Олигополистические рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:00, курсовая работа

Описание

Цель данной работы изучить особенности рыночной модели – олигополии.

Для поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- показать характеристики олигополии

- изучить поведение олигополистов

- выявить ценообразование в условиях олигополии

- рассмотреть олигополию на примере

Работа состоит из  1 файл

Курсовая микроэкономика.docx

— 167.01 Кб (Скачать документ)
align="justify">     2) резкое повышение отпускных цен  на всех основных нефтеперерабатывающих  заводах, не соответствующее динамике  цен на нефть;

      Цены на ДТЛ в  Уфе руб./т  

      Цены на ДТЛ в  Москве руб./т

     Рисунок 6

     «Сравнительная доходность при поставках дизельного топлива на внутренний рынок и на экспорт».

     ФАС России считает, что наблюдаемая  картина ценообразования в отрасли  свидетельствует о наличии серьезных  структурных искажений и считает  необходимым в кратчайшие сроки  реализовать в виде конкретных мероприятий  предложения, одобренные 26 февраля 2009 года Правительством Российской Федерации  в рамках Программы развития конкуренции  в Российской Федерации [6]:

     -          увеличить объемы реализации нефтепродуктов на открытых торгах;

     -          обеспечить свободный и равный доступ всех участников рынка, в том числе иных ВИНК к купле-продаже произведенных ВИНК нефтепродуктов на всех сегментах рынка (НПЗ-опт-розница);

     -          разделение видов деятельности ВИНК между различными юридическими лицами в рамках одного холдинга для вовлечения в оборот на основе конкурентных отношений между поставщиками и покупателями;

     -          сформировать перечень показателей состояния рынков и информации о деятельности нефтяных компаний, в том числе планы и фактический выпуск нефтепродуктов, наличие свободных мощностей по переработке нефти и хранению нефтепродуктов и определить порядок ее опубликования;

     -          утвердить методологию расчета внутренних индексов цен на нефтепродукты и процедур их использования федеральными органами исполнительной власти, а также рекомендовать их для использования в долгосрочных договорах;

     -          создать условия для развития независимых от ВИНК компаний в добыче и переработке нефти, в том числе за счет стимулирования развития независимой от ВИНК переработки;

     -          определить порядок недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре в целях вовлечения в разработку дополнительных объемов запасов сырья;

     -          исключить избыточные административные барьеры при проведении работ по разведке, добыче, хранению и транспортировке нефти, при получении разрешений и выделении участков под строительство автозаправочных станций.

     То, что нефтяной промышленности уделяется большое внимание подтверждает и тот факт, что был создан 12 октября 2009 года при Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) был создан Экспертный совет по развитию конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов. Экспертный совет был образован в целях рассмотрения вопросов и подготовки предложений, направленных на развитие конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов, а также смежных рынках, включая транспортировку указанных товаров. Совет будет сформирован из представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, участников рынков нефти и нефтепродуктов, научных организаций, представителей союзов и общественных объединений и независимых экспертов. Отметим, что сейчас при ФАС России на постоянной основе собираются 22 экспертных совета по различным отраслям, в которых принимают участие представители крупнейших игроков рынка. Решения советов носят рекомендательных характер, но по сложившейся практике выводы участников могут быть использованы ФАС России для осуществления своих функций в сфере антимонопольного регулирования и нормотворчества.

     Таким образом, сделаем ряд выводов  по третьей главе:

     -          регулированием ситуации на товарных рынках, поддержанием конкурентной среды в России занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС);

     -          ФАС постоянно ведет мониторинг ситуации на рынке нефтепродуктов, вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов;

     -          основным методом борьбы, как мы видим, является система наложения штрафов с оборота;

     -          к основным направлениям совершенствования регулирования можно отнести: налогового законодательства, повышения гибкости таможенно-тарифного регулирования, повышения прозрачности деятельности основных участников рынка, содействия развитию независимого сектора по всем сегментам рынка нефти и нефтепродуктообеспечения. 
 
 

       Заключение

     В нашей курсовой работе мы попытались рассмотреть теоретические и  практические особенности функционирования такой рыночной структуры как  олигополии.

     Олигополия  представляет собой ситуацию, когда  на рынке присутствует малое количество фирм, контролирующих большую часть  рынка.

     Особенности олигополии, ее основные признаки мы рассмотрели в первой главе нашей работы. К основным признакам олигополии можно отнести: малое количество фирм, барьеры для входа на рынок, контроль над ценой, неценовая конкуренция, взаимозависимость производителей.

     В экономической литературе присутствует много критериев, по которым классифицируются олигополии. Например, по характеру  выпускаемой продукции различают  однородную и дифференцированную олигополии.

     Олигополии  характеризуются взаимозависимостью. Взаимосвязь субъектов олигополии особенно четко проявляется в  ценовой политике. Если одна из фирм снизит цену, другие немедленно отреагируют  на подобное действие, ведь в противном  случае они потеряют покупателей  на рынке. Взаимозависимость в действиях  выступает универсальным свойством  олигополии.

     Олигополии  в процессе ценообразования используют ряд методов (ценовая конкуренция; тайный сговор о цене; лидерство в ценах; ценовая накидка), которые были рассмотрены нами в первой главе работы.

     Олигополии  характерны для современных рынков. В частности присутствуют они  и в России (черная и цветная  металлургия, нефтяная промышленность, автомобильная промышленность, рынок  сотовой связи).

     Во  второй главе работы мы рассмотрели  олигополистический рынок нефтепродуктов. Нефтяная промышленность особенно важна  для экономики России, поскольку  несмотря на все попытки уйти от сырьевой зависимости, нефтяная промышленность является важнейшим источником доходов  государства. Деятельность нефтяников во многом определяет уровень поступления  доходов в бюджет государства.

     Если  говорить об отрасли, то она носит  олигополистический характер. Рынок  нефтепродуктов контролируются несколькими  вертикально-интегрированными нефтяными  компаниями (ВИНК). ВИНК контролируют объемы добычи нефти, объемы сбыта внутри страны и на экспорт, процессы ценообразования. Рынки сбыта внутри страны также  разделены между ведущими ВИНК.

     В силу такой структуры рынка, важности рынка для экономики всей страны регулированию рынка уделяется  большое внимание со стороны государства, в частности Федеральной антимонопольной  службы (ФАС). ФАС отмечает, что практически  на всех территориях России уровень  конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, существуют завышенные цены.

     Развитию  конкуренции препятствует дефицит  нефтеперерабатывающих мощностей  и нефтехранилищ, высокие экономические  и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков (стоимость строительства нефтеперерабатывающих  заводов и нефтебаз, жесткие требования земельного и природоохранного законодательства).

     Задача  ФАС – это недопущение появления  новых сговоров, олигополий, завышения  цен. В рамках программы развития конкуренции предусматривается  совершенствование налоговой системы, рост объемов продаж на открытых торгах, повышении прозрачности сделок, сокращение административных барьеров для входа  в отрасль.

       Исходя  из проведенного исследования  можно  сделать  вывод,  что хотя олигополия   и   не   удовлетворяет   абстрактным   условиям    эффективного использования и распределения  ресурсов,  в  реальной  действительности  она эффективна, так как  вносит  важный  вклад  в  экономический  рост,  активно участвуя в исследованиях и  разработках  новых  продуктах  и  технологий,  а также внедряя эти изобретения в производство.

             Многие  западные   экономисты   утверждают,   что   олигополистическая структура  наилучшим  образом  приспособлена  для   проведения   длительных, дорогостоящих,  фундаментальных  исследований  и  разработок   и   внедрения полученных  результатов  в  производство.   Утверждается,   что,   поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко  выраженной  конкуренцией со стороны своих основных соперников,  у  них,  в  отличие  от  монополиста, имеются  явные  основания  активно  использовать  технический  прогресс  для улучшения собственного положения на рынке.

             К тому же участники олигополии  обладают значительным объемом   прибыли, которая является результатом существования барьеров для вхождения в  отрасль и их способности избегать ценовой конкуренции. 
 
 

       Список  использованной литературы

1.Джейли Дж.А., Рени Ф.Дж. Микроэкономика: продвинутый уровень. М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2011.

2.Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2011.

3.Нуреев Р. М. «Курс микроэкономики» ;«Норма» 2005г

4. Селищев А.С. «Микроэкономика». 2-е изд./.- СПб.:Питер, 2011.

5.  Тарануха Ю.В. "Микроэкономика"Дело и Сервис 2002

6. Доклад ФАС «О состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2008 год»

7. Душко А.П. Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2006. – №1/2.

8. Подколзина И. Какие факторы влияют на динамику нефтяного рынка? // Вопросы экономики. – 2009. – №2

9. Анализ ФАС рынка нефтепродуктов в России. – Режим доступа: http://www.diztoplivo.com/news/

10. О ценах на нефтепродукты // Федеральная антимонопольная служба– Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/

11. Положение о Федеральной антимонопольной службе Постановление Правительства РФ от 07.11.2008 № 814 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

12. Экономический анализ рынка олигополии в России– Режим доступа: http://aknews.narod.ru/index.htm 
 
 
 

Информация о работе Олигополистические рынки