Олигополия на рынке РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 05:05, курсовая работа

Описание

В экономической теории большое внимание уделяется проблемам структуры рынка. Как известно, выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Если совершенная конкуренция – это несколько идеализированная модель структуры рынка, то несовершенная – это вполне реальная.
К числу несовершенной конкуренции относят олигополию, монополистическую конкуренцию и монополию. В данной работе мы остановились на олигополии.

Содержание

Введение 2
1. Олигополия и ее основные признаки 3
2. Олигополия на примере рынка нефтепродуктов РФ 10
3. Роль ФАС (Федеральной антимонопольной политики)
в регулировании структуры рынка нефтепродуктов РФ 15
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

курсовой.docx

— 103.33 Кб (Скачать документ)

   2) резкое повышение отпускных цен  на всех основных нефтеперерабатывающих  заводах, не соответствующее динамике  цен на нефть (рис.2):

   

   Цены  на ДТЛ в Уфе  руб./т   

   

   Цены  на ДТЛ в Москве руб./т

   Рис. 1 Сравнительная доходность при поставках  дизельного топлива на внутренний рынок  и на экспорт (по данным агентства  Argus) [21] 

   

   Рис. 2 Динамика отгрузочных цен на бензин Аи-76 в разрезе основных НПЗ в 3 квартале 2008 – 1 квартале 2009 гг. [21] 

   ФАС России считает, что наблюдаемая  картина ценообразования в отрасли  свидетельствует о наличии серьезных  структурных искажений и считает  необходимым в кратчайшие сроки  реализовать в виде конкретных мероприятий предложения, одобренные 26 февраля 2009 года Правительством Российской Федерации в рамках Программы развития конкуренции в Российской Федерации [21]:

   -          увеличить объемы реализации нефтепродуктов на открытых торгах;

   -          обеспечить свободный и равный доступ всех участников рынка, в том числе иных ВИНК к купле-продаже произведенных ВИНК нефтепродуктов на всех сегментах рынка (НПЗ-опт-розница);

   -          разделение видов деятельности ВИНК между различными юридическими лицами в рамках одного холдинга для вовлечения в оборот на основе конкурентных отношений между поставщиками и покупателями;

   -          сформировать перечень показателей состояния рынков и информации о деятельности нефтяных компаний, в том числе планы и фактический выпуск нефтепродуктов, наличие свободных мощностей по переработке нефти и хранению нефтепродуктов и определить порядок ее опубликования;

   -          утвердить методологию расчета внутренних индексов цен на нефтепродукты и процедур их использования федеральными органами исполнительной власти, а также рекомендовать их для использования в долгосрочных договорах;

   -          создать условия для развития независимых от ВИНК компаний в добыче и переработке нефти, в том числе за счет стимулирования развития независимой от ВИНК переработки;

   -          определить порядок недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре в целях вовлечения в разработку дополнительных объемов запасов сырья;

   -          исключить избыточные административные барьеры при проведении работ по разведке, добыче, хранению и транспортировке нефти, при получении разрешений и выделении участков под строительство автозаправочных станций.

   То, что нефтяной промышленности уделяется большое внимание подтверждает и тот факт, что был создан 12 октября 2009 года при Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) был создан Экспертный совет по развитию конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов. Экспертный совет был образован в целях рассмотрения вопросов и подготовки предложений, направленных на развитие конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов, а также смежных рынках, включая транспортировку указанных товаров. Совет будет сформирован из представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, участников рынков нефти и нефтепродуктов, научных организаций, представителей союзов и общественных объединений и независимых экспертов. Отметим, что сейчас при ФАС России на постоянной основе собираются 22 экспертных совета по различным отраслям, в которых принимают участие представители крупнейших игроков рынка. Решения советов носят рекомендательных характер, но по сложившейся практике выводы участников могут быть использованы ФАС России для осуществления своих функций в сфере антимонопольного регулирования и нормотворчества [23].

   Таким образом, сделаем ряд выводов  по третьей главе:

   -          регулированием ситуации на товарных рынках, поддержанием конкурентной среды в России занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС);

   -          ФАС постоянно ведет мониторинг ситуации на рынке нефтепродуктов, вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов;

   -          основным методом борьбы, как мы видим, является система наложения штрафов с оборота;

   -          к основным направлениям совершенствования регулирования можно отнести: налогового законодательства, повышения гибкости таможенно-тарифного регулирования, повышения прозрачности деятельности основных участников рынка, содействия развитию независимого сектора по всем сегментам рынка нефти и нефтепродуктообеспечения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   В нашей курсовой работе мы попытались рассмотреть теоретические и  практические особенности функционирования такой рыночной структуры как  олигополии.

   Олигополия  представляет собой ситуацию, когда  на рынке присутствует малое количество фирм, контролирующих большую часть  рынка.

   В особенности олигополии, ее основные признаки мы рассмотрели в первой главе нашей работы. К основным признакам олигополии можно отнести: это малое количество фирм, барьеры  для входа на рынок, контроль над  ценой, неценовая конкуренция, взаимозависимость  производителей.

   В экономической литературе присутствует много критериев, по которым классифицируются олигополии. Например, по характеру  выпускаемой продукции различают  однородную и дифференцированную олигополии.

   Олигополии  характеризуются взаимозависимостью. Взаимосвязь субъектов олигополии особенно четко проявляется в  ценовой политике. Если одна из фирм снизит цену, другие немедленно отреагируют  на подобное действие, ведь в противном  случае они потеряют покупателей  на рынке. Взаимозависимость в действиях  выступает универсальным свойством  олигополии.

   Олигополии  в процессе ценообразования используют ряд метод (ценовая конкуренция; тайный сговор о цене; лидерство  в ценах; ценовая накидка), которые  были рассмотрены нами в первой главе  работы.

   Олигополии  характерны для современных рынков. В частности присутствуют они  и в России (черная и цветная  металлургия, нефтяная промышленность, автомобильная промышленность, рынок  сотовой связи).

   Во  второй главе работы мы рассмотрели  олигополистический рынок нефтепродуктов. Нефтяная промышленность особенно важна  для экономики России, поскольку несмотря на все попытки уйти от сырьевой зависимости, нефтяная промышленность является важнейшим источником доходов государства. Деятельность нефтяников во многом определяет уровень поступления доходов в бюджет государства. За счет этих поступлений в свое время был сформирован Стабилизационный фонд.

   Если  говорить об отрасли, то она носит  олигополистический характер. Рынок  нефтепродуктов контролируются несколькими  вертикально-интегрированными нефтяными  компаниями (ВИНК). ВИНК контролируют объемы добычи нефти, объемы сбыта внутри страны и на экспорт, процессы ценообразования. Рынки сбыта внутри страны также  разделены между ведущими ВИНК.

   В силу такой структуры рынка, важности рынка для экономики всей страны регулированию рынка уделяется  большое внимание со стороны государства, в частности Федеральной антимонопольной  службы (ФАС). ФАС отмечает, что практически  на всех территориях России уровень  конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, существуют завышенные цены.

   Развитию  конкуренции препятствует дефицит  нефтеперерабатывающих мощностей  и нефтехранилищ, высокие экономические  и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков (стоимость строительства нефтеперерабатывающих  заводов и нефтебаз, жесткие требования земельного и природоохранного законодательства).

   Задача  ФАС – это недопущение появления  новых сговоров, олигополий, завышения  цен. В рамках программы развития конкуренции предусматривается  совершенствование налоговой системы, рост объемов продаж на открытых торгах, повышении прозрачности сделок, сокращение административных барьеров для входа  в отрасль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

   1.         О защите конкуренции [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 26.07.2006 г., №135-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Последнее обновление 3.11.2009.

   2.         Положение о Федеральной антимонопольной службе [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 07.11.2008 № 814 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Последнее обновление 3.11.2009.

   3.         Акопов А.С. Модель двухпродуктовой олигополии, описывающая взаимодействие нефтяных компаний на внутреннем рынке // Аудит и финансовый анализ. – 2004. – № 1. – С.230-234.

   4.         Алешин Д.А. Современные подходы ФАС России к анализу состояния конкурентной среды на товарных рынках // Современная конкуренция. – 2007. – №5. – С.25-38.

   5.         Денисов И.В. Экономико-технологические комплексы фирм и рынки // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 4. – С.8-14.

   6.         Душко А.П. Зарубежный опыт создания рынка совершенной конкуренции в сфере естественных монополий и возможности его использования в энергетике России // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2006. – №1/2. – С.159-165.

   7.         Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учеб. – М.: Дело, 2002. – 416 с.

   8.         Кабраль Л. Организация отраслевых рынков. – Мн.: Новое значение. – 2003. – 356 с.

   9.         Кит П. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. – Спб.: Питер. – 2008. – 624 с.

   10.      Корниенко О.В. Микроэкономика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 352 с.

   11.      Курс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г.Муталимов. – Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 496 с.

   12.      Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. – 2009. – № 4/5. – С.26-56.

   13.      Некрасовский В. К модели организованной конкурентной гармоничной олигополии. Олигополия и устойчивое развитие // Управление собственностью: теория и практика. – 2007. – №3. – С.22-44.

   14.      Носова С.С. Экономическая теория: учеб. – М.: Кнорус. – 2009. – 798 с.

   15.      Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: Изд-во «НОРМА». 2002. – 572 с.

   16.      Подколзина И. Какие факторы влияют на динамику нефтяного рынка? // Вопросы экономики. – 2009. – №2. – С.90-104.

   17.      Прокопов Б.И. Влияние олигополистических структур на развитие национальной экономики // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2009. – №1. – С.81-88.

   18.      Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е.Рудановой. – М.: Инфра-М. – 2008. – 576 с.

   19.      Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 714 с.

   20.      Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 592 с.

   21.      Доклад ФАС «О состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2008 год»

   22.      Анализ ФАС рынка нефтепродуктов в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.diztoplivo.com/news/

   23.      В ФАС создан совет по рынку нефти // Коммерсанть [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/rubric.aspx?NodesID=4

   24.      О ценах на нефтепродукты // Федеральная антимонопольная служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/

Информация о работе Олигополия на рынке РФ