Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:17, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции";
2. Сказать об актуальности проблемы "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции" в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции";
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Конкуренция как явление рыночной экономики,,,,,,,,,,,,,………..6
1.1 Понятие конкуренции……………………………………………….6
1.2 Виды конкуренции………………………………………………….7
1.3 Формы конкуренции…………………………………………………9
1.3.1Несовершенная конкуренция …………………………………….9
Глава 2. Особенности конкуренции в России………………..……………..17
2.1. Антимонопольное законодательство ……………………………17
2.2 Меры по улучшению конкурентной среды в РФ …………….…22
2.3 Регулирование конкуренции в РФ…………………….…………26
Заключение …………………………………………………………..28
Список использованных источников,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, …………………….31
Действительно, экономически нецелесообразно строительство двух альтернативных аэропортов или прокладка рядом друг с другом двух конкурирующих железных дорог.
Бессмысленно и дробить естественные монополии. Например, даже если разделить железнодорожную сеть, монопольно эксплуатируемую одной компанией, на несколько региональных участков и передать их в собственность независимым компаниям, то естественный источник монополизма все же не будет устранен. Из города А в город Б все равно можно будет проехать только по одной дороге. В результате единый рынок услуг по перевозке будет разделен на ряд локальных. Вместо одной монополии возникнет несколько (каждая на своем участке). Уровень конкуренции не повысится. Более того, из-за трудностей согласования работы региональных компаний могут возрасти общие издержки железнодорожной отрасли.[6, с.266]
Важен и макроэкономический
аспект проблемы. Инфраструктурные сети,
являющиеся естественными монополиями,
обеспечивают взаимосвязь экономических
субъектов и целостность национ
Таким образом, разрушение естественных монополий недопустимо, но это не значит, что государство не должно вмешиваться в их деятельность, напротив, оно должно регулировать деятельность естественных монополий, чтобы избежать злоупотреблений с их стороны.
Сферами деятельности естественных монополий в РФ признаются: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования; услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, которые обеспечивают движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.
Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется следующими методами: регулированием цен на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, посредством установления фиксированных, предельных цен; определением категорий потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий, и (или) установлением минимального уровня их обеспечения товарами, произведенными (реализуемыми) в условиях естественных монополий, в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в этих товарах.
Государственное антимонопольное
регулирование нуждается в дета
Государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управления и обусловливает монополизм хозяйствующих субъектов в сфере как производства, так и обращения.
Становлению полноценной
конкуренции в федерации
1. Кризис экономики, высокая инфляция, финансовая нестабильность;
2. Искусственные
3. Несовершенство и
недостаток статистической
4. Несовершенство
5. Формальный характер
акционирования белорусских
6. Создание концернов
и холдингов на базе бывших
министерств, что сохраняет и
укрепляет государственную
7. Отсутствие в госбюджете
средств для инвестиций; ограниченные
кредитные возможности коммерче
2.2. Меры по улучшению конкурентной среды в РФ
Ситуация в экономике в связи с мировым финансовым кризисом стремительно изменяется. Конкуренция становится более жесткой и обретает новые черты. Обостряется борьба между хозяйствующими субъектами за финансовые ресурсы, удовлетворение снижающегося спроса на товары и услуги. В условиях мирового экономического кризиса эта ситуация усугубляется тем, что зарубежные государства в силу повсеместного сжатия спроса предпринимают и будут предпринимать активные действия по защите собственных рынков и поддержке своих предприятий-экспортеров
Одновременно, Правительством Российской Федерации реализуются антикризисные меры, направленные на оздоровление ситуации в финансовом секторе и на поддержку отдельных отраслей экономики.
Высвобождающиеся финансовые ресурсы, персонал, материально-технические средства из одних отраслей экономики должны без ограничений «перетекать» в другие отрасли, что возможно только при благоприятной конкурентной среде. Кроме того, стоит задача минимизации негативного влияния антикризисных мер на конкуренцию и формирование основы для будущего развития. Одной из важнейших задач в период кризиса является сохранение условий развития малого и среднего бизнеса, прежде всего, за счет обеспечения доступа к кредитным ресурсам, снижения административного давления и расширения рынков сбыта продукции соответствующих участников рынка.
Скорость открытия нового бизнеса, получения кредитных ресурсов, оформления разрешительных документов в органах власти и пр. приобретают в условиях кризиса особое, нередко решающее значение.
Снижение непроизводственных затрат предприятий в виде различного рода административных, инфраструктурных ограничений и барьеров позволит увеличить средства, направляемые на поддержание основной деятельности существующих бизнес-проектов и создаст условия для привлечения в экономику новых предпринимателей.
В это время хозяйствующие
субъекты склонны активнее аппелировать
к органам государственной
Необходимо отметить,
что в мире отмечается значительное
сокращение времени совершения сделок,
осуществления слияний и
Важной антикризисной мерой поддержки отечественной экономики является поддержка спроса путем расширения закупок для государственных нужд, а также нужд государственных корпораций и естественных монополий. Однако данная мера будет эффективной только в случае, если выделение государством средств будет осуществляться на максимально доступной, в том числе для малого бизнеса, и прозрачной конкурсной основе.
Конкурентная политика в условиях кризиса должна предусматривать реализацию следующих мер.
Во-первых, следует существенно снизить издержки входа на рынок, в том числе путем снижения административных барьеров и проведения «точечных» мероприятий в отраслях с ярко выраженными препятствиями входа.
Во-вторых, при осуществлении контроля, в том числе антимонопольного, необходимо сместить акцент с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти. Целесообразно силами антимонопольного органа провести серию контрольных мероприятий на предмет выявления нарушений, связанных с созданием органами власти необоснованных препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности.
В-третьих, нужно упростить доступ к инфраструктуре естественных монополий. Для этого следует, в частности, ввести ускоренную процедуру рассмотрения нарушений правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, установить ответственность за их нарушение в форме дисквалификации виновных должностных лиц.
В-третьих, в целях
совершенствования
В-четвертых, необходимо расширение поддержки малого бизнеса путем:
- сокращения административного
давления на предприятия
- обеспечения доступа предприятий малого бизнеса к кредитным ресурсам и возможности проектного кредитования.
- упрощения доступа к инфраструктуре, в том числе снижение платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и упрощения процедуры присоединения;
- расширения рынка
сбыта продукции предприятий
малого бизнеса за счет
В-пятых, сокращение количества сделок, подлежащих предварительному согласованию с ФАС России, в первую очередь исключение обязательного согласования сделок внутри группы лиц.
В-шестых, разработка и реализация комплекса мер, направленных на повышение территориальной и отраслевой мобильности трудоспособного населения и предусматривающего, в том числе:
В-седьмых, в целях развития конкуренции в сфере железнодорожного транспорта необходимо создать специализированный информационно-торговый центр («биржу») вагонов. На основе информации единого центра операторы подвижного состава смогут заключать контракты (свопы) по обмену вагонами, что позволит выстроить более эффективную логистику перевозок.
2.3. Регулирование конкуренции в РФ
Регулирование конкуренции - это деятельность государства, направленная на создание адекватных условий ведения хозяйственной деятельности.
1. В соответствии с нормами Конституции РФ, гарантируется поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности (ст.8). Следовательно, государство обязано поддерживать конкурентные отношения.Свобода экономической деятельности не безгранична. Пределы указываются в п.2 ст. 34 Конституции «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» и п.1 ст. 10 ГК РФ «Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке».
2. Правила добросовестной
конкуренции разрабатываются
3. Если конкуренция
невозможна по объективным
4. Поддержка конкуренции рассматривается как гарантия прав и свобод хозяйствующих субъектов. Государство обязано создавать законодательные и организационные гарантии.Законодательные гарантии связаны с системой правового обеспечения данной сферыОрганизационные гарантии связаны с функционированием системы органов исполнительной и судебной власти.
5. Поддержка конкуренции
рассматривается как особая
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью моей работы является
то, что сегодня можно с
Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.