Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 23:39, курсовая работа
Цель данного исследования – раскрыть сущность рынка труда, его структуру, проанализировать состояние в современных условиях, а также дать предложения по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- раскрываются теоретические основы сущности, функций и особенностей рынка труда;
- анализируется состояние рынка труда Российской Федерации;
- обосновываются и предлагаются мероприятия по решению проблем рынка труда.
Задолженность
из-за несвоевременного получения денежных
средств из бюджетов всех уровней составила
486 млн. руб. и снизилась по сравнению с
1 апреля 2009 года на 50 млн. руб. (на 9,3%), в
том числе задолженность из федерального
бюджета составила 219 млн. руб. (снижение
на 11 млн. руб., или на 5,0%), бюджетов субъектов
Российской Федерации - 152 млн. руб. (увеличение
на 1 млн. руб., или на 0,8%), местных бюджетов
- 115 млн. руб. (снижение на 40 млн. руб., или
на 25,6%).
Кризис - время освобождения экономики от неэффективных предприятий. Поэтому будет применяться механизм банкротства для решения проблем, вызванных низким уровнем менеджмента, стратегическими ошибками в управлении, недостаточным вниманием собственников к эффективности их активов. Смена собственников и менеджмента предприятий – объективный процесс и государство не будет ему препятствовать, оставляя за собой задачи защиты прав работников и сохранения стратегически важных производственных активов таких предприятий в ходе процедур банкротства.
В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправе рассчитывать на поддержку государства. Кроме того государство собирается уделить особое внимание сохранению трудового потенциала, расширяя масштабы своей деятельности в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения [13, c. 652].
Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда.
Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.
Дополнительные бюджетные средства выделяются в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.
Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.
Остальные
средства будут перечисляться в
регионы незамедлительно в
Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных "горячих линий".
Для
обеспечения приоритетного
В
связи с кризисными процессами в
экономике в сложной ситуации
окажутся студенты, в первую очередь
обучающиеся на платной основе, а
также студенты, воспользовавшиеся
или планировавшие
Рынок труда находится в постоянной динамике, развитие которой определяется рядом факторов, в том числе социально-экономическим положением, внесением изменений в законодательство РФ, структурными изменениями.
Совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения должно отвечать современным тенденциям в социально-трудовой сфере в связи с углублением различий в содержании труда и формах его организации в различных секторах экономики, обусловленных диверсификацией производства, проведением структурных реформ, а также созданием высокотехнологичных производств и объектов инфраструктуры. Возрастет роль привлечения персонала из других регионов, хотя в России традиционна низкая мобильность трудового населения [12, c. 364].
Для
привлечения и удержания
ГЛАВА
3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
В СЛОЖИВШЕЙСЯ
СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ
ТРУДА
Учитывая
сложность ситуации на рынке труда,
большие масштабы скрытой безработицы,
превышение спроса над предложением
рабочих мест, необходимо сосредоточить
внимание на решении следующих
- разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики;
- определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.
В связи с этим возникает необходимость обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест необходимыми квалифицированными кадрами.
Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нем в целом.
Необходимо определить проекты государственной значимости, для которой в первоочередном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.
На основании указанных проектов и концепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь. Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен [14, www.keywork.ru].
Несмотря на всю сложность экономической ситуации, начиная с предприятий до области включительно должны быть, составлены программы высвобождения мало - и неквалифицированных рабочих, а также тяжелым физическим, не престижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.
Необходимо закончить создание полной системы сбора, обработки и выдачи информации Государственной службы занятости, предусмотрев автоматическое поступление информации от предприятий и организаций о каждом освободившемся и свободном рабочем месте, условиях работы на нем, размере заработной платы.
Следует в корне изменить философию отношения к Государственной службе занятости, сложившуюся сейчас. Необходимо четко понять, что служба занятости – это в первую очередь орган по оказанию услуг на рынке труда, и ее работа чаще всего сводится к организации перераспределения рабочей силы на имеющиеся вакантные рабочие места. Требовать, чтобы служба занятости создавала новые рабочие места (или даже ставить задачу), неразумно.
В части переобучения или первичного обучения безработных служба занятости со стороны работодателей должна иметь социальный ориентир – заказ, и под него из числа безработных подбирать контингент обучающихся.
Необходимо
создать максимально
Следует упростить процедуру выезда за рубеж на временное трудоустройство. Это позволило бы уменьшить численность безработных на рынке труда, улучшить материальное положение как самих безработных и членов их семей, так и увеличить возможные поступления в республику валютных средств.
Целесообразно проработать, а возможно, и в законодательном плане решить вопрос об экономическом стимулировании (обязательном с одновременной выплатой пособия) лиц, готовых оставить производство за 2-3 года до наступления пенсионного возраста (при наличии трудового стажа для последующего начисления пенсии). Это создало бы существенные предпосылки для приведения численности работающих в соответствие с фактической потребностью и одновременно для трудоустройства молодежи (в первую очередь выпускников ПТУ, техникумов, вузов). Лица предпенсионного возраста, ушедшие на льготную пенсию, могли бы более широко использоваться на общественных работах, куда молодежь в силу их непрестижности идти не хочет.
Нужно последовательно проводить курс на разукрупнение предприятий, что позволит более оперативно решать вопросы ускорения освоения новой продукции и увеличения занятости, а также уменьшения влияния узкой специализации отдельных рабочих мест, требующей постоянной переподготовки кадров при изменении технологического процесса. В настоящее время именно безработные с узкой специализацией (к тому же нередко с продолжительным стажем работы по ней) испытывают наибольшие затруднения при трудоустройстве.
В
сложившихся экономических
Необходим поиск решений процесса «выхода» молодежи на рынок труда, развитие у нее «предпринимательского чувства». Иными словами, необходимо существенное улучшение профессионального ориентирования молодежи на выбор будущей профессии, осознание ею того, что на протяжении трудового пути профессию, возможно, придется менять неоднократно.
Необходимо, особенно на местах, приступить к разработке серьезных перспективных программ по обеспечению занятости населения. Инициативу в этом деле в первую очередь должны проявить местные органы власти. В разработке таких программ должны участвовать самые квалифицированные специалисты, хорошо знающие проблему, располагающие достоверной информацией о перспективах развития предприятий и отраслей региона, развитии предпринимательского сектора [11, c. 129].
На
уровне регионов необходимо как можно
скорее осуществить расчеты
Таким
образом, положение дел на рынке
труда необходимо рассматривать
как сложную систему, состояние
которой улучшается или ухудшается
от степени ее изученности и управляющих
воздействий на разных уровнях, как
по горизонтали, так и по вертикали.
Информация о работе Особенности рынка труда в современном условии