Олигополия. Олигополистические ценовые войны. Модели олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение олигополии, олигополистических ценовых войн, моделей олигополии
Это достигается решением следующих задач:
- рассмотрение понятия и допущений моделей олигополии;
- анализ некооперированного поведения олигополии;
- изучение кооперированных олигополий

Содержание

Введение...................................................................................................................... 5
1. Понятия и допущения моделей олигополии…………………………......…….. 6
2. Некооперированное поведение олигополии...................................................... 12
2.1. Некооперированные количественные олигополии: модели
А.Курно, Э.Чемберлина, Г. Штакельберга. .......................................................... 12
2.2. Некооперированные ценовые олигополии: ломаная кривая спроса,
модель Бертрана,модельЭджуорта......................................................................... 17
3. Кооперированные олигополии............................................................................ 22
3.1 Модель ценового лидерства.Олигополистические ценовые войны............ 22
3.2 Картель. Картельные соглашения……………................................................ 24
3.3 Перспективы развития олигополии на современном рынке в России ......... 29
Заключение ……………………………………………………................………... 35
Список используемой литературы…………………………..........……………… 36
Приложение А - Равновесный выпуск в моделях Курно и Штакельберга......... 38

Работа состоит из  1 файл

ОЛИГОПОЛсделано!!!!нне.docx

— 161.26 Кб (Скачать документ)

 

После изучения моделей Курнои Бертрана, предсказывающих присущественно разные исходы, возникнет естественный вопрос, какую из них следует использовать при анализе олигополии. Прежде чем попытаться ответить на него, подумаем вот над чем. Мало того, что дуополистыКурно и Бертрана «наивны» и не способны корректировать свое поведение под влиянием опыта или, как часто говорят, не способны к «научению делом», они наделены еще одним, удобным для построения модели, но очень нереалистичным, свойством - их производственные мощности буквально безразмерны и способны сжиматься и расширяться, как резиновые. Ведь дуополисты могут, не неся никаких дополнительных затрат, свободно варьировать объем своего выпуска от нуля до величины, равной всему рыночного спросу. При этом их предельные и средние затраты остаются неизменными, какая-либо экономичность или неэкономичность от масштаба отсутствует. Ввести в модель Бертрана ограничение мощности предложил Ф. Эджуорт. [2]

 

 

 

МодельЭджуорта

Согласившись  с критикой модели Курно Бертраном, Ф. Эджуорт предложил модель ценовой дуополии с ограничением на величину производственной мощности дуополистов.Это ограничение представлено абсциссой вертикально восходящего сегмента кривой МС (в соответствии с рисунком 2.4). Мощности каждого дуополиста ограничены половиной рыночного спроса при цене, равной предельным затратам, qk = Q(P= MC)/2. Поэтому, если каждый из них установит начальную цену равной предельным затратам (P1 = P2 = МС), их совместный выпуск как раз и покроет совокупный рыночный спрос, Q(P = МС).

Если  теперь дуополист 1 несколько повысит  свою цену, тогда как дуополист 2 сохранит цену P2 = МС, все покупатели захотят перейти к нему вследствие более низкой цены. Однако - и в этом отличие модели Эджуорта от модели Бертрана - он не сможет покрыть более половины рыночного спроса, поскольку именно такова его производственная мощность. Разочарованные неспособностью дуополиста 2 удовлетворить их спрос по относительно более низким ценам покупатели вынуждены будут обратиться к дуополисту 1. Столкнувшись с остаточным спросом (Q(P = МС) - qk), последний сможет максимизировать свою прибыль, действуя как монополист в отношенииэтого остаточного спроса. Его предельные затраты уравниваются с предельной выручкой в точкеА, что предполагает установлением им прибылемаксимизирующей цены PJ , при которой выпуск составит q1 - Q(P = MC)/4.

В ответ  на это дуополист 2 повысит свою цену до уровня чуть нижеP1, цены дуополиста 1, с тем чтобы привлечь к себе его покупателей. Однако из-за ограниченности своей производственной мощности дуополист 2 сможет покрыть спрос лишь в объеме Q1 - q1 = 2/3Q1 = Q1(P = МС)/2. Продавая по чуть более низкой, чем у дуополиста 1, цене вдвое больше продукции, дуополист 2 получит, вероятно, и вдвое большую прибыль. Тогда дуополист 1 в свою очередь снизит цену до уровня чуть ниже, чем цена дуополиста 2. Словом, они попытаются опередить друг друга в снижении цен.

Дуополисты  будут рассуждать примерно так. Если я снижу свою цену до Р, что чуть ниже цены соперника, я смогу продать максимально возможный для меня объем выпуска, qk. С другой стороны, если я увеличу свою цену до P1, я смогу продать лишь q1 единиц продукции.

 Таким  образом, модель Эджуорта не  предрекает никакого статичного  равновесия. Скорее это некая  "ценовая ловушка", попав в  которую дуополисты втягиваются  в нескончаемую ценовую войну, в которой падения цен чередуются с их всплесками.[3]

 

 

Рисунок 2.4- Дуополия Эджуорта

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Кооперированные олигополии

 

3.1Модель ценового лидерства. Олигополистические                        ценовые войны

 

Так как обычной практикой является правовое лидерства преследование картельных соглашений, фирмы могутсогласовывать свои действия в неявной форме такой тип поведения называется сознательным параллелизмом, при котором ценовая координация достигается через ценовое лидерство. Когда в отрасли имеетсядоминирующая фирма, обеспечивающая значительную долю отраслевого предложения, другие фирмы отрасли в своей ценовой политике предпочитают следоватьза лидером. Устойчивость модели ценового лидерства обеспечивается не только при помощи возможных санкций со стороны лидера, но и заинтересованностью других участников рынка в наличии лидера, взваливающего на себя бремя  исследования рынка и выработки оптимальной цены. Суть взаимодействия фирм в данной модели состоит в том, что максимизирующая прибыль ценового лидера цена являетсяфактором  Диктующим условия производства остальным фирмам отраслевого рынка.

Имея кривую рыночного спроса D и кривую предложения остальных  фирм отрасли Sn,ценовой лидер определяет кривую спроса на свою продукцию DL как разность между отраслевым спросом и предложением конкурентов (в соответствии с рисунком 3.5). Поскольку при цене Р1 весь отраслевой спрос будет покрываться конкурентами, а при цене Р2 конкуренты не смогут осуществлять предложение и весь отраслевой спрос будет удовлетворяться ценовым лидером, то кривая спроса на продукцию лидера DL сформируется в виде ломаной кривой P1,P2,DL. Имея кривую предельных издержек MCL, ценовой лидер установит цену PL обеспечивающую ему максимизацию прибыли (MCL+= MRL). Если все фирмы отраслевого рынка принимают цену лидера в качестве равновесной рыночной цены, то предложение ценового лидера составитQL а остальных фирм отрасли — Qn(PL=Sn), что в сумме даст совокупный объем отраслевого предложения Qd= QL+ Qn. При этом предложение каждой отдельной фирмы будет формироваться в соответствии с ее предельными издержками

 

 

 

 D Sn = ∑ MCn





 

 

 


 



 


 


 

 

Рисунок 3.5 - Модель ценового лидерства

 

Конкурентная  стратегия ценового лидера заключается  в том, что он должен ориентироваться  на получение долгосрочной прибыли, агрессивно реагируя на вызовы конкурентов  как в отношении цены, так и  доли рынка. [3]

 

Олигополистические ценовые войны

Ценовая война - цикл последовательных уменьшений цены соперничающими наолигополистическом рынке фирмами. Она является одним из многих возможныхпоследствий олигополистического соперничества. Войны цен хороши дляпотребителей, но плохи для прибылей продавцов.

Легко понять, как фирмы втягиваются  в эту войну. Поскольку каждый продавецдумает, что другой не будет  реагировать на его понижение  цены, то у каждогоиз них есть искушение  увеличить продажи, сокращая цены. Снижая цену нижецены своего конкурента, каждый продавец может захватить весь рынок - или онтак думает - и может тем самым увеличить прибыль. Но конкурент отвечаетпонижением цены. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает доуровня  средних издержек. Общий рыночный выпуск такой же, какой имел бы место присовершенной конкуренции. Предполагая, что каждая фирма всегда поддерживаетсвою текущую цену, другая фирма всегда может увеличить прибыль, требуя на 1рубль меньше, чем ее соперница. Конечно, другая фирма не сохранит прежнююцену, т.к. она осознает, что может получить большую прибыль, требуя на 1копейку меньше конкурента.

Равновесие существует тогда, когда  ни одна фирма больше не может получатьвыгоды от понижения цены. Это происходит, когда Р=АС, а экономические прибылиравны нулю. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. Посколькукаждая фирма допускает, что другие фирмы не будут менять цену, то у нее нетстимула увеличивать цены. Сделать так значило бы потерять все продажи впользу конкурентов, которая, как предполагается, удерживает свою ценунеизменной на уровне  Р=АС. Это так называемое равновесие  Бертрана. В общем,на олигополистическом рынке  равновесие зависит от предположений, которыеделают фирмы о реакции своих соперников.

К несчастью для потребителей, ценовые  войны обычно недолговечны.

Олигополистические  фирмы испытывают искушение вступить между собой в

сотрудничество, чтобы устанавливать цены  и  делить рынки таким образом, чтобыизбежать  перспективы ценовых войн  и  их  неприятного воздействия на

прибыль. [6]

 

3.2Картель. Картельные соглашения

 

Картель – это ограничивающее конкуренцию  соглашение между предприятиями, которые юридически и экономически остаются самостоятельными.

  По  своему содержанию картельные  соглашения могут быть весьма  разнообразны. Вершина их расцвета пришлась на период между Первой и Второй мировыми войнами, поэтому представленные ниже виды картелей являются отчасти «историческими формами», относящимися к тому времени, хотя многие из них и сейчас являются образцом практических действий.

- Субмиссионный картель – объединяет предпринимателей, в его рамках распределяются общие оферты предложения на государственные заказы; ставит своей целью, чтобы входящие в него предприятия во время тендеров при размещении государственных заказов получали бы в порядке очередности добавку за завышенные цены. Это достигается тем, что во время торгов все члены картеля из числа участвующих в них предлагают продукцию по черезвычайно завышенной цене. Часто картельным договором предусматриваются компенсационные платежи «победителей» тендера «проигравшим».

- Картель, согласующий только единые условия продажи – устанаваливает для всех предприятий-участников определенные договором условия относительно их гарантийных услуг, сроков поставок, условий оплаты и т.д.

- Картель согласованных размеров скидок – определяет условия и размеры скидок для предприятий-участников.

- Картель минимальных цен – определяет цены, которые в процессе торговли не могут быть снижены.

- Картель единой цены- устанавливает единые для всех членов картеля цены на рынке сбыта. Такой картель, возможно, создать лишь в том случае, если все входящие в него предприятия имеют примерно одинаковое качество продукции, т.к. иначе спрос концентрировался бы на продукции высшего качества. Фактически в прошлом большинство картелей единой цены, создавались там, где группа предприятий производила достаточно гомогенный, однородный продукт (например уголь, сталь, цемент). Обычно поводом для создания картеля рассматриваемого типа было падение цен, которое происходило из-за возникновения в отрасли избыточных производственных мощностей. Предприятия-члены картеля путем согласованного сбивания цены пытались переключить спрос на себя. Это часто приводило к тому, что картель единой цены превращался в квотовый картель.

- Квотовый картель  - выделяет каждому члену картеля определенную квоту (долю) производства продукции, которая не может быть превышена. При этом должно производиться лишь такое количество продукции, которое может быть реализовано при завышенных единых ценах. Кроме того, квотовый картель равномерно воздействует на все предприятия-участники, заставляя их снижать избыточные производственные мощности. Превышение установленных производственных квот карается штрафом, определенным картельным договором. Однако так как превышения квот часто оставались незамеченными,

квотовыйкартель в конце концов трансформировался  либо вливался в синдикат.

- Синдикат – самая «жесткая» форма картеля. Реализация продукции всех участников синдиката осуществляется по единым ценам исключительно через центр по продажам, принадлежащий синдикату. Таким образом все предприятия-члены обязаны поставлять всю свою продукцию в синдикат, который благодаря этому имеет возможность контролировать соблюдение производственных квот. Нелегальная продажа продукции отдельными членами синдиката предотвращается с помощью самых различных мер, вплоть до постоянного контроля у заводских ворот.

- Региональный картель – соглашения между предприятиями о территориальном разделе рынка сбыта между продавцами, благодаря чему отдельный продавец становится монополистом в своем регионе.

- Экспортный картель – соглашение по условиям сбыта продукции на иностранных рынках.

- Импортный картель– соглашение импортеров внутри страны, направленное против иностранных фирм экспортеров.

- Картель специализации – каждый его участник обязывается производить один определенный продукт или тип продуктов. Таким образом, каждый член картеля получает монопольное положение на рынке определенной продукции.

- Картель структурных кризисов – соглашение, которое должно обеспечить безболезненное свертывание производственных мощностей при устойчивом, не обусловленном коньюктурой сокращении сбыта. Такого рода картельное соглашение заключается обычно во время циклических спадов производства, в условиях, когда баланс спроса и предложения на продукцию отрасли резко нарушен (имеются большие запасы непроданной продукции), цены падают ниже среднеотраслевой себестоимости и значительное число предприятий отрасли вынуждены прекратить производство. В этом случае компании согласовывают между собой масштабы снижения производства и недогрузки мощностей до тех пор, пока избыток продукции не будет продан.

- Объединение малых и средних предприятий – служит для повышения их конкурентных шансов.

Представим отрасль из двух фирм, выпускающих одинаковую продукцию при одинаковых краткосрочных и долгосрочных издержках и постоянной отдачи от масштаба (в соответствии с рисунком 3.6).

Если бы фирмы взаимодействовали  на принципах совершенной конкуренции, то конкурентное предложение составило бы Qk при цене Pk, а каждая фирма производила бы половину объема рыночного спроса, не получая при этом экономической прибыли. Зная спрос на свою продукцию, фирмы, достигнув соглашения об ограничении объема выпуска Qkr и фиксации цены на уровне Pkr, могли бы получать экономическую прибыль равную монопольной. Следовательно, для получения монопольной прибыли фирмы должны координировать свою деятельность так, чтобы их совместный выпуск равнялся рыночному спросу для установления монопольной цены.

Информация о работе Олигополия. Олигополистические ценовые войны. Модели олигополии