анализ ломаной кривой спроса».

     P - установленная цена. Если фирма  повысит цену, то спрос уйдет  к D2. Если фирма понизит цену, то спрос не изменится. Кривая  предельного дохода имеет вертикальный  разрыв. Из-за разрыва в величинах  МR на цену товара и объем выпуска не будет оказывать воздействие изменение предельных издержек.

     Лидерство в ценах

     

     Модель ценообразования  “издержки плюс”

     P = ATC + накидка

     ATC берутся для  некоторого типичного объема  производства.

          Накидка = % прибыли на капитал.

     Модель совместима с тайным сговором и лидерством в  ценах

     Первая  фирма может исходить из следующих  рассуждений. Если она снизит цену, то ее прибыль возрастет с 8 до 10, а прибыль ее конкурента снизится до 3. Однако разумно предположить, что  и вторая фирма в этом случае снизит цену, чтобы повысить свою прибыль  до 5. Таким образом, ожидая в ответ  на понижение цены на свою продукцию  того же от конкурента, дуополист не будет переходить от средней цены к низкой. Перейти от средней цены к высокой первой фирме есть смысл только в том случае, если вторая последует за ней. Последует ли она? При сохранении средней цены на свою продукцию вторая фирма получит 13 ден. ед. прибыли, а при переходе к высокой — только 10. Следовательно, первая фирма ожидает, что при переходе от средней цены к высокой ее конкурент сохранит среднюю цену. Результаты проведенного первой фирмой анализа в области ценовой политики таковы: если она снизит цену на свою продукцию, то же сделает и конкурент, и прибыли уменьшатся; если она повысит цену, то конкурент не последует за ней, и ее прибыль сократится в еще большей мере. К такому же выводу на основе аналогичных рассуждений может прийти вторая фирма, и на рынке установится равновесие при средних ценах.

     

     Рисунок 5

     « Кривая спроса олигополиста»

     Вывод, к которому пришли конкуренты на основе проведенных рассуждений, можно  представить графически в виде ломаной  кривой спроса на их продукцию (рис. 5).

     Придерживаясь средней цены Рс, фирма реализует Qc ед. продукции. Поскольку при повышении цены на ее продукцию конкурент не станет повышать цену на свою, то объем продаж данной фирмы сократится не до Qв, а до QB’ вследствие ухода части покупателей к конкуренту. Если фирма перейдет от средней цены к низкой, то конкурент тоже снизит цену на свою продукцию, и в результате каждая фирма сохранит свой контингент покупателей. Изгибу кривой спроса соответствует разрыв кривой предельной выручки, и когда точка Курно оказывается в этом разрыве, тогда изменение предельных затрат производства не вызывает изменения цены. Этим объясняется устойчивость цен на олигопольном рынке.

     Хотя  в рассматриваемом примере поведение  дуополистов, приведшее к равновесию при средних ценах, не соответствует предпосылкам Курно, установившееся равновесие тождественно равновесию Курно: ни одна из фирм не заинтересована изменять цену на свою продукцию, пока ее конкурент не меняет цену на свою. В теории игр рассмотренная модель поведения игроков известна под названием “дилемма заключенного”.1 В ней предполагается, что принятое решение конкурент не может “повернуть вспять”. В нашем примере это означает, что, после того как фирма перешла от средних цен к высоким, она уже не может вернуться к средним. Если это искусственное ограничение на поведение дуополистов снять, то рыночное равновесие в рассматриваемом примере может установиться и при высоких ценах на продукцию обеих фирм.

     Вернемся  к вопросу о том, последует  ли вторая фирма за первой, когда  последняя повысит цену. Если вторая фирма примет во внимание, что конкурент  в случае сохранения ее цены на среднем  уровне может вернуться к средней  цене, то она скорей всего тоже поднимет цену на свою продукцию, так как при  совместном повышении цен у обеих  фирм прибыль возрастет с 8 до 10.

     Таким образом, на рынке олигополии без  явного сговора между конкурентами равновесие может установиться при  цене, соответствующей монопольной. Однако такой результат тем менее  вероятен, чем больше конкурентов  действует в отрасли. С ростом числа конкурентов увеличивается  вероятность того, что кто-то ради достижения временных выгод снизит цену на свою продукцию, подрывая сложившееся  рыночное равновесие. 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Олигополия на  примере рынка нефтепродуктов РФ

     2.1.Рынок  нефтепродуктов в  России

     В данный момент нефтяная промышленность является определяющей для всей Российской экономики. Сколько раз по новостям центральных и региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть  и о возможных последствиях этих колебаний для России. Действительно  сейчас, как говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит  и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан.

     На  сегодняшнем рынке (после распродажи "Юкоса") представлены несколько общероссийских и региональных компаний: "Лукойл", "Сибнефть", "ТНК", "Татнефть", "Роснефть", "Транснефть", "РиТек", "Башнефть", "Сургутнефтегаз" и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании.

     Структура нефтяной отрасли в Российской Федерации  имеет олигопольный характер и характеризуется наличием вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), которые осуществляют деятельность на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов. В течение 2004-2008 гг. сохраняется устойчивая тенденция дальнейшего роста экономической концентрации и сокращения количества независимых участников рынка, а также увеличения присутствия на рынках нефтяной отрасли компаний с государственным участием. Такая информация содержится в докладе ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» (за 2008 год). В частности, продолжает сокращаться количество малых независимых добывающих компаний и объем добываемой ими нефти (с 1998 г. по 2008 г. объем добычи малых предприятий снизился в два раза – с 10% от общего объема до 5%). Количество независимых АЗС за последние три года снизилось с 70% до чуть более 50%. В 2006 г. произошло поглощение Сибнефти Газпромом, а 2007 г. на торгах, проводимых РФФИ в связи банкротством ЮКОСа, Роснефть приобрела основные активы ЮКОСа, фактически поглотив одного из лидеров нефтяной отрасли, и стала первой среди ВИНК по добыче, переработке и экспорту нефти [9].

     ВИНК  доминируют на рынках добычи и переработки  нефти, свободный рынок нефти  практически отсутствует: более 80% нефти  в Российской Федерации добывается пятью крупными ВИНК (Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром), более 75% российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью ВИНК. Почти вся добытая ВИНК нефть направляется на переработку на собственные НПЗ и на экспорт. Доля свободного рынка нефти от общего объема поставок нефти в Российскую Федерацию составляет около 15-20%. Небольшой сегмент независимого от ВИНК рынка нефти в основном ограничен поставками на НПЗ Уфимской группы и на Московский НПЗ: 40% свободного рынка формируется на Уфимской группе НПЗ, около 20% - на Московском НПЗ, на иных НПЗ – по 5-7%. Основные мощности НПЗ загружены переработкой собственной нефти ВИНК. Распределение оставшихся мощностей осуществляется среди небольшого количества крупных трейдеров. Независимые компании, не имея возможности использовать мощности НПЗ со своей нефтью, вынуждены покупать нефтепродукты на оптовом рынке по цене, включающей маржу сбытов ВИНК или трейдеров [12].

     Основными проблемами, с которыми сталкиваются потенциальные и действующие  участники рынка, являются: ограничение  или отсутствие доступа независимых  участников рынка к мощностям  по переработки нефти; ограничение  или отсутствие возможности независимых  участников рынка поставлять нефтепродукты в отдельные регионы; ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по хранению нефтепродуктов; наличие хозяйствующих субъектов, которые доминируют на рынке хранения нефтепродуктов и одновременно осуществляют розничную реализацию нефтепродуктов; наличие у ВИНК большого административного ресурса; высокие первоначальные затраты [7, с.162].

     Доминирование ВИНК на рынках добычи и переработки  нефти определяет монопольную структуру  реализации нефтепродуктов крупным  оптом с НПЗ. ВИНК используют давальческую схему переработки нефти как  на «чужих» НПЗ, так и на собственных. Различные схемы «замещения по объемам», перераспределение корзины нефтепродуктов на выходе с НПЗ, а также использование транзитных поставок затрудняют оценку географических границ рынков и долей участников в оптовых поставках на внутренний рынок в региональном разрезе.

     Доминирование ВИНК при крупнооптовой реализации нефтепродуктов с НПЗ (межрегиональный рынок) и наличие в большинстве регионов сбытов ВИНК, доминирующих на рынках хранения нефтепродуктов (региональные рынки), определяют монополизацию региональных оптовых рынков нефтепродуктов. Оптовые поставки нефтепродуктов с НПЗ ВИНК своим региональным сбытам производятся в приоритетном порядке (объемы, цены). При этом существует негласное правило: ВИНК не продает нефтепродукты оптом в регионы, где присутствует сбыт данного ВИНК. Это вынуждает независимых участников рынка либо закупать нефтепродукты у сбыта ВИНК, либо искать альтернативные схемы поставки (поставка партии частями из разных регионов, через соседние регионы с арендой мощностей по хранению, с использованием автотранспорта и др.), что приводит к нерентабельности работы. Создание же новых мощностей по хранению нефтепродуктов зачастую нецелесообразно, в связи с наличием уже существующих мощностей (включая законсервированные), достаточных для удовлетворения спроса на услуги по хранению. В 67 субъектах Российской Федерации (более 75%) на рынках хранения нефтепродуктов присутствуют хозяйствующие субъекты, доминирующие (в т.ч. совместно) с долей более 50%, в 57 регионах это сбыты ВИНК. Экономическая концентрация на рынках хранения нефтепродуктов характеризуется подавляющим преобладанием единоличного доминирования: из 67 монополизированных рынков на 59 – долю более 50% занимает одна компания, в 50 регионах это сбыты ВИНК, в 9 – независимые участники рынка. Более 50% АЗС принадлежат независимым операторам. Вместе с тем, в 62 регионах присутствуют хозяйствующие субъекты, которые доминируют (в том числе совместно) на рынках розничной реализации различных нефтепродуктов, и во всех 62 случаях на рынках присутствуют сбыты ВИНК. В 57 регионах ВИНК единолично доминируют на рынках розничной реализации нефтепродуктов, независимые компании – в 18 [9].

Информация о работе Олигополистические рынки