Основные инструменты государственного регулирования экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:40, курсовая работа

Описание

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение
1. Необходимость и типы государственного регулирования экономики.
1.1 Типы государственного регулирования
1.2 Недостатки рынка
2. Экономические функции государства в смешанной экономике.
2.1Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.
3. Основные инструменты государственного регулирования экономики в России.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсач макро.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение

1. Необходимость  и типы государственного регулирования  экономики.

1.1 Типы государственного  регулирования

1.2 Недостатки  рынка

2. Экономические  функции государства в смешанной  экономике.

2.1Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.

3. Основные инструменты  государственного регулирования  экономики в России.

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В данной работе рассмотрен вопрос государственного регулирования  экономики, в том числе и в  современной России. Тема данной работы - роль государства в рыночной экономике. Насколько она необходима и значительна.

Сложность современной  социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию  и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии.

Государственное регулирование экономики имеет  долгую историю - даже в период раннего  капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Особенно возрастает роль государственного регулирования  в условиях

экономического  кризиса. Мировой опыт показал, что  выход из кризиса возможен лишь при  жесткой централизации государственной  власти и проведении  мер по обеспечению экономического роста.

В настоящее  время не вызывает сомнения, что  в существующих социально-

экономических системах необходимо государственное  регулирование.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, но и здесь - экономическая роль государства велика.

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Таким образом, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком («провалов» рынка), совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.     Необходимость и  типы государственного  регулирования экономики.

Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлена:

  • созданием условий для эффективного функционирования самого рыночного механизма;
  • ликвидацией негативных последствий рыночных процессов;
  • защитой национальных интересов на мировом рынке;
  • решением проблем, которые рыночный механизм решить не в состоянии или решает их неэффективно

Государственное регулирование экономики - это система мероприятий по воздействию государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для эффективного функционирования рыночного механизма, решения социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества.

Объекты ГРЭ - сферы, отрасли, регионы, а также явления, ситуации и условия социально-экономической  жизни, в которых возникают или могут возникать проблемы и которые не могут решиться произвольно или решаются неэффективно, т.е. это: экономические циклы; структура экономики, условия накопления и инвестиционные процессы; научно-технический прогресс; инновационные процессы; денежное обращение и инфляция; цены; платежный баланс; блок социальных проблем (занятость, доходы населения, социальная защита, подготовка и переподготовка кадров и т.д.); условия конкуренции, окружающая среда (экологические проблемы); регионы.

1.1 Типы государственного регулирования

Типами государственного регулирования экономики являются: правовое

регулирование, финансовое регулирование, социальное регулирование  и

государственное предпринимательство.

Правовое  регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т.д.

Финансовое  регулирование, в широком смысле, всегда представляет государственно–организованную систему денежных отношений в обществе, т.к. организатором денежного обращения может выступать только государство. Размеры банкнотной (наличной) и депозитной - чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень ее обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платежеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и ее валютный курс).

Особым направлением в государственном регулировании  рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются практически все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение  доходами и возможность предпринимательства в любой сфере

рыночной экономики. Приоритетами являются  следующие  направления социальной защиты: гарантия минимума заработной платы, обеспечение занятости, индексация фиксированных доходов.

Государство выступает  и как крупный хозяйствующий  субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике. В результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в производственно – коммерческих операциях.

Рыночный механизм, взятый сам по себе, безразличен  к проблеме социальной справедливости и равенства, что приводит к дифференциации доходов, социальной незащищенности людей, чревато конфликтами. Свойственная для рынка тенденция к концентрации производства и монополизации подрывает свободную конкуренцию, необходимую для осуществления регулирующей функции рынка. Все это дало повод

заговорить о  фактическом «фиаско» рынка.

1.2 Недостатки рынка

     К недостаткам рынка можно отнести следующие:

1)Макроэкономическая нестабильность.

2)Монополизм, угасание конкуренции.

3)Игнорирование рынком внешних эффектов (экстерналий):

4)отрицательные внешние эффекты (издержки перелива);

5)положительные внешние эффекты (выгоды перелива).

6)Отсутствие интереса к производству общественных благ.

7)Равнодушие рынка к социальным проблемам.

Рассмотрим эти  недостатки подробнее:

1.     Макроэкономическая нестабильность. Функционирование рыночного

механизма приводит к равновесию между спросом и  предложением. Но такое

равновесие может  установиться при неполной занятости  экономических ресурсов или при высоком уровне инфляции. Рынок самостоятельно (без осмысленной государственной политики) не может справиться с высокой безработицей и инфляцией, со сглаживанием циклических колебаний в экономике. Государственное регулирование в этой области состоит в проведении бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики.

2.     Монополизм. Угасание конкуренции. Поддержание конкуренции как

основного регулирующего  механизма в рыночной экономике  является одной из приоритетных задач государства. Государственное антимонопольное регулирование сводится к контролю за ценами и стандартами продукции, а также к антитрестовскому законодательству.

3.     Внешние эффекты (экстерналии). Внешними или побочными называются такие выгоды и издержки, с которыми не сталкиваются непосредственные участники рыночной сделки, а весь эффект, положительный или отрицательный, получает третья сторона.

4. Отрицательные внешние эффекты (издержки перелива) обычно иллюстрируются примерами, связанными с загрязнением окружающей среды. Целлюлозно-бумажный комбинат загрязняет своими отходами чистый водоём, вблизи которого он располагается. Стороной, которая страдает в данной ситуации (несёт дополнительные издержки), является население этого региона. Производитель и потребитель выигрывают. Производственные затраты, без учёта расходов на

очистку отходов, оказываются достаточно низкими. Производитель привлекает дополнительные экономические ресурсы. Объём производства растёт до уровня выше оптимального с точки зрения всего общества. Цена опускается до уровня ниже оптимального для общества. Таким образом, для производства целлюлозы и бумаги используется избыточное количество ресурсов. Рынок не видит и не может регулировать подобную ситуацию.

Государственное регулирование издержек перелива может  быть двояким:

законодательное ограничение и даже запрещение загрязнения природы; введение штрафных санкций, особых налогов (комплекс законодательных, административных и экономических инструментов государственного регулирования). Такими действиями государство перекладывает на производителя издержки перелива.

5. Положительные внешние эффекты (выгоды перелива) могут возникать для третьих лиц или для общества в целом при производстве и потреблении

определённых  товаров, услуг. Эти выгоды перелива не оплачиваются и не

компенсируются. Примером могут служить услуги здравоохранения и образования.

Если проводится вакцинация и лечение больных  туберкулёзом или либо другими инфекционными заболеваниями, то выгоду получают не только больные, но и всё население. Образование приносит пользу не только самим учащимся.

Предприниматели получают более квалифицированных работников, с высокой производительностью труда. Общество получает активных и думающих граждан. Но так как выгоды перелива не оплачиваются, то объём производства таких товаров и услуг может оказаться заниженным по сравнению с общественными потребностями. Государственное регулирование выгод перелива может заключаться в предоставлении субсидий потребителям и производителям подобных товаров и

услуг. Государство  само может заняться производством  продукции с большим положительным внешним эффектом.

6. Общественные товары и услуги. Многие товары и услуги начинают приносить выгоду сразу после их производства. Поэтому невозможно не допустить к этим благам тех, кто не платит за их использование. Такие товары и услуги называются общественными. Рынок не заинтересован в производстве подобных благ. Освещение городских улиц жизненно необходимо, но собирать плату с индивидуальных пользователей трудно и, наверное, невозможно. Государственное регулирование заключается в аккумулировании средств через налоги и направлении государственных расходов на производство общественных товаров. Эти товары и услуги могут производиться и предприятиями государственного сектора.

7. Социальные проблемы. Рынок предъявляет одинаковые требования ко всем.

Однако у кого-то есть экономические ресурсы, а у кого-то их нет. Таким

образом, существуют значительные слои населения, у которых  отсутствует сама возможность участвовать в конкурентных, рыночных отношениях и получать какие- либо доходы. Инвалиды, больные, сироты и престарелые нуждаются в государственной поддержке. Государственное регулирование заключается в различных программах борьбы с бедностью, в трансфертных (безвозмездных) платежах обездоленным слоям населения, регулировании ценообразования и определении минимального размера заработной платы. Прогрессивная шкала обложения индивидуальных доходов (богатые платят больше, чем бедные) также является инструментом государственного регулирования социальных проблем.

Информация о работе Основные инструменты государственного регулирования экономики в России