Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:45, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении особенностей развития российской экономики в свете мировых тенденций видоизменения рыночной экономики.
Для реализации этой цели в курсовой работе решаются следующие задачи: Изучить формирование Российской модели рыночной экономики,
изучить Российскую модель рынка, рассмотреть перспективы развития Российской экономики.
Объектом исследования является рыночная экономика.
Введение 3
Глава 1. Формирование Российской модели рыночной экономики 4
1.1. Этапы и пути формирования 4
1.2. Итоги трансформации экономики 10
Глава 2 Российская модель рынка 22
2.1.Современное положение рыночной экономики 22
2.2. Понятие и проблемы современной рыночной экономики 26
Глава 3. Перспективы развития Российской экономики. 36
3.1. Объективные цели и условия реализации антикризисной стратегии 36
3.2. Ресурсы формирования новой модели 38
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Рецензия 45
Особенности предстоящего периода — в крайней ограниченности выбора целевых направлений конструктивной антикризисной стратегии. Масштабы угроз ближайшего десятилетия и располагаемые ресурсы достаточно жестко определяют параметры и качественное содержание экономического развития, необходимые для преодоления нового обострения системного кризиса.
Первое направление — повышение уровня и качества жизни основной массы населения. В ближайшее десятилетие эта задача является императивом антикризисной стратегии по целому ряду причин. Огромная территория и емкий внутренний рынок, обеспечивают широкое разнообразие жизнедеятельности и потребностей населения.
С одной стороны, уход от сегодняшней ситуации, когда, по разным оценкам, 35-50% населения имеет доходы ниже прожиточного минимума, необходим для того, чтобы сохранить «человеческий капитал», демографический, образовательный и культурный потенциал общества и создать благоприятную социальную среду для мотиваций к труду и предпринимательской деятельности.
С другой стороны, рост благосостояния необходим и как фактор экономического оживления: запустить российскую экономику невозможно, если не будет создан эффективный платежеспособный спрос на массовую потребительскую продукцию отечественных товаропроизводителей.
Второе направление — резкая активизация инвестиций для качественной модернизации производственно - технологического аппарата и поддержания сырьевой базы экономики. Большой объем несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно удвоить инвестиционную активность. Для того, чтобы сохранить необходимые производственные мощности и при этом нормализовать процесс их качественного обновления, объем производственных инвестиций должен возрасти в 2,4 раза.
Третье направление — обеспечение военной безопасности страны. Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование гражданских и военных НИОКР, соответствующие расходы должны быть увеличены не менее, чем втрое.
Четвертое направление - поддержание и развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей воспроизводство человеческого капитала. Для того, чтобы сохранить систему отраслей социально-культурной сферы (образование, здравоохранение, культура), поддержать ее развитие и обеспечить проведение необходимых реформ, требуется увеличить расходы на конечное потребление государственных учреждений, оказывающих индивидуальные услуги как минимум на 40%.Пятое направление — сохранение и развитие инновационного потенциала.
Поддержка инновационного потенциала страны означает, прежде всего, стимулирование эффективного спроса на инновации. В обозримом будущем это может быть обеспечено только в рамках повышения инвестиционной активности и развертывания технической реконструкции производственного аппарата на базе новой отечественной техники, когда каждый рубль капиталовложений имеет высокое инновационное наполнение. «В президентском Послании 2007 г. поставлена задача формирования научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития».[9]
В то же время необходимо резкое повышение расходов на науку, значительные масштабы свободных производственных мощностей в наукоемкой промышленности, позволяющие «оседлать» новую длинную волну экономического развития.
«И хотя государство постепенно возвращается в науку и как заказчик, и как посредник, на данный момент оно финансирует и продвигает только наиболее перспективные и конкурентоспособные научные направления: энергетику, ядерные, космические, авиационные, информационные и биотехнологии».[10]
Развитый научно-производственный потенциал, наличие зрелых производственно-
Шестое направление — обеспечение внешней платежеспособности страны. Для того чтобы гарантированно обеспечить платежеспособность страны и иметь возможность наращивания валютных резервов.
Ключевая особенность перехода к новой модели экономики состоит в том, что он требует в первоочередном порядке форсированного наращивания инвестиций.
В среднесрочной перспективе существует три основных ограничения для перехода к наращиванию инвестиций.
Первое — недостаток экономических и финансовых институтов, ориентированных на расширение инвестиций. Одним из главных факторов, сдерживающих рост капиталовложений, является не нехватка ресурсов, а низкий инвестиционный спрос со стороны предприятий и отсутствие мотиваций со стороны потенциальных инвесторов. Для того чтобы ослабить это ограничение, необходима концентрация капитала — создание мощных хозяйственных структур, способных в рамках реализации крупных проектов замкнуть весь инвестиционный цикл. Кроме того, необходимо обеспечить реальную защиту прав инвесторов и создать механизмы снижения инвестиционных ков (страхование, предоставление гарантий).
Второе — социальные ограничения. Критически низкий уровень жизни основной массы населения не позволяет увеличивать инвестиции за счет снижения потребления. Более того, в среднесрочной перспективе решение неотложных социальных задач потребует значительных экономических ресурсов, сокращающих инвестиционные возможности экономики. Прямая поддержка населения вместо удержания на плаву неэффективных компаний, выпускающих устаревшую и в обычных условиях неконкурентоспособную продукцию, подразумевает увеличение пособия по безработице (что уже произошло), помощь в поиске новой работы тем, кто ее лишился, переподготовке, обучению и т.п.
Третье — недостаток свободных финансовых ресурсов для инвестиций.
При нынешнем состоянии российской финансовой системы в качестве ведущего механизма обеспечения подъема инвестиционной активности целесообразно использовать систему государственных банков развития. Другие механизмы, прежде всего частные банки и фондовый рынок, могут работать как дополняющие первый. В дальнейшем, по мере роста производства и инвестиций, накопления сбережений, развития рыночной инфраструктуры, их значение будет возрастать. Но с учетом неразвитости коммерческих банков и фондового рынка, в ближайшие 5-10 лет сами по себе они не смогут обеспечить решение задачи трехкратного повышения инвестиционной активности.
Государственная банковская система должна компенсировать отсутствие эффективно работающего рыночного механизма внутри- и межотраслевого перелива капитала. Для этого ей необходимо сочетать способность концентрировать инвестиции в перспективных направлениях развития экономики и функции поддержания необходимого уровня инвестиционной активности для обеспечения воспроизводства социально значимых отраслей и секторов хозяйства. Достигается это сочетание соответствующей конструкцией системы государственных институтов развития, состоящей из Российского банка развития, реализующего задачу привлечения инвестиций в освоение перспективных направлений роста нового и современного ТУ и специализированных банков развития, обеспечивающих поддержание необходимого уровня инвестиционной активности в соответствующих секторах российской экономики. В частности, такие банки необходимы: для кредитования экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью; привлечения инвестиций в развитие сельского хозяйства; кредитования малого бизнеса и жилищного строительства. Каждая из этих сфер обладает определенной спецификой, затрудняющей привлечение кредитов на рыночных условиях.
В общем виде предлагаемая система будет функционировать следующим образом. На макроуровне политика денежного предложения ориентируется на обеспечение спроса на деньги со стороны производственной сферы при желаемом уровне экономической активности, регулируемом посредством ставки рефинансирования. Наряду с рутинными процедурами рефинансирования текущей деятельности коммерческих банков, для поддержания роста долгосрочных инвестиций денежные власти организуют два контура денежного предложения: Центральный банк — банки развития — производственные предприятия; сбережения населения — Сбербанк — банки развития — производственные предприятия. Таким образом, накапливаемые и вновь создаваемые денежные ресурсы трансформируются в кредитование производства и инвестиции, авансируя экономический рост.
На микроуровне за счет организованного таким образом кредитования инвестиционных проектов в приоритетных направлениях экономического развития и социально значимых видах деятельности обеспечивается расширение конкурентоспособных и перспективных производств. Задачей банков развития является не финансирование административно назначаемых инвестиционных проектов, а стимулирование инвестиционной активности в перспективных направлениях экономического роста. При грамотной организации этого процесса один рубль, вкладываемый в приоритетный проект через банки развития, может привлечь 2-3 рубля частных инвесторов. В современных российских условиях естественными партнерами банков развития станут коммерческие банки, работающие с предприятиями реального сектора.
Сложилась довольно странная ситуация: в стране с сильными плановыми традициями в настоящее время нет ни принятых и одобренных об- щественностью национальных целей развития, без которых не обходится ни одна развитая страна, ни комплексной межотраслевой промышленной политики, которая связала бы в единое целое существующие элементы структурной, инвестиционной, налоговой и амортизационной политики, приближая достижение долгосрочных и среднесрочных целей развития. В отсутствие такой политики экономический процесс происходит стихийно со всеми вытекающими отсюда издержками и потерями при господстве закона прибыли и закона сравнительных издержек.
Центральная проблема любой современной экономики – это обеспечение
экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения невозможно решить ни одной проблемы. Если в казну не платят налогов, нельзя помочь социально незащищенным. Если все вокруг пронизано коррупцией, нельзя построить цивилизованный рынок. Если чиновник зависит от капитала, невозможен никакой экономический прогресс.
Любая программа начинается с обозначения главных целей.
Раз не хотим повторение пройденного, не хотим, чтобы страна плелась в хвосте – должны определиться с действительно неотложными задачами. Их не так много, если подойти с умом. Но они действительно сложные.
Наш приоритет – побороть собственную бедность.Мы привыкли гордиться своим богатством – огромной территорией, природными ресурсами, многонациональной культурой и образованностью нации. Это действительно есть. Но этого недостойно мало для великой державы – России.
Надо самим себе однажды сказать: мы богатая страна бедных людей. От успешного решения собственных внутренних задач напрямую зависит и наша зажиточность, и наши новые права.
Наш приоритет – это возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны. Сильное государство заинтересовано в людях состоятельных. И потому ключевое решение для всей нашей экономической политики в том, чтобы честно работать было выгоднее, чем воровать.
Хватит думать про чужие страны, вынуждая наших людей хранить заработанные средства на зарубежных счетах. Давно пора создать для молодых и трудоспособных граждан нормальные условия развития.
Кто хочет и может жить богато, пусть поможет себе и своей стране.
Список использованной литературы:
1. Эклунд К.Р. Эффективная экономика - М.: Экономика, 1991.
2. Синицын К.Ю. На пути к экономической демократии - М.: Знание, 1993.
3. Теория переходной экономики. Т.2, Под ред. канд. экон. наук Е.В.Красниковой. — М.: ТЕИС, 1998.
4. Маркетинг в России и за рубежом,2006, №6, с125
5. Экономика. Под ред. А.С. Булатова М., 1994
6. Справочник Госкомстата РФ: Социально-экономическое положение России в 1995 г. М., 1996.
7. World Economic Outlook, - Washington, IMF, October 2001, p.185
8. Globalization, Growth, and Poverty: Building an Inclusive World Economy. – Washington, N.Y., World Bank, Oxford University Press, 2002, p.2.
9. АПК: экономика, управление-2008, №11,с 41
10. Россия и мир: 2010 экономика и внешняя политика, с 49
11. Экономист,2007, №47 с 60
12. Экономическая теория под редакцией Кузнецова,2004,с 244
13. Экономика России: ХХI век, № 22(www.ruseconomy.ru)
14. www.perspektivy.info
15. www.economic-crisis.ru
На курсовую работу по кафедре Экономической теории
студента Проценко О.С.
факультета КиМ , 1 курса, 2111 группы
номер зачетной книжки 09120
на тему №14 “Особенности российской модели рынка”.
Рецензент:____________________
45
[1] 4 Маркетинг в России и за рубежом, 2006,№6
[2] 7 World Economic Outlook, - Washington, IMF, October 2001
[3] 8Globalization, Growth, and Poverty: Building an Inclusive World Economy. – Washington, N.Y., World Bank, Oxford University Press
[4] 9 АПК: экономика, управление-2008, №11
[5] 4 Маркетинг в России и за рубежом,2006, №6
[6] 10 Россия и мир: 2010 экономика и внешняя политика, с 49
[7] 11 Экономист,2007, №47 с 60
[8] 12 Экономическая теория под редакцией Кузнецова,2004,с 244
[9] 14 www.perspektivy.info
[10] 13 Экономика России: ХХI век, № 22(www.ruseconomy.ru)