Основные инструменты государственного регулирования экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:40, курсовая работа

Описание

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение
1. Необходимость и типы государственного регулирования экономики.
1.1 Типы государственного регулирования
1.2 Недостатки рынка
2. Экономические функции государства в смешанной экономике.
2.1Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.
3. Основные инструменты государственного регулирования экономики в России.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсач макро.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, недостатки рыночного экономического механизма требуют

государственного  вмешательства в экономику. В  реальной действительности

развитые рыночные экономики являются смешанными экономиками, где наряду с частным сектором развит и государственный сектор экономики.

Очевидно, что  современная рыночная система немыслима без вмешательства

государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации

рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Экономические функции  государства в  смешанной экономике 

К функциям, выполняемым  государством относятся, прежде всего, следующие:

- создание и  регулирование правовой основы  функционирования экономики;

- антимонопольное  регулирование;

- проведение  политики макроэкономической стабилизации;

- воздействие на размещение ресурсов;

- деятельность  в сфере распределения доходов;

- деятельность  государства, как субъекта имущественных  отношений.

Такая классификация  достаточно условна, так как в  реальной практике все

функции взаимосвязаны  и действуют в комплексе.

2.1Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.

Прежде всего, на государстве лежит ответственность  за создание законов и

правил, регулирующих экономическую деятельность, а также  контроль за их

исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил

поведения экономических  агентов, юридических принципов  экономического

общения, которых  обязаны придерживаться в своих  действиях все экономические  агенты - производители, потребители  и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством.

Правовые нормы  распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

    

Антимонопольное регулирование

К важнейшим  законодательным актам, регулирующим экономическую сферу,

выполняющим функцию  защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские (антимонопольные) законы.

Современное антимонопольное  законодательство имеет два принципиальных

направления: контроль за ценами и контроль за слияниями  компаний.

Антимонопольное законодательство в первую очередь  запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен.

Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда  фирма умышленно устанавливает  более низкие цены, с тем чтобы  вытеснить из отрасли конкурентов.

     Макроэкономическая стабилизация

Равновесие в  экономической системе, которое  устанавливается на основе

рыночной самонастройки  экономики, может сопровождаться высоким  уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

Главные инструменты  в решении этой задачи - фискальная и денежная политика.

Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не

происходит, на объем денег в обращении также  влияют действия правительства.

Согласно общим  рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать  государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

     Размещение ресурсов

Общепризнанным  достоинством конкурентной рыночной системы  является

способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.

Перераспределение ресурсов может касаться промышленного  и

сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности  государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.

Так, через систему  налогов и субсидий государство  может воздействовать на

производство  общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в  сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ.

     Перераспределение доходов

Не менее важной является и функция, связанная с  перераспределением доходов.

Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к

социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне

контроля человека, неподвластных ему. Общество берет  на себя заботу о

неимущих гражданах  через налоговое перераспределение  доходов, принятие

программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному  страхованию, медицинской помощи, пособий  по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования  вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Основные инструменты  государственного  регулирования экономики. 

     Инструменты государственного регулирования подразделяются на

административные  и экономические.

     Административные инструменты не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Административные инструменты регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения.

Однако в критических  ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике.

     Экономические инструменты государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики – это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже.

Основные экономические  инструменты - это:

1) регулирование  учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая

центральным банком);

2) установление  и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

3) операции государственных  учреждений на рынке ценных  бумаг, такие как

эмиссия государственных  обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах

несколько ослабела.

Прямое государственное  хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении

финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению  расходов в соответствие с принятыми  в предыдущем году законом о бюджете.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней  политики, а также административно - управленческие расходы воздействуют на спрос на

потребительские товары и услуги.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования  служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство.

Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В  периоды кризисов и депрессий  расходы государственного бюджета  на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры - сокращаются.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и

вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют  экспорт и в

долгосрочном  плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа.

Это внешнеэкономический  аспект политики бюджетных расходов.

Действенность государственного регулирования экономики  с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во- вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств  для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Государственные капиталовложения осуществляются в  значительной степени в  государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком  или частично принадлежащих центральным  и местным государственным органам.

Значительная  часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно - государственных компаний.

Информация о работе Основные инструменты государственного регулирования экономики в России