Олигополия на рынке РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 05:05, курсовая работа

Описание

В экономической теории большое внимание уделяется проблемам структуры рынка. Как известно, выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Если совершенная конкуренция – это несколько идеализированная модель структуры рынка, то несовершенная – это вполне реальная.
К числу несовершенной конкуренции относят олигополию, монополистическую конкуренцию и монополию. В данной работе мы остановились на олигополии.

Содержание

Введение 2
1. Олигополия и ее основные признаки 3
2. Олигополия на примере рынка нефтепродуктов РФ 10
3. Роль ФАС (Федеральной антимонопольной политики)
в регулировании структуры рынка нефтепродуктов РФ 15
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

курсовой.docx

— 103.33 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение           2

1. Олигополия  и ее основные признаки      3

2. Олигополия  на примере рынка нефтепродуктов  РФ   10

3. Роль ФАС  (Федеральной антимонопольной политики)

в регулировании  структуры рынка нефтепродуктов РФ   15

Заключение          21

Список использованной литературы      23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   В экономической теории большое внимание уделяется проблемам структуры  рынка. Как известно, выделяют совершенную  и несовершенную конкуренцию. Если совершенная конкуренция – это  несколько идеализированная модель структуры рынка, то несовершенная  – это вполне реальная.

   К числу несовершенной конкуренции  относят олигополию, монополистическую  конкуренцию и монополию. В данной работе мы остановились на олигополии.

   В условиях замедления экономического роста  и уменьшения спроса на товары и  услуги все более активной становится конкурентная борьба на рынке. Укрепление игроков приводит к увеличению их возможностей для воздействия на рынок.

   Российский  рынок имеет ряд особенностей, связанных с тем, что на рынке  преобладают компании с высокой  долей занятого рынка различных  отраслях народного хозяйства. В  результате рынок олигополии для  нас является очень важным, так  как многие фирмы-олигополисты являются ключевыми для нашей экономики. Это и АвтоВаз и Газпром и нефтеэкспортеры и "металлурги" и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40% , а по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.

   В последние годы государство уделяет  повышенное внимание проблемам, связанным  с состоянием конкуренции, а также  пресечению нарушений антимонопольного законодательства. Обновлено антимонопольное  законодательство, значительно ужесточены санкции за его нарушение.

   Актуальность  проблемы заключается в том, что  в условиях российской экономики  олигополия существенно влияет на развитие страны. Это особенно актуально в  современное кризисное время, когда  происходит перераспределение собственности, сокращение игроков на рынке, различные  слияние и поглощения. Задача Федеральной  антимонопольной службы – не допустить  появление новых монополистических  и олигополистических структур, тайные сговоры, повышение цен и т.д.

   Объектом  изучения в нашей работе является олигополистический рынок нефтепродуктов России.

   Предметом исследования являются экономические  отношения, возникающие между субъектами олигополистического рынка, государством и другими фирмами в области  производства, ценообразования, сбыта.

   Целью нашей работы является изучение особенностей такой рыночной структуры как  олигополия.

   Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

   -          дать определение категории «олигополии»;

   -          рассмотреть особенности олигополистического рынка;

   -          рассмотреть основные виды олигополий;

   -          проанализировать ценовую политику в условиях олигополистического рынка;

   -          рассмотреть олигополистический рынок нефтепродуктов в России, выявить его основные черты;

   -          проанализировать роль ФАС в регулировании рынка нефтепродуктов в России.

   Теоретической основой для написания курсовой работы послужили работы Ивашковского С.Н., Кита П., Носовой С.С., Грязновой А.Г., Чечелевой Т.В., М.И.Плотницкого, И.Е.Рудановой. В работе также использовались журналы «Общество и экономика», «Вопросы экономики», «Проблемы современной экономики», «Современная конкуренция», «Экономический анализ», а также интернет-источники. 
 

  1. Олигополия  и ее основные признаки
 

   Олигополия  – это такая рыночная структура, при которой существуют несколько  продавцов и доля каждого из них  в общих продажах на рынке настолько  велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого  из продавцов ведет к изменению  цены [14, с.364].

   Олигополия  – это такая ситуация, при которой  число фирм на рынке настолько  мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать  во внимание реакцию со стороны конкурентов. Олигополию можно определить как  рыночную структуру, при которой  на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число фирм, производящих однородные или дифференцированные продукты [11, с.193].

   Количество  субъектов олигополии может быть разным. Все зависит от концентрации продаж в руках той или иной фирмы. По мнению некоторых экономистов, к олигополистическим структурам можно  отнести такие рынки, на которых  сосредоточивается от 2 до 24 продавцов. Если на рынке существуют только два  продавца – это дуаполия, частный случай олигополии. Верхний предел условно ограничивается 24 хозяйствующими субъектами, так как, начиная с числа 25, идет отсчет структур монополистической конкуренции.

   Выделяют  следующие причины становления  олигополии [14, с.365]:

   -          возможность в некоторых отраслях эффективного производства только на крупных предприятиях (эффект масштаба);

   -          владение патентами и контроль над сырьем;

   -          поглощение слабых фирм более сильными. Такое поглощение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретение предприятия полностью либо частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала;

   -          эффект слияния, которое, как правило, носит добровольный характер. При слиянии нескольких фирм в одну новая фирма может добиться ряда преимуществ: возможности контролировать рынок, цену, закупать сырье по более низким ценам и т.д.;

   -          научно-технический прогресс, с которым связано существенное расширение производства с целью реализации эффекта масштаба.

   Олигополии  присущи следующие черты:

   -          наличие нескольких фирм, незначительное число производителей;

   -          контроль над ценой, ограниченный взаимной зависимостью или значительный при тайном сговоре;

   -          наличие существенных экономических и юридических препятствий для вступления в отрасль (прежде всего – эффект масштаба, патенты, владение сырьем);

   -          взаимозависимость, предполагающая ответные действия конкурента, особенно при проведении ценовой политики;

   -          неценовая конкуренция, особенно при дифференцировании цен.

   Многие  из указанных черт характерны и для  других рыночных структур. Поэтому  невозможно сконструировать единую модель олигополии.

   Олигополия  может быть жесткой, когда на рынке  господствуют две–три фирмы, и расплывчатой, при которой шесть и более  фирм делят 70–80 % рынка.

   С точки зрения концентрации продавцов  на рынке олигополии могут быть разделены  на плотные и разреженные. К первым относятся такие отраслевые структуры, где представлены два–восемь продавцов, ко вторым – более восьми хозяйствующих субъектов. В случае плотной олигополии возможны различного рода сговоры в отношении согласованного поведения продавцов на рынке в силу их ограниченного количества. При разреженной олигополии это практически невозможно [18, с.218].

   С точки зрения особенностей и характера  производимой продукции олигополии подразделяются на однородные и дифференцированные. Первые связаны с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные металлы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продуктов. Они характерны для отраслей, в которых имеется возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг [18, с.219].

   Олигополия  в большей степени распространена в отраслях, где эффективнее крупное  производство и отсутствуют широкие  возможности для дифференциации отраслевого товара. Такое положение  характерно для обрабатывающей, добывающей, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, а также для оптовой  торговли.

   При олигополии в отрасли функционирует  не одна фирма, а ограниченное число  конкурентов. Поэтому отрасль не является монополизированной. Выпуская дифференцированную продукцию, фирмы, образующие олигополию, конкурируют  между собой с использованием неценовых методов, а на изменение спроса реагируют главным образом изменением объема производства.

   Поведение олигополии в отношении цены и  объема выпуска продукции различается. Ценовые войны доводят цены до их уровня при конкурентном равновесии. Чтобы избежать этого, олигополии могут  заключать тайные соглашения картельного  типа, тайные джентльменские соглашения; согласовывать свое поведение на рынке с поведением лидера в отрасли.

   Олигополия  при определении цены и объема производства учитывает не только поведение  потребителей (как это делается при  других рыночных структурах), но и реакцию  своих конкурентов. Зависимость  поведения каждой фирмы от реакции  конкурентов называется олигополистической взаимосвязью [11, с.195].

   Взаимосвязь субъектов олигополии особенно четко  проявляется в ценовой политике. Если одна из фирм снизит цену, другие немедленно отреагируют на подобное действие, ведь в противном случае они потеряют покупателей на рынке. Взаимозависимость в действиях  выступает универсальным свойством  олигополии.

   Фирмы взаимосвязаны в отношении определения  своих объемов продаж, объемов  производимой продукции, размера инвестиций, затрат на ведение рекламной деятельности. Например, если фирма хочет запустить  новый продукт или новую модель продукта, то она прилагает максимум усилий к рекламированию этого продукта. Но в то же время фирма должна понимать, что за ней наблюдают  другие фирмы-олигополисты. И в случае проведения рекламных компаний, конкуренты аналогично начнут вести себя. Они также создадут схожий продукт или модель.

   Такая ситуация определяется тем, что все  фирмы понимают, что цели, задачи, решения конкурирующих компаний определяются поведением других фирм. И при принятии решений необходимо это понимать и ожидать ответных действий со стороны конкурента.

   В то же время олигополистическая взаимозависимость  носит и положительный, и отрицательный  характер. Фирмы-олигополисты могут объединить свои усилия в борьбе против других, превращаясь в подобие чистой монополии, добиваясь полного исчезновения конкурентов на рынке, либо же бороться против друг друга, превращая рынок в подобие рынка совершенной конкуренции [17, с.87].

   Последний вариант чаще всего реализуется  в форме ценовой войны –  постепенного снижения существующего  уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического  рынка. Если одна фирма снизила цену, то ее конкуренты, почувствовав отток  покупателей, в свою очередь, тоже снизят свои цены. Этот процесс может проходить  в несколько этапов. Но снижение цен имеет свои пределы: оно возможно до тех пор, пока у всех фирм цены не сравняются со средними издержками. В этом случае исчезнет источник экономической  прибыли и на рынке воцарится  ситуация, близкая к совершенной  конкуренции. От подобного исхода в  выигрышном положении, естественно, остаются потребители, в то время как производители все до одного никакого выигрыша не получают. Поэтому чаще всего конкурентная борьба между фирмами приводит к принятию ими решений с учетом возможного поведения своих соперников. В этом случае каждая из фирм ставит себя на место конкурентов и анализирует, какова была бы их реакция [7, с.265].

   Механизму ценообразования при олигополии присущи две взаимосвязанные  черты. Это, во-первых, жесткость цен, которые изменяются реже, чем в  других рыночных структурах, и, во-вторых, согласованность действий всех фирм в области ценообразования.

   Ценовая политика в условиях олигополии проводится с помощью следующих основных методов (некоторые экономисты считают  их принципами): ценовая конкуренция; тайный сговор о цене; лидерство  в ценах; ценовая накидка [11, с.196].

   Ценовая конкуренция в условиях олигополии носит сдержанный характер. Это связано, во-первых, со слабыми надеждами  на достижение рыночных преимуществ  по сравнению с конкурентами, а  во-вторых, с риском развязывания ценовой  войны, которая чревата негативными  последствиями для всех ее субъектов.

Информация о работе Олигополия на рынке РФ