Основные инструменты государственного регулирования экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:40, курсовая работа

Описание

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение
1. Необходимость и типы государственного регулирования экономики.
1.1 Типы государственного регулирования
1.2 Недостатки рынка
2. Экономические функции государства в смешанной экономике.
2.1Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.
3. Основные инструменты государственного регулирования экономики в России.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсач макро.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

Существование в условиях рыночного хозяйства  секторов, которые в своей

деятельности  руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных),

электроэнергии  и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все  рычаги воздействия на процесс воспроизводства  внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются  и специальные инструменты непосредственного  воздействия на хозяйственные связи  с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины

во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.

Модель «шоковой терапии» осуществлялась в российской экономике в переходный период. Модель «шоковой терапии» - наиболее «жесткий» вариант трансформации.

Ее типичными  чертами являются: стремление к одномоментному и

административному разрушению прежней системы бюрократического

централизованного планирования и «внедрению» рынка; ускоренная радикальная передача государственной собственности в руки частных лиц, обладающих достаточными капиталами и или административной власти; ориентация на достижение «точки невозврата» как самоцели, за реализацию которой общество неизбежно должно заплатить высокую экономическую и социальную цену.

Предполагалось, что переход к рыночным отношениям должен опираться на шесть фундаментальных  принципов. Эти принципы носят характер мирового опыта и ступают как азбука «перехода к рыночным отношения». Итак:

- Либерализация  цен. Цены формируются на основе спроса и предложения.

- Частная собственность,  в том числе в сельском хозяйстве,  гарантированная

законом, защищающим права собственника и обеспечивающим надежность выполнения хозяйственных  договоров.

- Приватизация  государственных предприятий, включая легализацию права частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей части государственной собственности и демонополизацию производства в различных отраслях.

- Становление  экономики открытого типа, включая  свободные торговые отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций, предоставление возможности для репатриации прибылей и конвертируемый рубль.

- Ограничение  прямого государственного вмешательства  в экономику. Успешное завершение  экономической реформы требует  полного пересмотра традиционной роли государства. Это означает отказ от большей части функций, которые государственные учреждения пытались выполнять в условиях командной экономики: государственные заказы на большинство видов продукции, одобрение государством большей части инвестиционных проектов, государственное установление большинства цен и т. Д. Вместо этого в рыночной экономике главной задачей государства является защита и обеспечение возможностей реализации права собственности и заключаемых хозяйственных договоров, содействие конкуренции на рынках через проведение антимонопольной политики, разумная налоговая и

денежная политика, развитие системы социальной защиты, помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры: транспорта и средств  связи и др.

- Макроэкономическая стабилизация, означающая ликвидацию дефицита

государственного  бюджета.

3.1 Инструменты регулирования  экономики в современной  России.

Как показывает мировой опыт, успешное социально-экономическое  развитие страны во многом зависит  от организации государственного управления, поэтому бессмысленно отрицать роль государства и современной российской экономике.

Вопрос состоит  только в том, первостепенной или  второстепенной эта роль

должна быть. В период до 1992 года командная экономика  в России была уже значительно ослаблена, предшествующие реформы, особенно законы о предприятии, о кооперации, об аренде ввели ряд рыночных отношений. Как известно  такая специфическая ситуация, когда в стране действует командная экономика одновременно с элементами рынка продолжаться долго не может: либо побеждает командная экономика, либо рыночная. Дело в том, что директивное планирование со всеми его институтами  присущее административно-командной экономике не может существовать вместе с предпринимательством и любыми институтами рынка, так как они будут противоречить друг другу, тем самым препятствуя нормальному развитию экономики страны в целом.

Большинство современных  аналитиков склонны считать, что  для современного государства единственно  правильным видом экономики является рынок. Во многом с ними можно согласиться: рыночная экономика создаёт здоровый климат для конкуренции, свободного ценообразования, высокой эффективности производства и т.д. У неё много положительных сторон, но, говоря об эффективности различных видов экономики  невозможно выработать стандартную точку зрения, приемлемую

для всех стран. Всегда следует делать поправку на состояние экономики страны и  на конкретно-исторические условия.

Обращаясь к  современной России, попробуем определить границы необходимого вмешательства государства в экономику.

1. Прежде всего,  это отрасли, где перестаёт  эффективно действовать механизм  рыночной саморегуляции. Механизм  свободного рынка позволяет удовлетворять  потребности, выражаемые в денежной  форме через спрос. Но существуют  потребности, которые невозможно измерить в деньгах: национальная оборона, охрана общественного порядка, национальная сеть коммуникаций и т.д., здесь без государственного вмешательства не обойтись. Так же особо пристальное внимание должно уделяться ценообразованию естественных монополий и монополиям вообще. Особо хотелось бы отметить те сферы, которые более близки к основной части населения – жилищно-коммунальные хозяйства, которые так же являются монополиями, но местное управление не  уделяет ему должного внимания.

2. Ещё одной  из важнейших функций государства  в рыночной экономике является  перераспределение доходов. Рынок  признаёт справедливыми доходы, полученные в результате свободной  конкуренции на рынке, в обществе  же  есть люди,  не владеющие  ни землёй, ни капиталом и не трудоспособные. Они не участвуют в деятельности рынка и не получают доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к таким людям, поэтому их

содержание становится задачей государства. Во всех вышеперечисленных  случаях оно имеет право вмешаться  в перераспределение доходов, так  как то, что несправедливо с  точки зрения рыночного механизма, несправедливо с позиции общечеловеческих норм морали и нарушает право человека на достойное существование в обществе.

3. Государство  обязано брать на себя задачу  обеспечения правовой базы:

предоставление  законного статуса частным предприятиям, соблюдение права

частной собственности  и т.д.

4. Одной из  главнейших обязанностей государства является финансирование

оборонной промышленности и связанных с ней научно-технической  базы.

Проанализировав вышеперечисленные функции, можно  сделать вывод: государство в  условиях рынка должно контролировать и поддерживать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно. Как правило, это отрасли общенационального значения – военная промышленность, научные разработки и т.д. С монополиями и олигополиями всё гораздо сложнее. Они создают проблемы больше  населению, чем государству. Последнему скорее выгодно существование монополий, так как чем больше они повышают цены, тем больше налогов  платят. При этом потребители никак не способны повлиять на уровень цен своим спросом. Игнорирование данной проблемы со стороны государства может привести к серьёзным последствиям, в частности к социальным взрывам. Попробуем определить причины, по которым

современная экономика  не справляется со своими задачами.

Во-первых, это  колоссальный бюрократический аппарат. Россия унаследовала от Советского Союза громоздкую, нерациональную структуру государственного управления.

Ещё одной из острейших проблем современной  экономики России стал процесс сращивания власти с мафиозными структурами.

В целом трудно переоценить роль государства в  экономике. Оно создаёт условия  для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоёв населения, решает вопросы национальной  обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях  заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Поэтому основной задачей государства является удерживание “золотой середины” в стабильное время и умение принять жёсткие решения в сложных ситуациях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Итак, государственное  вмешательство в рыночную экономику  всё же необходимо.

Вопрос стоит  только в том, в какой степени и какими методами это

вмешательство нужно проводить. Государство в  условиях рынка должно

контролировать  только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно (медицина, образование, национальная  оборона, научно-технические отрасли). В современной российской экономике многие инструменты, применяемые во всех странах мира для регулирования экономических процессов не работают или оказываются неэффективными. Дело в том, что российская экономика имеет много особенностей и, выбирая способы регулирования, нельзя копировать модели, используемые в других странах, неприменимые в российских условиях.

Главной же проблемой  современной  российской экономики  является

недобросовестность  чиновников всех уровней и  высокий показатель коррупции. Существующая ныне система ГРЭ сложилась не сразу. В процессе своего развития она прошла несколько этапов.1. Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечении устойчивости денежного обращения. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

2. Несогласованные  между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

3. Эксперименты  с использованием денежно-кредитных  и бюджетных средств регулирования  хозяйства. Волна приватизации  объектов государственной собственности.

Информация о работе Основные инструменты государственного регулирования экономики в России