Особенности конкуренции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции";
2. Сказать об актуальности проблемы "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции" в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции";

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Конкуренция как явление рыночной экономики,,,,,,,,,,,,,………..6
1.1 Понятие конкуренции……………………………………………….6
1.2 Виды конкуренции………………………………………………….7
1.3 Формы конкуренции…………………………………………………9
1.3.1Несовершенная конкуренция …………………………………….9
Глава 2. Особенности конкуренции в России………………..……………..17
2.1. Антимонопольное законодательство ……………………………17
2.2 Меры по улучшению конкурентной среды в РФ …………….…22
2.3 Регулирование конкуренции в РФ…………………….…………26
Заключение …………………………………………………………..28
Список использованных источников,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, …………………….31

Работа состоит из  1 файл

Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………..3

Глава 1. Конкуренция как явление рыночной экономики,,,,,,,,,,,,,………..6

1.1 Понятие конкуренции……………………………………………….6

1.2 Виды конкуренции………………………………………………….7

1.3 Формы конкуренции…………………………………………………9

1.3.1Несовершенная конкуренция …………………………………….9

Глава 2. Особенности конкуренции в России………………..……………..17

2.1. Антимонопольное  законодательство ……………………………17

2.2 Меры по улучшению конкурентной среды в РФ …………….…22

2.3 Регулирование конкуренции в РФ…………………….…………26

     Заключение …………………………………………………………..28

     Список использованных источников,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, …………………….31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Представленная работа посвящена теме "Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции"

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В  основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Теоретическое значение изучения проблемы "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. 
Объектом данного исследования является анализ условий "Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач  данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции" с  точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике. 
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

1. Изучить теоретические  аспекты и выявить природу  "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции";

2. Сказать об актуальности  проблемы "Типы рыночных структур  несовершенной конкуренции" в современных условиях;

3. Изложить возможности  решения тематики "Типы рыночных  структур несовершенной конкуренции";

4. Обозначить тенденции  развития тематики "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции";

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции".

В главе второй более  подробно рассмотрены содержание и  современные проблемы "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции".

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Конкуренция как явление рыночной экономики.

1.1. Понятие конкуренции

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.

Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. [5]

Конкуренция как метод  экономического контроля стоит обществу минимальных затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу за потребителя и улучшение качества товаров, усилению научно- технического прогресса. Конкуренция является обязательным условием существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей.

В ходе конкуренции рынок  из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

1.2. Виды конкуренции

По методам осуществления конкуренцию  можно подразделить на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен». В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.

При этом широко используется ценовая дискриминация, которая  имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.

Ценовая дискриминация  возможна при трёх условиях:

1. Продавец должен  быть монополистом или обладать  некоторой степенью монопольной власти;

2. Продавец должен  быть способен выделять покупателей  в группы, которые имеют разную покупательскую способность;

3. Первоначальный покупатель  не может перепродавать товар  или услугу.

Ценовая дискриминация  наиболее часто применяется в  сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой). [2]

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта. Особыми методами неценовой конкуренции является продажа товаров в рассрочку и лизинг.

По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Совершенная конкуренция  — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.

Монополистическая конкуренция отличается главным образом тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.

 

1.3. Формы конкуренции

Несовершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

 

Подавляющее большинство  реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции.

Предпосылками несовершенной  конкуренции являются:

  1. значительная доля рынка у отдельных производителей;
  2. наличие барьеров проникновения в отрасль;
  3. неоднородность продуктов;
  4. несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Как мы убедимся в дальнейшем, каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов — тем просто больше негде взять этот продукт.[2]

Как и в случае совершенной  конкуренции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или  иной рынок к этой категории. Критерием  несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен  с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

Таким образом, если в  условиях совершенной конкуренции  объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует (наглядно это можно проследить на рисунке 1).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1-критерий несовершенства конкуренции

 

Экономический смысл  этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение фирмы значимо в масштабах отрасли.

Действительно, при совершенной  конкуренции цена остается одинаковой, сколько бы продукции не выпустила фирма, потому что ее размеры пренебрежительно малы по сравнению с общей емкостью рынка. Напротив, наличие связи между объемами производства и уровнем цен прямо указывает на значимость фирмы в масштабах рынка. И так обстоит дело при всех разновидностях несовершенной конкуренции. Другой вопрос, что значимость фирме могут придавать не только размеры, но и другие факторы, в частности уникальность выпускаемой продукции. Но зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции. Данная конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.

Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке данного товара или услуги.

Используя свое положение  относительного монополиста, фирма  может позволить себе увеличить цену на продукцию, что не может сделать конкурентная фирма под угрозой полной потери покупателей. В условиях предложения дифференцированной продукции многие из покупателей все равно не покинут рынок, так как продавец учитывает их индивидуальные потребности.

На рынке действует  множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невысоки: чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка — всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.

Почему же при столь  либеральных условиях, господствующих на рынках описываемого типа, конкуренция все же не является совершенной? Причина кроется в разнообразии, дифференциации продукта.

Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий  других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста» (единственного производителя конкретной узкой разновидности данного продукта) и обладает определенной властью на рынке.

Каждая фирма, действующая  в условиях монополистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части (их называют сегментами рынка). И на таком сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать очень большой.

Информация о работе Особенности конкуренции в России