Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 14:23, курсовая работа
Целью данной работы является изучение олигополии, олигополистических ценовых войн, моделей олигополии
Это достигается решением следующих задач:
- рассмотрение понятия и допущений моделей олигополии;
- анализ некооперированного поведения олигополии;
- изучение кооперированных олигополий
Введение...................................................................................................................... 5
1. Понятия и допущения моделей олигополии…………………………......…….. 6
2. Некооперированное поведение олигополии...................................................... 12
2.1. Некооперированные количественные олигополии: модели
А.Курно, Э.Чемберлина, Г. Штакельберга. .......................................................... 12
2.2. Некооперированные ценовые олигополии: ломаная кривая спроса,
модель Бертрана,модельЭджуорта......................................................................... 17
3. Кооперированные олигополии............................................................................ 22
3.1 Модель ценового лидерства.Олигополистические ценовые войны............ 22
3.2 Картель. Картельные соглашения……………................................................ 24
3.3 Перспективы развития олигополии на современном рынке в России ......... 29
Заключение ……………………………………………………................………... 35
Список используемой литературы…………………………..........……………… 36
Приложение А - Равновесный выпуск в моделях Курно и Штакельберга......... 38
Чтобы фирма могла достичь наиболее эффективных для данного вида деятельности размеров, часто требуется значительный объем капитала.
Потенциальному участнику рынка в авиационной, автомобильной, химической, нефтедобывающей промышленности и во многих других отраслях требуются миллиарды рублей, чтобы начать дело. Несомненно, это является важным барьером на пути уменьшения рыночной концентрации в данных секторах экономики.
2 Некооперированное поведение олигополий
2.1 Некооперированные количественные олигополии: модели А.Курно, Э. Чемберлина, Г. Штакельберга
Модель А. Курно
Простейшая модель олигополии предполагает наличие на рынке только двух фирм-конкурентов. Этот частный случай олигополии называется дуополией. Главная предпосылка модели Курно заключается в том, что фирмы-олигополисты одновременно принимая решения по объему выпуска продукции, рассматривают объем производства конкурента как величину постоянную.
Предположим, что на олигополистическом рынке присутствуют фирмы А и В (в соответствии с рисунком 2.1). Рыночной спрос равен D, а предельные издержки постоянны. Фирма А принимает решения об объеме производства. Если она предполагает, что фирма В не будет производить вообще, ее предложение составит Q. Соответственно если она предполагает, что объем производства фирмы В составит Q, то совершенно справедливо воспринимая это как смещение спроса на свою продукцию вниз и влево до уровня D1, сама произведет Q1 единиц продукции. Предполагая дальше таким же образом увеличение предложения фирмы В, фирма А будет сокращать свой выпуск на соответствующее количество, в результате чего будет получать новые точки, оптимизирующие объем производства. Полученные в итоге решения по объему производства фирмы А в ответ на изменения предложения фирмы В сформируют кривую реагирования QА на изменения QВ. Таким же образом получим кривую реагирования QВ на изменения QА. Пересечение кривых реагирования (в соответствии с рисунком 2.2) выражает равновесие Курно. При этом равновесии каждая из фирм, правильно оценивая действия конкурента, выбирает оптимальную для себя стратегию, позволяющую ей максимизировать прибыль в сложившихся условиях. Если, например, предложение фирмы А составит QА1, то согласно кривой реагирования фирмы В, она не будет производить вообще, т.к. в противном случае рыночная цена упадет ниже средних издержек.
(В соответствии с рисунком 2.2), где показано конкурентное равновесие, которое могло бы сложиться на этом рынке, если бы фирмы производили на уровне предельных издержек (как в условиях совершенной конкуренции). Однако в этом случае их прибыль была бы нормальной (нулевой). Очевидно, что олигополистическая модель Курно гораздо выгоднее для фирм, поскольку она позволяет получать экономическую прибыль. На этом же графике показана так называемая контрактная кривая – тот объем производства, который фирмы могли бы получить, вступи они в сговор с целью ограничения совокупного производства так, чтобы MR=MC. [2]
PA
Кривая реагирования
фирмы В
Q2
Q1
Рисунок 2.1 – Модель Курно Рисунок 2.2 – Конкурентное равновесие
Модель Э.Чемберлина
Модель дуополии Чемберлина предполагает, что дуополисты не столь наивны, как в модели Курно, что они способны сделать определенные выводы из собственного опыта. Они не будут, в частности, придерживаться предположения о заданности объемов выпуска друг друга, если видят, что выпуск соперника изменяется в ответ на их собственные решения. И, в конце концов, они поймут, что в интересах каждого из них действовать так, чтобы их совместная прибыль была бы максимальной.
Таким образом, не вступая в сговор, они придут к желательности установления монопольной цены на свою (однородную) продукцию.
Модели дуополии Курно и Чемберлина различаются предположениями продавцов о поведении друг друга. В модели Курнодуополисты при определении своих прибылемаксимизирующих выпусков рассматривают выпуски друг друга как некие заданные параметры, константы. В модели Чемберлина каждый дуополист исходит из предположения о том, что выпуск соперника будет меняться некоторым согласующимся с его собственными, интересами образом. Такое предположение в принципе представляется более реалистичным. Ведь при однородности выпускаемой продукции оба дуополиста оказываются, если можно так сказать, «в одной лодке» и действия каждого из них объективно должны быть направлены на то, чтобы удержать «лодку» на плаву и не сбиться с курса. И как любая пара гребцов, они стремятся действовать в унисон.
Однако это предположение не бесспорно. Максимизация общей прибыли олигополии, весьма проблематична даже при наличии сговора. Тем более она маловероятна в его отсутствии, когда предприятия действуют на свой страх и риск. Ведь для максимизации общей прибыли продавцы должны иметь представление о кривой рыночного спроса и кривых затрат (которые в действительности не являются нулевыми) друг друга. Иметь одинаковые представления о них при отсутствии сговора вряд ли возможно. Кроме того, как и модель Курно, модель Чемберлина закрыта в том смысле, что она не учитывает возможности входа в отрасль других продавцов. А ведь монопольная цена в дуополии Чемберлина является отличной приманкой для вторжения на ее рынок предприятий-новичков, а тогда равновесие в модели Чемберлина окажется нестабильным.
Если
вход в отрасль свободен, необходимы
дополнительные предпосылки относительно
поведения изначально укоренившихся
в отрасли дуополистов и
МодельГ. Штакельберга
Модель, предложенная Г. Штакельбергом в 1934 г., представляет развитие моделей количественной дуополии Курно и Чемберлина. Асимметрия дуополии Штакельберга заключается в том, что дуополисты могут придерживаться разных типов поведения - стремиться быть лидером или оставаться последователем. ПоследовательШтакельберга придерживается предположений Курно, он следует своей кривой реагирования и принимает решения о прибылемаксимизирующем выпуске, полагая выпуск соперника заданным. ЛидерШтакельберга, напротив, не столь наивен, как обыкновенный дуополистКурно, Он настолько изощрен в понимании рыночной ситуации, что не только знает кривую реагирования соперника, но и инкорпорирует ее в свою функцию прибыли. А затем он максимизирует свою прибыль, действуя подобно монополисту.
В случае дуополии возможны четыре комбинации двух типов поведения:
1. Дуополист 1 - лидер, дуополист 2 - последователь.
2. Дуополист 2 - лидер, дуополист 1 - ∙ последователь.
3. Оба дуополиста ведут себя как последователи.
4. Оба дуополиста ведут себя как лидеры.
В случаях
1 и 2 поведение дуополистов
А вот в последнем случае, когда оба дуополиста стремятся стать лидерами, каждый из них предполагает, что соперник будет вести себя в соответствии со своей кривой реагирования, т. е. как монополист Курно, тогда как на деле ни один из них не придерживается такого типа поведения. Исходом подобного взаимодействия становится неравновесие Штакельберга, ведущее к развязыванию ценовой войны. Она будет продолжаться до тех пор, пока один из дуополистов не откажется от своих притязаний на лидерство либо дуополисты вступят в сговор. Сам Штакельберг считал именно случай 4 наиболее обычным исходом дуополии. Рассмотрим возможные исходы подробнее.
Последователь
Штакельберга, как уже было сказано,
придерживается своей функции реагирования
вида, а затем при определенном
количественном решении соперника,
представляющегося
Для того чтобы от равновесия перейти к неравновесию Штакельберга, определим сначала прибыли лидера и последователя. Это, поможет понять стремление олигополистовШтакельберга к неравновесию. Это равенство цены предельным (и средним) затратам означает, что прибыль дуополистов равна нулю, а это несовместимо со стабильным исходом. Таким образом, ситуация, разрешающаяся стабильным решением в модели Курно, обращается в неравновесие Штакельберга при некотором изменении предположений о поведении дуополистов. [5]
Таблица 2.1 - основные параметры равновесия Штакельберга
Выпуск |
Прибыль |
Рыночная цена | |||
лидера |
последователя |
отрасли |
лидера |
последователя | |
(a-c)/2b |
(a - c)/4b |
3(ac)/4b |
(a-c)2/8b |
(a - c)2/16b |
(a + c)/4 |
2.2 Некооперированные ценовые олигополии: Модель ломаной кривой спроса, Модель Бертрана, Модель Эджуорта
Модель ломаной кривой спроса – отражает случай чисто ценовой конкуренции в условии олигополии. Модель построена, исходя из предпосылки, что в условиях тесного олигополистического взаимодействия конкуренты не будут реагировать на повышение фирмой цены и адекватно ответят на ее снижение.
Допустим, схожие фирмы продают идентичный товар по цене Р, реализуя Q единиц (в соответствии с рисунком 2.3). Если бы одна из фирм снизила цену доP1, то она могла бы увеличить объем продаж до Q1,но так как другие фирмы отрасли последуют ее примеру, то фирма сможет реализовать толькоq1. Если же фирма повысит цену P2 то при отсутствии реакции со стороны других фирм она реализуетq2 а приналичии таковой рыночное предложение увеличится доQ2 Таким образом, кривая отраслевого спроса принимает вид ломаной кривойDотр, точка перегиба которой является точкой отраслевой цены. При этом нетрудно заметить, что кривая спроса на продукцию каждого олигополиста имеет тенденцию быть высокоэластичной выше точки перегиба и неэластичной ниже ее, так как предельная выручкаMRстановится,резко отрицательной и валовой доход фирм будет снижаться. Это означает, что олигополистические фирмы:
1) будут воздерживаться от
2) будут воздерживаться от немотивированного снижения цен, боясь потери потенциала роста продаж, доли рынка и прибылей.
Учитывая положение кривой предельной выручки MR, можно предположить, что даже при изменении предельных издержек в пределах вертикальной части кривой предельной выручки (МС1,МС2) цены и объемы продаж изменяться не будут. Однако на практике модель так работает не всегда, поскольку не всякое снижение цены воспринимается конкурентами как стремление завоевать рынок. Поскольку товары легко заменяемы, участники олигополистического рынка склонны продавать свой продукт при чистой олигополии по одинаковым, а при дифференцированной олигополии по сравнимым ценам.[3]
Рисунок 2.3 - Модель ломаной кривой спроса
Модель Бертрана
Дуополисты Бертрана во всем подобны дуополистамКурно, отлично лишь их поведение. Дуополисты Бертрана исходят из предположения о независимости цен, устанавливаемых друг другом, от их собственных ценовых решений. Иначе говоря, не выпуск соперника, а назначенная им цена является для дуополиста параметром, константой. Для того чтобы лучше понять отличие модели Бертрана от модели Курно, представим ее также в терминах изопрофит и кривых реагирования.
В отличие от модели Курно, предсказывающей достижение совершенно конкурентного результата лишь по мере увеличения числа олигополистов, модель Бертрана предрекает совершенно конкурентный результат сразу же при переходе от монополии одного продавца к дуополии. Причина этого кардинального различия выводов в том, что каждый дуополистКурно сталкивается с нисходящей остаточной кривой спроса, тогда как дуополист Бертрана - с кривой спроса совершенно эластичной по цене соперника, так что снижение цены оказывается прибыльным, пока она остается выше предельных затрат.
Таблица 2.2 - Равновесные объемы выпуска и цены в моделях Курно и Бертрана при совершенной конкуренции и монополии
Модель |
Цена |
Выпуск отрасли |
Монополии |
(a + c)/2 |
(a - c)/2b |
Курно (n = 2) |
a/3+2c/3 |
4/3 (a - c)/2b |
Курно (n/(n + 1) ®1) |
®c |
®(a - c)/b |
Бертрана (n = 2) |
c |
(a - c)/b |
Совершеннойконкуренции |
c |
(a - c)/b |
Информация о работе Олигополия. Олигополистические ценовые войны. Модели олигополии