Особенности конкуренции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции";
2. Сказать об актуальности проблемы "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции" в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики "Типы рыночных структур несовершенной конкуренции";

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Конкуренция как явление рыночной экономики,,,,,,,,,,,,,………..6
1.1 Понятие конкуренции……………………………………………….6
1.2 Виды конкуренции………………………………………………….7
1.3 Формы конкуренции…………………………………………………9
1.3.1Несовершенная конкуренция …………………………………….9
Глава 2. Особенности конкуренции в России………………..……………..17
2.1. Антимонопольное законодательство ……………………………17
2.2 Меры по улучшению конкурентной среды в РФ …………….…22
2.3 Регулирование конкуренции в РФ…………………….…………26
Заключение …………………………………………………………..28
Список использованных источников,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, …………………….31

Работа состоит из  1 файл

Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

Дифференциация продуктов возникает из-за существования между ними различий в качестве, сервисе, рекламе. Рассмотрим каждый из этих факторов дифференциации продуктов подробнее.

Прежде всего подчеркнем, что качество не является одномерной характеристикой, т.е. не сводится только к оценке, плохой товар или хороший. Даже основные потребительские свойства самых простых продуктов удивительно разнообразны. Так, зубная паста должна: а) очищать зубы, б) дезинфицировать полость рта, в) укреплять эмаль зубов, г) укреплять десны, д) быть приятной на вкус, и т.д.

И все эти свойства лишь в порядке исключения могут  быть гармонично объединены в одном товаре. Во многих случаях выигрыш в некотором свойстве продукта неизбежно ведет к проигрышу в другом. В этом примере введение в состав пасты эффективных дезинфицирующих веществ раздражает десны; лучшие в медицинском отношении пасты редко приятны на вкус. Поэтому уже выбор приоритетов в основных потребительских качествах открывает возможности для широкого разнообразия продуктов. И все они становятся по-своему уникальны: одна паста лучше укрепляет десны, другая-вкуснее и т. д.

Основой для дифференциации могут служить также дополнительные потребительские свойства, т.е. те особенности  товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок и пр.).

Важной качественной характеристикой продукта является его местоположение. Для розничной торговли и многих видов услуг оно вообще имеет решающее значение. Так, если сеть заправочных станций редка, то ближайшая бензоколонка автоматически становится монополистом в этом районе.

Наконец, основой дифференциации продуктов могут служить даже мнимые качественные различия между  ними. Давно, в частности, известно, что значительный процент курильщиков  на тестовых испытаниях оказывается неспособным отличить «свою» марку от других, хотя в всегда покупают только ее. Таким образом, с точки зрения рыночного поведения потребителя не имеет значения, действительно ли отличаются товары. Главное, чтобы ему так казалось.[6]

Различия в сервисе  объединяют вторую (после качества) крупную группу факторов дифференциации товара. Дело в том, что для широкой  группы продуктов, в особенности  для технически сложных потребительских  товаров и многих товаров производственного  назначения, свойствен долговременный характер взаимоотношений продавца и покупателя. Дорогая машина должна исправно работать не только в момент совершения покупки, но и на протяжении всего срока службы.

Полный цикл сервиса  включает предпродажное обслуживание (помощь в выборе нужного продукта; для товаров производственного назначения это часто предполагает проведение целого исследования); сервис в момент покупки (проверка, доставка, наладка) и послепродажное обслуживание (гарантийный и постгарантийный ремонт, внесение текущих улучшений, консультации по оптимальной эксплуатации).

 

Олигополия

Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной  экономике. Олигополия представляет собой  рыночную структуру, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.[7]

Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.

Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах  производства. Отрасль приобретает  олигополистическую структуру в  том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

Продукция на олигополистическом рынке может быть как однородной, стандартизированной (медь, цинк, сталь), так и дифференцированной (автомобили, бытовые электроприборы). Степень дифференциации сказывается на характере конкуренции. Например, в Германии обычно автомобильные заводы конкурируют друг с другом в отдельных классах автомобилей (число конкурентов доходит до девяти).

Важным условием, воздействующим на характер отдельных рынков, является высота барьеров, ограждающих отрасль.

Существуют значительные ограничения  в доступности экономической  информации в этой рыночной структуре. Каждый участник рынка тщательно  оберегает коммерческую тайну от своих конкурентов.

Большая доля в выпуске продукции в свою очередь обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.

Характерной особенностью олигополистической структуры является то, что фирмы при формировании своей ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов, т. е. все производители, выступающие на олигополистическом рынке, взаимозависимы.

Олигополистическая структура  может быть самой различной, каждая ее разновидность накладывает отпечаток на выработку ценовой политики фирмы. Играет роль количество и величина фирм в отрасли, характер продукции, степень обновления технологии и т.п. Рассмотрим некоторые из вариантов рыночного поведения фирм-олигополистов.

Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия.

Картель (или сговор) фирм, не ликвидирующий  их производственной и сбытовой самостоятельности, но предусматривающий соглашение между ними по ряду вопросов. Прежде всего картельные соглашения включают в себя единые, монопольно высокие цены, по которым участники картеля обязываются продавать свои товары на рынке. Картельное соглашение предусматривает также разделение рынка сбыта. Это означает, что каждый участник картеля обязуется продавать свои товары, например, только на определенных территориях.

Сговор может быть как тайным, так и легальным. Существует много  международных картелей, наиболее известным из которых является ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти).

Монополия

 

Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

Всевластию монополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего. Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

Понятно, что сочетание всех этих обстоятельств создает для монополиста исключительно выгодную обстановку и благоприятные предпосылки для получения сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти преимущества мгновенно улетучились бы, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению к потребителю к скрупулезному учету потребностей и интересов последнего.

Именно поэтому монополистическая  структура рынка там, где она  существует, защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых конкурентов. Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются:

  1. преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии);
  2. легальные барьеры (частная собственность на землю, способствующая контролю над сырьевыми источниками, уникальными природными ресурсами, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права, высокие импортные пошлины);
  3. нечестная конкуренция.(демпинг)

 

Глава2.Особенности  конкуренции в РФ

2.1.Антимонопольное  законодательство

 

Особенности антимонопольного регулирования состоят в том, что

1) его становление  происходит в нерыночной экономике,  находящейся в кризисном состоянии;

2) оно осуществляется  при высоком удельном весе  государственной собственности  и незначительных размерах частного  капитала;

3) ставит задачей не  развитие, а становление конкурентных отношений;

4) формально заимствует  основные подходы американского  и западноевропейского антимонопольных законодательств.

Антимонопольное законодательство регулирует антимонопольную политику, направленную на ослабление и ограничение рыночной власти или предотвращение ее приобретения экономическими субъектами.

Органы, проводящие антимонопольное регулирование, обращают внимание на следующие критерии:

  • рыночную долю фирмы. Для этого определяются географические границы рынка, на котором реализуется продукция фирмы, и наличие товаров—заменителей для исследуемого продукта;
  • антиконкурентное поведение фирмы. Антимонопольное регулирование применяется прежде всего против компаний, которые захватывают рынок с использованием ограничительной политики. Если фирма монополизирует источники сырья, агрессивно ведет себя по отношению к другим фирмам, проводит политику слияний, то это можно определить как антиконкурентное поведение;
  • характер товара фирмы — обычный или уникальный (т.е. является ли фирма новатором). Фирмы, которые добиваются успеха и захватывают значительную долю рынка в результате создания уникальной продукции и достижения высокой производственной эффективности, в меньшей степени подвергаются антимонопольному регулированию;
  • наличие у фирмы сверхвысоких прибылей, являющееся признаком монопольной власти. Трудность заключается в том, чтобы определить уровень нормальной прибыли (которая входит в состав экономических издержек), сверх которой всю прибыль можно считать экономической.

В РФ предприятие признается занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара, если, во-первых, его доля продаж превышает некоторую величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления (за исключением случаев государственной или естественной монополии); во-вторых, если уполномоченным республиканским органом государственного управления на основе анализа доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке и возможностей доступа на этот рынок новых конкурентов (или иных критериев, характеризующих товарный рынок) будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим. Предприятия-монополисты включаются в Государственный реестр монополистов.

Антимонопольная политика проводится с использованием различных инструментов, но основными ее задачами являются снижение цен и увеличение объемов продаж на рынке.

Меры антимонопольной политики направлены: а) на предотвращение проявлений монополизма; б) ослабление и ограничение проявившихся монополистических тенденций.

К первым следует отнести: всевозможные законодательные запреты на организацию картелей, в том числе запреты на соглашения между фирмами-конкурентами о ценах, разделе рынков; ограничение возможностей слияния фирм; контроль над соглашениями о предоставлении исключительных прав; отслеживание фактов дискриминации и т.д.

Ко вторым относятся прямое и косвенное регулирование цен товаров, регулирование прибыльности фирм.

Прямое регулирование цен товаров, продаваемых фирмами, которые занимают доминирующее положение на рынке, обычно осуществляется путем установления «потолка» цен, т.е. верхнего предела цены на товар. Проблема заключается в определении оптимального уровня цены. Оптимальная для общества цена зачастую оказывается убыточной для предприятия, а цена, которая превышает производственные издержки, слишком высока. В большинстве случаев при установлении «потолка» цен государственные органы ориентируются на средние производственные издержки фирм.

Косвенное государственное регулирование цен товаров, а также регулирование рентабельности (прибыльности) фирм с монопольной властью осуществляется через ограничение норм рентабельности фирм и налогообложение. Задачей при этом является изъятие у фирм сверхприбылей. Регулирование прибыли, так же, как и регулирование цен, осложняется неоднозначностью определения размера нормальной прибыли и сверхприбыли.

В некоторых отраслях без всяких ограничений действует  правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает  предпосылки для укрепления в  такой отрасли одного единственного производителя. Подобное состояние рынка является монополией - ситуацией, чреватой рядом крупных проблем для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает вследствие естественных причин: технологические особенности производства таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих фирм. Такую монополию экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим примером являются различные виды инфраструктуры.

Информация о работе Особенности конкуренции в России