Особенности конкуренции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции";
2. Сказать об актуальности проблемы "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции" в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции";

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Конкуренция как явление рыночной экономики,,,,,,,,,,,,,………..6
1.1 Понятие конкуренции……………………………………………….6
1.2 Виды конкуренции………………………………………………….7
1.3 Формы конкуренции…………………………………………………9
1.3.1Несовершенная конкуренция …………………………………….9
Глава 2. Особенности конкуренции в России………………..……………..17
2.1. Антимонопольное законодательство ……………………………17
2.2 Меры по улучшению конкурентной среды в РФ …………….…22
2.3 Регулирование конкуренции в РФ…………………….…………26
Заключение …………………………………………………………..28
Список использованных источников,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, …………………….31

Работа состоит из  1 файл

Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

Действительно, экономически нецелесообразно строительство  двух альтернативных аэропортов или  прокладка рядом друг с другом двух конкурирующих железных дорог.

Бессмысленно и дробить  естественные монополии. Например, даже если разделить железнодорожную сеть, монопольно эксплуатируемую одной компанией, на несколько региональных участков и передать их в собственность независимым компаниям, то естественный источник монополизма все же не будет устранен. Из города А в город Б все равно можно будет проехать только по одной дороге. В результате единый рынок услуг по перевозке будет разделен на ряд локальных. Вместо одной монополии возникнет несколько (каждая на своем участке). Уровень конкуренции не повысится. Более того, из-за трудностей согласования работы региональных компаний могут возрасти общие издержки железнодорожной отрасли.[6, с.266]

Важен и макроэкономический аспект проблемы. Инфраструктурные сети, являющиеся естественными монополиями, обеспечивают взаимосвязь экономических  субъектов и целостность национальной хозяйственной системы.

Таким образом, разрушение естественных монополий недопустимо, но это не значит, что государство  не должно вмешиваться в их деятельность, напротив, оно должно регулировать деятельность естественных монополий, чтобы избежать злоупотреблений с их стороны.

Сферами деятельности естественных монополий в РФ признаются: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования; услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, которые обеспечивают движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется следующими методами: регулированием цен на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, посредством установления фиксированных, предельных цен; определением категорий потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий, и (или) установлением минимального уровня их обеспечения товарами, произведенными (реализуемыми) в условиях естественных монополий, в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в этих товарах.

Государственное антимонопольное  регулирование нуждается в детальном анализе ситуации па товарных рынках федерации. Однако эта работа осложняется состоянием государственной статистики как с точки зрения методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, отсутствуют данные о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, движении акций, недостаточно информации о монополизации экономики, об объемах и структуре производства.

Государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управления и обусловливает монополизм хозяйствующих субъектов в сфере как производства, так и обращения.

Становлению полноценной  конкуренции в федерации препятствуют:

1. Кризис экономики,  высокая инфляция, финансовая нестабильность;

2. Искусственные административные  барьеры для новых хозяйствующих субъектов, устанавливаемые республиканскими и местными органами исполнительной власти. Административными барьерами, препятствующими входу на рынок, являются условия регистрации и выдачи лицензий, предоставления помещений и земельных участков, ввоза и вывоза продукции, дискриминационное применение нормативных актов в отношении негосударственных предприятий и т.д

3. Несовершенство и  недостаток статистической информации, инфраструктуры поддержки предпринимательства;

4. Несовершенство законодательств,  касающихся собственности, инвестиций, антимонопольного регулирования, банкротства, систем регистрации и лицензирования; редкое использование процедур санации и банкротства. (Власти часто не решаются ликвидировать даже полностью убыточные предприятия, считая их акционирование, слияние, привлечение иностранного капитала единственным выходом для них.)

5. Формальный характер  акционирования белорусских предприятий,  отсутствие открытого для всех  рынка ценных бумаг;

6. Создание концернов  и холдингов на базе бывших  министерств, что сохраняет и  укрепляет государственную монополию  (особенно в торговле и снабжении);

7. Отсутствие в госбюджете  средств для инвестиций; ограниченные  кредитные возможности коммерческих банков; незрелость финансового рынка; отсутствие рынка земли, институциональных инвесторов, значительного капитала и низкая его мобильность.

2.2. Меры по улучшению конкурентной среды в РФ

 

Ситуация в экономике  в связи с мировым финансовым кризисом стремительно изменяется. Конкуренция становится более жесткой и обретает новые черты. Обостряется борьба между хозяйствующими субъектами за финансовые ресурсы, удовлетворение снижающегося спроса на товары и услуги. В условиях мирового экономического кризиса эта ситуация усугубляется тем, что зарубежные государства в силу повсеместного сжатия спроса предпринимают и будут предпринимать активные действия по защите собственных рынков и поддержке своих предприятий-экспортеров

Одновременно, Правительством Российской Федерации реализуются антикризисные меры, направленные на оздоровление ситуации в финансовом секторе и на поддержку отдельных отраслей экономики.

Высвобождающиеся финансовые ресурсы, персонал, материально-технические  средства из одних отраслей экономики должны без ограничений «перетекать» в другие отрасли, что возможно только при благоприятной конкурентной среде. Кроме того, стоит задача минимизации негативного влияния антикризисных мер на конкуренцию и формирование основы для будущего развития. Одной из важнейших задач в период кризиса является сохранение условий развития  малого и среднего бизнеса, прежде всего, за счет обеспечения доступа к  кредитным ресурсам, снижения административного давления и расширения рынков сбыта продукции соответствующих участников рынка.

Скорость открытия нового бизнеса, получения кредитных ресурсов, оформления разрешительных документов в органах власти и пр. приобретают  в условиях кризиса особое, нередко  решающее значение.

Снижение непроизводственных затрат предприятий в виде различного рода административных, инфраструктурных ограничений и барьеров позволит увеличить средства, направляемые на поддержание основной деятельности существующих бизнес-проектов и создаст условия для привлечения в экономику новых предпринимателей.

В это время хозяйствующие  субъекты склонны активнее аппелировать к органам государственной власти для использования инструментов государственного регулирования и вмешательства в конкурентной борьбе. Этот фактор повышает значение антимонопольного реагирования на  незаконные действия должностных лиц органов власти в интересах отдельных хозяйствующих субъектов.

Необходимо отметить, что в мире отмечается значительное сокращение времени совершения сделок, осуществления слияний и поглощений..

Важной антикризисной мерой поддержки отечественной экономики является поддержка спроса путем расширения закупок для государственных нужд, а также нужд государственных корпораций и естественных монополий. Однако данная мера будет эффективной только в случае, если выделение государством средств будет осуществляться на максимально доступной, в том числе для малого бизнеса, и прозрачной конкурсной основе.

Конкурентная политика в условиях кризиса должна предусматривать  реализацию следующих мер.

Во-первых, следует существенно снизить издержки входа на рынок, в том числе путем снижения административных барьеров и проведения «точечных» мероприятий в отраслях с ярко выраженными препятствиями входа.

Во-вторых, при осуществлении  контроля, в том числе антимонопольного, необходимо сместить акцент с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти. Целесообразно силами антимонопольного органа провести серию контрольных мероприятий на предмет выявления нарушений, связанных с созданием органами власти необоснованных препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности.

В-третьих, нужно упростить  доступ к инфраструктуре естественных монополий. Для этого следует, в частности, ввести ускоренную процедуру рассмотрения нарушений правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, установить ответственность за их нарушение в форме дисквалификации виновных должностных лиц.

В-третьих, в целях  совершенствования авиатопливообеспечения необходимо установление запрета на совмещение деятельности по реализации авиатоплива с иными видами деятельности по авиатопливообеспечению и разработка правил доступа к услугам топливо-заправочных комплексах в аэропортах,

В-четвертых, необходимо расширение поддержки малого бизнеса путем:

- сокращения административного  давления на предприятия малого  бизнеса,

- обеспечения доступа  предприятий малого бизнеса к  кредитным ресурсам и возможности проектного кредитования.

- упрощения доступа  к инфраструктуре, в том числе  снижение платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и упрощения процедуры присоединения;

- расширения рынка  сбыта продукции предприятий  малого бизнеса за счет увеличения  возможности участия в проведении  специализированных торгов по государственным закупкам (повышение величины максимального лота).

В-пятых, сокращение количества сделок, подлежащих предварительному согласованию с ФАС России, в первую очередь исключение обязательного  согласования сделок внутри группы лиц.

В-шестых, разработка и  реализация комплекса мер, направленных на повышение территориальной и отраслевой мобильности трудоспособного населения и предусматривающего, в том числе:

  • снижение административных барьеров, препятствующих мобильности трудовых ресурсов (в том числе, упрощения процедуры регистрации по месту пребывания, получения услуг в рамках системы обязательного медицинского страхования);
  • создание необходимой инфраструктуры услуг транспорта и найма жилья (в частности, субсидирование части стоимости аренды жилья для мигрантов - граждан Российской Федерации, выделение части выкупаемых за счет средств федерального бюджета квартир для сдачи в аренду мигрантам-гражданам Российской Федерации, субсидирование стоимости перевозки личного имущества мигрантам-гражданам Российской Федерации);
  • развитие системы переквалификации кадров (формирование государственного заказа на переобучение и распределение его в соответствии с требованиями закона о размещении государственного заказа);
  • оказание финансовой поддержки работодателям по организации дополнительных рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости безработных граждан (при приеме на работу гражданина, которому выплачивается пособие по безработице, денежные средства, предназначенные для выплаты такого пособия, поступают работодателю в счет заработной платы работника весь период, предусмотренный трудовым законодательством для выплаты пособия).

В-седьмых, в целях  развития конкуренции в сфере  железнодорожного транспорта необходимо создать специализированный информационно-торговый центр («биржу») вагонов. На основе информации единого центра операторы подвижного состава смогут заключать контракты (свопы) по обмену вагонами, что позволит выстроить более эффективную логистику перевозок.

 

 

2.3. Регулирование конкуренции в РФ

Регулирование конкуренции - это деятельность государства, направленная на создание адекватных условий ведения хозяйственной деятельности.

1. В соответствии с  нормами Конституции РФ, гарантируется  поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности (ст.8). Следовательно, государство обязано поддерживать конкурентные отношения.Свобода экономической деятельности не безгранична. Пределы указываются в п.2 ст. 34 Конституции «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» и п.1 ст. 10 ГК РФ «Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке».

2. Правила добросовестной  конкуренции разрабатываются объединениями профессиональных субъектов, действующих в той или иной сфере предпринимательской или иной профессиональной деятельности.

3. Если конкуренция  невозможна по объективным причинам, то обязанность государства по поддержке конкуренции трансформируется в необходимость не допустить негативных последствий, которые могут возникнуть при отсутствии конкуренции.

4.  Поддержка конкуренции  рассматривается как гарантия  прав и свобод хозяйствующих субъектов. Государство обязано создавать законодательные и организационные гарантии.Законодательные гарантии связаны с системой правового обеспечения данной сферыОрганизационные гарантии связаны с функционированием системы органов исполнительной и судебной власти.

5. Поддержка конкуренции  рассматривается как особая деятельность государства.Эта деятельность - обязательная. Она корреспондирует правам ХС на осуществление конкурентных действий.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью моей работы является то, что сегодня можно с удовлетворением констатировать, что традиционно существовавший разрыв между РФ и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому.

Положительные черты  конкуренции очевидны. При наличии  конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Информация о работе Особенности конкуренции в России