Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:25, курсовая работа
Сегодня в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны. Задача это достаточно сложная
Введение………………………………………………………………………………………………..…………..3
Часть 1. Денежно-кредитная политика государства: цель, инструменты, эффективность, характеристика современной денежно-кредитной политики в России.
Цели и инструменты денежно-кредитной политики…………………………5
Денежная эмиссия и её виды……………………………………………………………..9
Политика «дорогих» и «дешевых» денег……………………………………..….15
Плюсы, минусы и эффективность денежно-
-кредитной политики……………………………………………………………………………..……18
Часть 2. Особенности денежно-кредитной политики в России
в 90-е годы и начале 21 века……………………………………………………………………….22
Часть 3. Роль провалов в денежно-кредитной политике
в финансовом кризисе 1998 года…………………………………………………………….…29
Заключение………………………………………
Считается,
что центральный банк не располагает
ни формальной, ни фактической монополией
на безналичную эмиссию, она не равнозначна
средствам на счетах коммерческих банков
в центральном банке. Коммерческие
банки держат в центральном банке
в основном обязательные резервы, которые
от них требует последний в
порядке денежно-кредитного регулирования,
и в меньшей степени — средства
для клиринговых расчетов. Сумма
таких депозитов обычно не превышает
30—50 % баланса центрального банка, а
чаще всего имеет еще более
незначительный вес. При этом безналичная
эмиссия совершается
- покупка
ценных бумаг осуществляется, прежде
всего, с целью регулирования
ликвидности банковской
- источником средств для проведения вышеназванных операций являются в значительной мере счета в центральном банке, образовавшиеся “нормальным” путем (резервные требования, средства государственного бюджета);
- рост
банкнотного обращения не
Фактически на практике коммерческие и другие банки могут “создавать депозиты” и, следовательно, денежную массу теми же методами, что и центральные банки. При этом разница состоит лишь в том, что коммерческие банки делают это для развития своих операций, а центральный банк — при нехватке средств для регулирования ликвидности банковской системы. Однако это не противоречит положению о работе банков в пределах собственных и привлеченных средств. Так, если баланс банка составляет 100 млн. долларов и 10 млн. долларов выделяется на покупку ценных бумаг у клиента, то актив формально не изменится (10 млн. долларов просто перебросили из одного вида активов в другой), но счет клиента в пассиве вырастет на 10 млн. долларов и, следовательно, можно увеличить активные операции на ту же сумму, а баланс составит 110 млн. долларов.
Эмиссия наличных денег связана, прежде всего, с ростом товарооборота в текущих ценах, поскольку эти деньги обслуживают в основном операции на потребительском рынке. Поэтому объем выпуска в обращение наличных денежных знаков пропорционален, с одной стороны, росту номинального товарооборота, а с другой — потребностям населения в наличных деньгах. Величина наличных денег растет с увеличением масштаба цен, однако определенным противодействующим фактором в данном случае может быть возрастание скорости оборота денежных знаков. В то же время в условиях инфляции растут заработная плата и другие доходы населения. При этом полученные населением деньги задерживаются у них, как правило, на гораздо более длительный срок, чем период, разделяющий получение выручки торговой организацией и сдачу ее в банк. Поэтому более существенной причиной увеличения налично-денежной массы является повышение требований населения к сохранению у него необходимого количества наличных денег, нежели рост потребительских цен, хотя первое представляет собой закономерное следствие второго.
Исследование
налично-денежной эмиссии (особенно в
условиях инфляции) показывает, что
отсутствует возможность
Законодательно эмиссионная монополия за центральным банком как представителем государства закреплена в развитых странах только в отношении банкнот и в некоторых случаях монет (чеканкой монет часто занимается министерство финансов). Однако монополия на банкнотную эмиссию не означает ее жесткого контроля или увязки с какими-либо макроэкономическими показателями (считается, например, что она растет параллельно росту ВВП). Это ведет к отсутствию планирования наличного обращения, поскольку деньги автоматически “продаются” банкам через отделения центрального банка по мере предъявления спроса на них и, что очень важно, не могут использоваться для покрытия дефицита государственного бюджета. Так, политика Банка Англии в данном вопросе состоит в выпуске в обращение по возможности подержанных денег для экономии на их изготовлении.
Эмиссия банкнот
отличается от выпуска долговых обязательств
государства тем, что банкноты (простые
векселя до востребования) могут
использоваться как законное платежное
средство, и по ним не надо платить
процент. Продажа банкнот банкам
идет по номиналу, хотя в отдельных
случаях центральные банки
В современных индустриально развитых государствах на банкнотах не пишут, что они обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и другими активами центрального банка, но это отражено в публикуемых ими балансах. Обеспечением банковских билетов выступает актив центрального банка, основными статьями которого обычно являются золотовалютные резервы, портфель государственных и других ценных бумаг, кредиты банкам под залог ценных бумаг. Характерно, что в развитых странах вопрос обеспечения банкнотной эмиссии решается по-разному, но он всегда юридически оформлен, и характер обеспечения, и, соответственно, косвенные пределы банкнотной эмиссии законодательно определены. В некоторых странах еще оговаривается предел фидуциарной эмиссии, хотя это не имеет большого практического значения.
Центральный
банк обычно имеет монополию на эмиссию
банкнот на всей территории страны,
и только в Великобритании сделано
исключение для Шотландии и Северной
Ирландии. Поэтому трем крупнейшим
коммерческим банкам Шотландии традиционно
предоставляется право эмиссии
банкнот собственного дизайна, которые
являются только их обязательствами. Однако
такая практика не представляет угрозы
единству денежного обращения
В зависимости
от экономической ситуации, которая
складывается в тот или иной период
в стране, центральный банк проводит
политику «дешевых» или «дорогих»
денег. Политика «дешевых» денег
характерна, как правило, для ситуации
экономического спада и высокого
уровня безработицы. Ее цель — сделать
кредит более дешевым и
Во-первых, уменьшение
учетной ставки процента, что должно
побудить коммерческие банки увеличить
займы у центрального банка и
тем самым увеличить
Во-вторых, центральный банк осуществляет покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке, оплачивая их увеличением резервов коммерческих банков.
В-третьих, центральный
банк уменьшает норму резервных
требований, что переводит обязательные
резервы в необходимые и
Политика «дорогих» денег имеет своей целью ограничение денежного предложения, с тем, чтобы сократить совокупные расходы и снижать темпы инфляции. Она включает следующие мероприятия:
1) повышение
учетной ставки процента, что
выступает антистимулом для
2) продажа
центральным банком
3) увеличение
нормы резервных требований, что
сократит избыточные резервы
и уменьшит мультипликатор
Помимо общих методов денежно-кредитного регулирования, влияющих на весь денежный рынок в целом, центральные банки используют и селективные методы, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита (например, прямое ограничение размеров банковских кредитов на потребительские нужды, под биржевые ценные бумаги, установление пределов ссуд для одного заемщика и т.п.).
Моральное воздействие — рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.
Разумный банковский надзор — различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов.
Контроль
за рынком капиталов — порядок
выпуска акций и облигаций, включая
стандартные правила-
Допуск к
рынкам — регулирование открытия
новых банков, разрешение операций
иностранным банковским учреждениям.
Количественные ограничения — потолки
ставок, прямое ограничение кредитования,
периодическое «замораживание»
процентных ставок. Регулирование конкретных
видов кредита в целях
Валютные интервенции — купля-продажа валюты для воздействия 'на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы (наличные и срочные сделки, свопы). Непременно учитывается связь валютных операций с денежным обращением, в частности, практикуется «стерилизация» интервенций, т.е. одновременно проводятся кредитные мероприятия для нейтрализации негативного воздействия.
Управление государственным долгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализует ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы госдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроля за денежным обращением. Так, выпуск долговых обязательств сверх реальных потребностей может использоваться для изъятия избыточной ликвидности, а активное сальдо бюджета и погашение части долга вместо рефинансирования равнозначно увеличению ликвидности банковской системы.
Таргетирование — установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.
Регулирование форвардных и фьючерсных операций путем установления обязательной маржи, т.е. реально вносимой суммы по сделке.
Указанные и другие инструменты денежно-кредитной политики, будь то политика «дорогих» (рестриктивная политика) или «дешевых» (экспансионистская политика) денег, могут быть эффективными только в условиях тесной увязки с фискальной политикой, законодательством.
Денежная политика, так же как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении.
В условиях
необходимости стабилизации экономики
важной проблемой остается эффективность
и результативность применения тех
или иных ее инструментов. Мы знаем,
что в целях стабилизации экономики
может быть использована фискальная
политика и другие механизмы. Но, по
всеобщему признанию
Важное достоинство
использования денежно-
Следует отметить наряду с очевидными достоинствами денежно-кредитной политики и ее отдельные недостатки. Если при энергичном проведении политики “дорогих денег” желаемый результат достигается достаточно однозначно и предложение денег ограничивается, то политика “дешевых денег“, обеспечив расширение ресурсов у коммерческих банков, не в состоянии гарантировать, что коммерческие банки действительно выдадут ссуды и предложение денег увеличится.
Информация о работе Особенности денежно-кредитной политики в России в 90-е годы и начале 21 века