Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:25, курсовая работа
Сегодня в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны. Задача это достаточно сложная
Введение………………………………………………………………………………………………..…………..3
Часть 1. Денежно-кредитная политика государства: цель, инструменты, эффективность, характеристика современной денежно-кредитной политики в России.
Цели и инструменты денежно-кредитной политики…………………………5
Денежная эмиссия и её виды……………………………………………………………..9
Политика «дорогих» и «дешевых» денег……………………………………..….15
Плюсы, минусы и эффективность денежно-
-кредитной политики……………………………………………………………………………..……18
Часть 2. Особенности денежно-кредитной политики в России
в 90-е годы и начале 21 века……………………………………………………………………….22
Часть 3. Роль провалов в денежно-кредитной политике
в финансовом кризисе 1998 года…………………………………………………………….…29
Заключение………………………………………
Если стремящиеся к обладанию ликвидностью коммерческие банки не пожелают предоставлять кредиты или предоставят их не в той мере, как это хотелось бы Центральному банку, усилия его по проведению политики “дешевых денег’ окажутся малоэффективными. Население также может сорвать намерения Центрального банка, решив не брать избыточные резервы в ссуду. Кроме того, деньги, которые Центральный банк направляет в экономику, покупая у населения государственные облигации, могут использоваться населением для погашения имеющихся ссуд.
Явление, выражающееся
в нестандартном поведении
Кроме того,
на эффективность проведения денежно-кредитной
политики влияет изменение скорости
обращения денег. Наши предыдущие рассуждения
о проведении политики дешевых или
дорогах денег предполагали неизменную
скорость обращения денег. Однако изменение
скорости денежного обращения может
существенно повлиять на эффективность
проведения денежно-кредитной политики.
Некоторые кейнсианцы считают, что
скорость обращения денег имеет
тенденцию меняться в направлении,
противоположном предложению
Например, во
время инфляции, когда предложение
денег ограничивается политикой
Центрального банка, скорость обращения
денег склонна к возрастанию,
что косвенно означает расширение предложения
денег, в результате чего нивелируется
результат ограничительной
На скорость
обращения и эффективность
Несоответствие
между целями денежного предложения
и процентными ставками порождает
дилемму целей. Эта дилемма возникает
в силу того, что руководящие денежно-
При недостаточном
развитии финансовых рынков особо четко
наблюдается слабая связь между
инструментами денежно-
На эффективность
проведения денежно-кредитной политики
влияет и международная политика
государства. Повышение процентной
ставки увеличивает иностранные
финансовые инвестиции в страну, усиливает
спрос на внутреннюю национальную валюту.
Повышение стоимости
Часть 2.
Особенности денежно – кредитной политики в России в 90-е годы и начале 21 века.
С 1992г в
России последовательно реализуется
реформационная модель МВФ «Вашингтонский
консенсус», которая состояла из нескольких
этапов, проводимых государством в
сфере денежно-кредитной
1 этап заключался в следующем: раскрутка гиперинфляции 1992г. Неконтролируемая денежная эмиссия в форме наличных и прочих кредитов привилегированными банками концентрировалась полностью в сфере валютных спекуляций. Инфляция издержек, развернувшаяся в результате либерализации цен, обусловила выгодность валютных операций и отток капитала из производственной сферы. Предложение денег концентрировалось в сверх прибыльной и надежной сфере валютных операций и торговле импортными товарами, в то время как оборотные средства производственных предприятий и сбережения населения стремительно обесценивались. В результате производственный сектор испытывал нарастающий платежный кризис.
2 этап заключался: в сокращении денежного предложения: резкое сжатие производственной сферы при разбухании спекулятивного оборота 1993-1994гг. В 1992г Центральный банк объявил главной целью кредитно-денежной политики подавление инфляции. Бороться с ней предполагалось путем сокращения денежного предложения и отказа от регулирования цен в результате в 1993году бурно развивается финансовый рынок с высокими доходами, в то время как рентабельность выпуска продукции в производственной сфере быстро снижалась.
3 этап заключался: в госполитическом поддержании спекулятивных сверхдоходов, разорение производственной сферы 95-98гг. Ускорение оборота денег и сокращение производства конечной продукции обесценивали антиинфляционный эффект сжатия денежной массы. Центральный банк совместно с правительством приступили к строительству собственной финансовой пирамиды со сверхвысокой доходностью, что, в конечном счете, блокировало инвестиции в реальный сектор экономики. В то же время Банк России выступает главным покупателем ГКО, обеспечивая их доходность и ликвидность. Доля ЦБ и Сбербанка в размещении государственных долговых обязательств в банковском секторе достигала в 1997г-67%. Учетная ставка Центрального банка колебалось в эти годы от 20-21% в то время как рентабельность в промышленности составляла от 0 до 5% и была отрицательна в сельском хозяйстве. Кроме того обязательные резервы были высокими. Коэффициент монетаризации (отношение денежной массы в ВВП) составил на 01.01.98г - 10%, тогда как в развитых странах он составлял - 70-75%, в развивающихся - 45%. Недостаток денег выплеснулся в неплатежи. С 1995 года ЦБ прекратил централизованное рефинансирование банков, кредиты доставались банкам основным игрокам ГКО. Что же происходило в валютной политике с основными инструментами валютной политики ЦБ? Явилось установление валютного курса рубля и его конвертируемости. План МФВ обязывал: внести либерализацию внешней торговли, открытость национальной экономики, рыночное ценообразование, конвертируемость рубля и установление его валютного курса под воздействием спроса и предложения. За годы реформ ЦБ перепробовал все известные способы установления курса: плавающий до 1995г, фиксированный в рамках валютного коридора в 1995-1998гг и вновь плавающий. В условиях, когда инструменты ДКП (высокая учетная ставка, высокие нормы обязательных резервов, резкое сжатие денежной массы) сосредоточили операции на финансовом рынке, вложение в инвалюту при падающем курсе рубля явились наиболее выгодными. В то же время низкий курс рубля и либерализация внешне экономической деятельности закрепляла сырьевую ориентированность экспорта. Центральный банк никогда не отпускал рубль в свободное плавание. Поступление валюты от экспорта позволяли Центральному банку проводить массированные валютные интервенции. Но нереализованный инфляционный потенциал валютного курса (разница между ростом внутренних потребительских цен и значением курса рубля) накапливался и разрешался в виде периодических кризисов и разовых девальваций рубля (11.10.1994 года)
В 1995 году Центральный банк перешел к активной политике удушения инфляции и создание финансового рынка госдолга, как альтернативы валютному курсу и скрытому источнику финансирования бюджета. Валютный курс был скользяще зафиксирован в виде валютного коридора. Стабилизирующий курс рубля был призван сдерживать инфляцию, создать условия для притока иностранных инвестиций и увести горячие деньги на рынок госдолга. В то же время нереализованный инфляционный потенциал накопился, номинальный курс рубля вырос до 75 %относительно паритета покупательской способности, развивающимся странам рекомендуется придерживаться 50%.
Поэтому в условиях открытости российского финансового рынка, присутствие большей доли спекулятивного международного капитала при объявлении 17.08.98г. дефолта ГКО огромные ресурсы обрушились на валютный курс и обвалили рубль. В то же время переход ЦБ после 17 августа к политике заниженного плавающего валютного курса, призванного стимулировать отечественные экспортные отрасли, представляли собой большую опасность для экономики страны. Россия экспортировала исключительно сырье и энергоносители. Цена на них в долларах на внешнем рынке остается такой же, цена же внутренняя неизмеримо выросла. Это значит, что фактически все народное хозяйство экспортирует и уплачивает экспортерам экспортную премию. Все это подрывает развитие обрабатывающей промышленности. Таким образом, сокращается внутреннее производство. Что же касается итогов валютной политики ЦБ, то после кризиса 17.08.98г резко сократилось число банков. Совокупные активы банков сократились за вторую половину 1998г более чем в 2 раза.
Кризис ударил по доверию субъектов к банкам, что является основным инструментом привлечения ресурсов. Снижение ресурсной базы в свою очередь сокращает инвестиционную активность и мультипликационный процесс формирования денежной массы.
После кризиса ЦБ следует курсом: препятствует направлению денег в реальный сектор. Учетная ставка на уровне 55% годовых исключает кредитование производства, нормы обязательных резервов повышены с 5 до 8%, что приводит к омертвлению части и без того скудных капиталов.
Результаты кредитно-денежной политики за 1999год и основные ориентиры на 2000год.
Разработка целей кредитно-денежной политики на 1999 год происходила в сложной кризисный период конца 1998 года, когда в экономике, пережившей девальвационный шок, начали формироваться новые тенденции будущего развития. Основные цели денежно-кредитной политики на 1999 год определялись программным документом Банка России «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год», в соответствии с этим документом предполагалось, что инфляция за 1999 год должна была составить 30%, а прирост спроса на деньги (денежная масса) в интервале 18-26%. При реализации этих целей государство особо важным считало не допустить экономического спада более чем на 1-3%, учитывать состояние безработицы и платежного баланса. За десять месяцев 1999 года потребительские цены выросли на 33,2%. Судя по этим результатам и имеющимся прогнозам, уровень инфляции в 1999 году составил 40%. Фактический темп прироста денежной массы за девять месяцев 1999 года составил 33,2%, т.е. превысил значение годового целевого уровня. Все это обусловлено рядом тенденций, сформировавшихся в экономике к концу первого полугодия 1999 года. Прежде всего, это связано с динамикой производства товаров и услуг. По оценкам прирост ВВП в 1999 году в целом может составить 1-2%, что объясняет увеличение спроса на деньги по сравнению с первоначально сделанными оценками, основанными на прогнозе экономического спада в 2%.
Эксперты также отмечают и такой фактор, как ситуация на мировых товарных рынках и состоянии торгового баланса России на спрос на деньги в первой половине1999 года. Рост цен на основные экспортные товары России на мировых рынках, способствовали увеличению экспорта во втором квартале. Денежно-кредитная политика в 1999 году проводилась в условиях плавающего валютного курса. Существенное воздействие на состояние денежно-кредитной сферы в 1999 году, особенно в первом полугодии, оказывала необходимость обеспечения платежеспособности страны. С это целью осуществлялась покупка иностранной валюты, что привело к увеличению ликвидности банковской системы.
В связи с отсутствием рынка ликвидных государственных ценных бумаг, для регулирования кредитно-денежной системы, Банк России использовал такой вид инструмента как изменение норм обязательных резервов, а также депозитные операции Банка России, что позволило ограничить рост избыточных резервов кредитных организаций. Система экономических мер, направленная на ограничение спекулятивного давления на валютный рынок, была дополнена комплексом мер административного характера: был изменены лимиты открытых валютных позиций, продолжалось совершенствование валютного контроля. Эти мероприятия оказали позитивное влияние на состояние валютного рынка. Рост положительного внешнеторгового сальдо обусловил возможность реального укрепления валютного курса рубля. При этом, несмотря на осуществление выплат по внешнему долгу сокращение его золотовалютных резервов не произошло. На 1.11.99г. они составили 11,7 млрд. дол., что на 4% ниже уровня начала года.
Что касается конечной цели денежно-кредитной политики в 2000году, то она сводится к снижению инфляции при сохранении и возможном ускорении темпов роста ВВП. Правительство РФ предполагает снижение инфляции до 18% (по отношению к декабрю 1999г) рост ВВП на 1,5%, рост реальных доходов населения на 1,5-3%. При этом должны создаться условия для снижения безработицы. В этой связи важно то, что доходы федерального бюджета в соответствии с Законом должны превысить расходы (без учета расходов по обслуживанию государственного долга), и первичный профицит предполагается в размере 3,18% ВВП. С учетом расходов на обслуживание государственного долга общий объем дефицита планируется в объеме 1,08% ВВП или 57,8 млрд. рублей (т.е. самый минимальный за время реформ) Это призвано способствовать сокращению спроса госсектора на заемные ресурсы и расширению возможностей по кредитованию частного сектора экономики.
Вполне понятно, что в 2000 году в условиях плавающего валютного курса рубля контроль над денежным предложением остается важнейшей функцией государства. Что же касается событий 1998 года, когда девальвация российского рубля сопровождалось уменьшением спроса на деньги. Так, за последние 5 месяцев года денежная масса в реальном выражении сократилась почти на 30%, при этом национальная валюта как бы опускалось ниже уровня реальных экономических требований. Однако, рассматривая опыт ряда стран, пост девальвационное реальное укрепление национальной валюты сопровождается процессом постепенного восстановления спроса на деньги. Нечто подобное наблюдается и в России, во всяком случае, в 1999 году при реальном укреплении национальной валюты снижение реальной денежной массы приостановилось. Эта тенденция, по-видимому, определит характер формирования спроса на деньги в 2000году.
Информация о работе Особенности денежно-кредитной политики в России в 90-е годы и начале 21 века