Олигополия на рынке РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 05:05, курсовая работа

Описание

В экономической теории большое внимание уделяется проблемам структуры рынка. Как известно, выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Если совершенная конкуренция – это несколько идеализированная модель структуры рынка, то несовершенная – это вполне реальная.
К числу несовершенной конкуренции относят олигополию, монополистическую конкуренцию и монополию. В данной работе мы остановились на олигополии.

Содержание

Введение 2
1. Олигополия и ее основные признаки 3
2. Олигополия на примере рынка нефтепродуктов РФ 10
3. Роль ФАС (Федеральной антимонопольной политики)
в регулировании структуры рынка нефтепродуктов РФ 15
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

курсовой.docx

— 103.33 Кб (Скачать документ)

   Внутренняя  цена на российскую нефть формируется  в результате оценки альтернативы поставки нефти на экспорт (железнодорожным  транспортом) к продаже ее давальцам  для переработки на НПЗ. Такая  структура предложения нефти  не позволяет говорить о свободной  конкурентной цене нефти на внутреннем рынке России. Фактически внутренняя цена рассчитывается методом net-back (вычитание таможенной пошлины из экспортной цены) и, несмотря на различия в структуре рынка и условиях формирования цены на российском и мировых рынках, зависит от динамики мировых цен. Основной объем предложения нефти на свободном внутреннем рынке формируется регулярными продажами ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ТНК-ВР» и независимыми малыми добывающими компаниями. ОАО «ЛУКойл» и ОАО «НК «Роснефть» также осуществляют поставки нефти на внутренний рынок. Однако торги ОАО «НК «Роснефть» при продаже нефти внутри страны характеризуются непрозрачностью и нестабильностью предложения объемов, ОАО «ЛУКойл» продает весь объем, а ОАО «ТНК-ВР» большую часть, с использованием ценовых формул, зависящих от мировых котировок. Таким образом, внутренняя цена на нефть формируется на свободном рынке только при поставках нефти ОАО «Сургутнефтегаз» (500-800 тыс.т. в мес.), малыми добывающими компаниями (100-300 тыс.т. в мес.) и ОАО «ТНК-ВР» (оценочно 100-300 тыс.т. в мес.) независимым участникам рынка для переработки на Уфимской группе НПЗ, Московском НПЗ и некоторых других НПЗ, что составляет лишь 4-7% от общего объема переработки нефти в Российской Федерации (18-20 млн.т. в мес.). Исходя из этого, цена на нефть в России определяется в результате баланса спроса и предложения на относительно небольшие объемы нефти и не отражающие баланс рынка в целом [16, с.93].

   Уровень цен зависит от конъюнктуры внешнего рынка, системы налогообложения, соотношения  спроса и предложения на внутреннем рынке, текущей экономической ситуации в стране. По разным оценкам, цены могли  быть ниже от 10 до 20 процентов. Повышенные цены на заправках поддерживаются из-за завышенных (вследствие нарушений антимонопольного законодательства в 2008 и 2009 годах) цен  в оптовом звене.

   Развитию  конкуренции на внутреннем рынке  нефтепродуктов должны также способствовать меры по развитию глубокой переработки  нефти, повышению экономической  привлекательности инвестиций в  нефтепереработку. Существенным фактором, оказывающим влияние на уровень  и динамику внутренних цен на нефтепродукты, является монополизированная система  реализации нефтепродуктов внутри страны, характеризующаяся непрозрачным ценообразованием и закрытостью хозяйственных  отношений между участниками  рынка. По сложившейся практике, нефтепродукты, производимые ВИНК на собственных НПЗ реализуются оптом в следующем порядке приоритетности: 1) экспорт, 2) сбытовые компании, входящие в данную ВИНК, 3) независимые участники рынка. Как правило, сбытовые компании, входящие в группу ВИНК, не оформляют сделки купли-продажи нефтепродуктов при их последующей реализации на АЗС ВИНК, поскольку АЗС ВИНК не являются отдельным от этой сбытовой компании юридическим лицом. В результате такой непрозрачной схемы издержки по реализации и объемы нефтепродуктов распределяются непропорционально между АЗС ВИНК и независимыми АЗС, что создает неравные условия для функционирования участников розничного рынка нефтепродуктов, а также делает невозможным сравнение условий работы АЗС ВИНК и независимых АЗС [16, с.194].

   Особенно  остро непрозрачная сбытовая политика ВИНК влияет на рынок в периоды  сезонного роста спроса на нефтепродукты, когда независимые участники  испытывают острый дефицит продукта, в то время как компании ВИНК такого дефицита не ощущают. В сентябре-октябре 2007 г. в европейской части Российской Федерации возник локальный дефицит  дизельного топлива, сопровождавшийся существенным ростом цен. В результате проведенного анализа ФАС России установлено, что дефицит возник вследствие сокращения поставок дизтоплива на внутренний рынок: экспорт был  более привлекателен в связи  с резким ростом мировых цен на нефть и дизтопливо и ожиданием  последующего повышения таможенной пошлины, при этом одновременно сразу  на 6 НПЗ Российской Федерации проводились  ремонтные работы. Некоторое увеличение производства дизельного топлива для  поставки на экспорт и покрытия дефицита произошло за счет сокращения производства авиакеросина (близкие по составу фракции), что привело к нестабильности цен (рост 30%). Реализация нефтепродуктов с НПЗ ВИНК независимым участникам происходит на полузакрытых торгах (или при отсутствии таковых), в которых могут принять участие приближенные к ВИНК компании. Как правило, схема таких продаж поощряет коррупцию среди менеджмента ВИНК, который создает «бумажные» посреднические структуры. Таким образом, действительно независимые от ВИНК компании не имеют возможности купить продукт непосредственно с НПЗ ВИНК и приобретают его у таких посредников по завышенной цене. Кроме того, при продаже оптовых партий нефтепродуктов с НПЗ ВИНК повсеместно выставляется условие запрета на их розничную продажу в регионах, где располагаются автозаправочные комплексы данной ВИНК. Такая сбытовая политика, проводимая практически всеми ВИНК, стимулирует неэффективоность и необоснованные издержки на логистику, «бумажных» посредников, излишние запасы и т.д. Все это способствует формированию необъективных, завышенных цен на нефтепродукты.

   Подобное  устройство рынка, порожденного и поддерживаемого  всеми крупнейшими ВИНК, наносит  ущерб эффективности самим ВИНК. Рынок нефтепродуктов, являясь непрозрачным, разделяется на зоны влияния различных  ВИНК в оптовом и розничном  сегментах. Ориентированность на экспорт, непрозрачность существующей системы  продаж нефтепродуктов, способствует недоверию между ВИНК – каждая из которых контролирует ситуацию только в зонах своего, как правило, доминирующего  влияния. Общее описание сложившейся  структуры выглядит следующим образом: добываемая ВИНК нефть перерабатывается на собственном НПЗ и реализуется на собственных АЗС вне зависимости от территориальной удаленности этих объектов производственной цепи друг от друга. Несмотря на очевидную привлекательность торговли нефтью и нефтепродуктами между ВИНК, этого не происходит. Таким образом, по мнению ФАС России, негативное влияние на эффективность работы компаний и свободное ценообразование на нефть и нефтепродукты в России вертикальной интеграции может быть устранено через существенное повышение прозрачности при операциях с нефтью и нефтепродуктами и вовлечение в торговый оборот нефти и нефтепродуктов, принадлежащих ВИНК [26].

   Основные  выводы по второй главе:

   -          структура нефтяной отрасли в РФ имеет олигопольный характер и характеризуется наличием вертикально-интегрированных нефтяных компании (ВИНК);

   -          свободный рынок нефти практически отсутствует: более 80% нефти в Российской Федерации добывается и обрабатывается пятью крупными ВИНК;

   -          существуют ряд серьезных барьеров для входа в отрасль: ограничение доступа независимых участников рынка к мощностям по переработки нефти; ограничение возможности независимых участников рынка поставлять нефтепродукты в отдельные регионы; наличие у ВИНК большого административного ресурса; высокие первоначальные затраты;

   -          ситуация на рынке нефтепродуктов характеризуется тем, что регионы добычи, переработки и сбыта продукции жестко распределены между крупными ВИНК;

   -          на процесс формирования внутренней цены на нефтепродукты влияют ограниченное предложение внутри страны, динамика мировых цен, система налогообложения, желание добывающих компаний сбывать продукцию на экспорт, а не внутри страны, монополизированная система сбыта.

3. Роль  ФАС (Федеральной антимонопольной  политики) в регулировании структуры  рынка нефтепродуктов РФ

   Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных  правовых актов, контролю и надзору  за соблюдением законодательства в  сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы [2].

   Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные  органы проводят постоянный мониторинг состояния рынков реализации нефтепродуктов и уровня цен в регионах. Практически  на всех территориях России, за исключением  городов Москва и Санкт-Петербург, уровень конкуренции на розничных  рынках нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки в той или  иной степени контролируются крупнейшими  российскими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (их дочерними  структурами) [24].

   ФАС России, действуя на основе Федерального закона «О защите конкуренции», пресекает  злоупотребления со стороны монополистов (хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке  определенного товара). Нарушения  в первую очередь выражаются в  установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях ФАС России вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов. Так, например в 2008 г. 15 территориальных органов ФАС рассматривали дела о сговорах на установлении цен на бензин ФАС. ФАС обвиняла компании в нарушении п.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции», в осуществление согласованных действий по установлению и поддержанию розничных цен на нефтепродукты АИ-80, АИ-92, АИ-95 (АИ-96) и дизельное топливо на локальных розничных рынках нефтепродуктов. Были выданы предписания об отмене таких действий и наложении крупных штрафов.

   Зачастую  высказываются мнения о необходимости  внедрения государственного регулирования  цен на нефтепродукты. Однако, действующими законами Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, и цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

   В соответствии со своими полномочиями, на основании норм ФЗ «О защите конкуренции», при выявлении факта ценового сговора, установления монопольно высоких  цен или иных злоупотреблений  доминирующим положением и наличии  надлежащих доказательств, ФАС России и ее территориальные органы выносят  предписания об устранении нарушений  и совершении действий, направленных на развитие конкуренции, а также  налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании [24]. Так, например, в сентябре 2008 г. было рассмотрено дело о сговоре по разделу рынка реализации бензина в Тамбовской области между компаниями ОАО «НК Роснефть» и ЗАО «Тамбонефтепродукт». Указанные хозяйствующие субъекты заключили концессионное соглашение, которое приводит или может привести к разделу товарного рынка нефтепродуктов по составу продавцов. Нарушение выражается во включении в договор коммерческой концессии ограничительного условия в части согласования перечня поставщиков, у которых осуществляются закупки нефтепродуктов. По мнению ФАС, была нарушен п. 3 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», который говорит, что запрещаются действия, которые могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). Было решено выдать хозяйствующим субъектам предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и наложить штрафы в размере 45077 тыс.руб.

   В период с августа 2008 года по январь 2009 года, в период падения мировых  цен на нефть темпы и уровень  снижения розничных цен на автомобильное  топливо значительно отставали  от снижения цен на нефть и оптовых цен на нефтепродукты. В связи с этим территориальные управления ФАС России возбуждали дела по фактам либо установления монопольно высоких розничных цен на бензин и дизельное топливо либо согласованных действий хозяйствующих субъектов, приводящих к поддержанию цен, надбавок (ст. 10, 11 Закона о защите конкуренции). Дела рассматриваются территориальными управлениями, поскольку розничные рынки реализации нефтепродуктов являются региональными или локальными.

   Всего 2008-2009 году ФАС России и ее территориальные органы уже рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний, как в опте, так и рознице. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд. рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании [24]:

   ОАО «ТНК-ВР Холдинг» - 1 112 448 795,36 рублей,

   ОАО «Газпром нефть» - 1 356 560 819,53 рублей,

   ОАО «ЛУКОЙЛ» - 1 443 072 960,13 рублей,

   ОАО «НК «Роснефть» - 1 508 688 396,37 рублей

   По  делам в регионах совокупный размер штрафов приближается к 1,5 млрд. рублей.

   Кроме того, законность и обоснованность решений антимонопольных органов  во многих случаях подтверждаются судами, порядка 10 решений уже прошли три  судебные инстанции, десятки других – арбитражными и апелляционными судами.

   ФАС России признал, что летом 2008 года крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании при реализации нефтепродуктов с принадлежащих им НПЗ установили монопольно высокие цены на оптовых  рынках. В отличие от розничных рынков, оптовые рынки нефтепродуктов охватывает территорию всей Российской Федерации (существует экономическая и технологическая возможность перемещения товара к покупателям). ФАС России в оптовом сегменте были выделены рынок мазута топочного, рынок авиационного керосина, рынок дизельного топлива и рынок автомобильных бензинов.

   Начиная со второй половины января 2009 года ситуация изменилась – наблюдается резкий рост оптовых цен на нефтепродукты. По данным независимого информационно-аналитического центра «Кортес», с начала 2009 года оптовые  цены реализации нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих  заводов в среднем по России выросли: на дизельное топливо – на 23%; на бензин А-76 – на 37%; на бензин А-92 –  на 57%; на бензин А-95 – на 14% [24]. Указанное  повышение оптовых цен привело  к снижению доходности операций на розничных рынках (розничной маржи). Были установлены признаки нарушения  антимонопольного законодательства крупнейшими  российскими нефтяными компаниями в январе-феврале 2009 года:

   1)         повышение указанными компаниями оптовых отпускных цен на нефтепродукты на внутреннем рынке до уровня, превышающего уровень мировых цен (цен конкурентного рынка) с учетом расходов на транспортировку (рис.1);

Информация о работе Олигополия на рынке РФ