Отраслевая структура экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:03, доклад

Описание

В основе формирования секторной структуры рыночной экономики положена группировка ИЕ по целям, задачам и типу их экономического поведения. При этом все ИЕ, являющиеся резидентами данной страны, подразделяются на следующие 5 секторов:
1) Нефинансовые предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Конспекты.docx

— 58.26 Кб (Скачать документ)

В развитых странах спрос  на промышленные товары народного потребления  падает по мере удовлетворения потребностей населения в них. В этом случае ограничителем также служат естественные границы насыщения населения  товарами. Технический прогресс дает возможность значительно повысить производительность труда. Она растет быстрее, чем спрос на продукцию  промышленности. Поэтому численность  занятых уменьшается.

На определенном этапе  развития общества быстро увеличивается  спрос на средства производства (кривая спроса растет), что вызвано переходом  к исследованиям, проектированию и  производству, требующим повышенных капитальных вложений и быстрого обновления основных фондов. Предполагается, что со временем и в этом случае рост спроса замедлится. Производительность труда растет, но этот рост меньше, чем при производстве товаров народного потребления. В период ускоренного увеличения спроса растет численность занятых, но затем при падении спроса она начинает уменьшаться.

В странах, достигших высокого уровня удовлетворения потребности  населения в продукции вторичного сектора, интенсивно растет спрос на услуги. В связи с характером услуг  в третичном секторе технический  прогресс развивается гораздо медленнее, чем в двух остальных секторах экономики. В результате в третичном  секторе возможности роста ограничены, и производительность труда в  нем увеличивается медленными темпами. Поэтому третичный сектор испытывает повышенную потребность в рабочей  силе и может занять работников, высвобожденных из других секторов.

Главной причиной изменений в секторальной структуре  экономики является различие в росте  производительности труда между  секторами.

В результате промышленной революции существенно возросла производительность труда в сельском хозяйстве. Теоретически можно считать, что 0,001% населения земли способны производить продукты питания для  всего мира, в то время как в  начале века для этого требовалось  участие 50% населения.

Современная информационная революция вызвала аналогичный  процесс в промышленности. Производительность труда в промышленности растет так, как на предыдущем этапе она росла в сельском хозяйстве. Рост производительности труда в значительной степени связан с созидательной деятельностью конкретных людей.

В промышленности производительность труда растет быстрее, чем в сфере  услуг. Как свидетельствует анализ, проведенный МВФ, в 1960-1994 гг. в экономически развитых странах объемы оказанных услуг и промышленного производства росли почти одинаково, но производительность труда в промышленности увеличивалась вдвое быстрее, чем в сфере услуг.

По мере продолжающегося  уменьшения доли промышленного производства в экономике ее общее развитие будет все больше зависеть от сферы  услуг. Поэтому следует создавать  предпосылки для роста производительности труда прежде всего в этой сфере.

Тенденции развития структуры  экономики Словакии соответствуют  положениям теории трех секторов. Словакия уступает развитым странам, а также  Чехии по темпам структурных преобразований в экономике. Поэтому в отдельные  периоды возникали различия между  ними в секторальной структуре экономики. Динамика занятости в секторах экономики  Словакии показана в табл. 4.

Промышленность Словакии опередила сельское хозяйство по численности занятого населения  лишь в первой половине 60-х годов, когда в развитых странах завершилась  эпоха индустриализации. В последующие  годы, вплоть до 1989 г., продолжала расти доля вторичного сектора по общей численности экономически активного населения, а также доля третичного сектора при уменьшении доли работников, занятых в сельском хозяйстве (первичном секторе). В прошедшие десятилетия Словакия завершила индустриализацию.

В период трансформации экономики  Словакии в ее секторальной структуре  произошли позитивные перемены, соответствующие  мировым тенденциям, проявляющимся  в уменьшении доли первичного и вторичного секторов и увеличении доли третичного сектора ВВП (табл. 5). Уменьшилась  общая численность работников, занятых  в первичном и особенно во вторичном  секторах при росте численности занятых в третичном секторе. Быстрый абсолютный и относительный рост занятости в третичном секторе вызвали прежде всего такие объективные обстоятельства, как необходимость освоения новых видов деятельности, связанных с переходом к рыночной экономике (например, организация финансовых институтов), создание частных предприятий для обслуживания населения, формирование государственных органов Словацкой Республики как самостоятельного государства и т.п.

Структурные изменения в  словацкой экономике и деиндустриальные тенденции в экономически развитых странах имеют как общие черты, так и различия. В экономически развитых странах уменьшилась доля промышленного производства при одновременном росте его общего объема. В 1968-1990 гг. в странах ЕС реальный ВВП в среднем за год увеличивался примерно на 2,8%, а реальный ВВП в сфере услуг – на 3,7%. В отличие от этого в Словакии структурные изменения в экономике сопровождались быстрым и масштабным падением объема промышленного производства – за 1991-1993 гг. на 41,3%. Следовательно, в данном случае это не был естественный процесс усиления роли третичного сектора.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие основные выводы о дальнейшем развитии секторальной структуры экономики Словакии:

• изменения секторальной структуры занятости населения  и ВВП при увеличении доли третичного сектора носят объективный характер не только потому, что это мировая  тенденция, но и в связи с тем, что услуги по объему и структуре  отстают от потребностей общества;

• дальнейшее уменьшение доли первичного и вторичного секторов в  общей численности занятых и  ВВП должно сопровождаться ростом общего объема продукции этих секторов. Для  этого необходимо существенно повысить производительность труда. В этой связи  потребуется в корне изменить существующую отраслевую структуру  промышленности и обеспечить крупномасштабное техническое перевооружение предприятий;

• возрастает значение сферы  услуг для развития экономики, что  связано с усилением ее роли в  обществе как главного объекта для  трудоустройства населения. Но самое  важное, что сфера услуг станет важнейшим источником роста ВВП. Так, в Словакии в 1994-1995 гг. 41% общего прироста ВВП достигнут за счет увеличения объема услуг, а в 1996 г. этот показатель составил 71%. Необходимо расширять сферу услуг, улучшать качество обслуживания и при этом искать пути повышения производительности труда в этом секторе экономики.

Таблица 5

Динамика доли секторов экономики 
в ВВП Словакии, %

Сектор экономики

Год

1991

1995

Первичный

5,7

5,6

Вторичный

60,1

33,2

Третичный

34,2

61,2


Таблица 4

Динамика занятости  в секторах экономики Словакии, %

Сектор экономики

Год

1867

1930

1960

1980

1989

1996

Первичный

81,0

56,7

38,3

16,7

13,8

10,6

Вторичный

10,0

17,8

35,0

43,9

43,9

38,3

Третичный

9,0

25,5

26,7

38,8

41,7

51,1


 

Функционально-видовая (секторальная) структура национальной экономики отражает соотношения, связи и пропорции между крупными группами видов экономической деятельности. В составе функционально-видовой структуры выделяются:

• Сфера материального  производства:

- сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство;

- рыболовство, рыбоводство;

- добыча полезных ископаемых;

- обрабатывающие производства;

- строительство.

• Сфера материальных услуг:

- производство и распределение  электроэнергии, газа и воды;

- оптовая и розничная  торговля, ремонт автотранспортных  средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования;

- гостиницы и рестораны;

- транспорт и связь;

- финансовая деятельность;

- операции с недвижимым  имуществом, аренда и предоставление  услуг;

- предоставление прочих  коммунальных, социальных и персональных  услуг.

• Сфера социальных услуг:

- государственное управление  и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение;

- образование;

- здравоохранение и предоставление социальных услуг;

- деятельность экстерриториальных организаций.

Концентрация  производства

Концентрация производства, рост числа крупных предприятий и сосредоточение на них всё большей части имеющихся в обществе средств производства, рабочей силы и продукции. Концентрация капитала и производства — закон капитализма. При капитализме условием К. п. является концентрация капитала. Капиталист может расширять предприятие лишь по мере того, как в его руках скапливается всё больший капитал. К. п. усиливает концентрацию и централизацию капитала. Крупные предприятия имеют преимущества перед мелкими как в сфере производства, так и в сфере обращения, поэтому у их владельцев норма прибыли всегда выше, чем у мелких предпринимателей, и они обладают большей конкурентоспособностью. Между концентрацией капитала и К. п. существует, т. о., сложная взаимосвязь. На рубеже 19—20 вв. концентрация капитала и производства привела к возникновению монополий (см.Монополии капиталистические). Господствующей формой капиталистических предприятий становится акционерное общество. При империализме происходит монополистическая концентрация, т. е. экономическое могущество всё больше сосредоточивается в руках крупнейших монополий. Исключительно высокой становится конкурентоспособность монополий. Чем большим капиталом они обладают, тем выше степень эксплуатации ими рабочих и эффективность использования основных фондов, тем ниже в расчёте на единицу продукции расходы по продаже товаров и выше размеры прибыли. Монополии располагают обширной производственно-сбытовой сетью не только внутри страны, но и за её пределами, что обеспечивает устойчивость роста их доходов. Прибыльность операций крупнейших монополий особенно велика, а чем больше прибыли получают монополии, тем больше у них возможностей и для её капитализации, и для поглощения своих менее сильных соперников. Капиталовложения в расчёте на одного рабочего на автоматизированном предприятии примерно в 10 раз больше, чем на неавтоматизированном. Владение результатами научно-исследовательских работ, способность обеспечивать изменение номенклатуры продукции, диктуемое спросом, стали одним из главных средств конкурентной борьбы. Экономические преимущества монополистических фирм возрастают.

Мощным фактором К. п. стало  государственное стимулирование. Объединяющиеся компании получают специальные государственные  субсидии и скидки по налогам. Монополистическая  концентрация усиливается милитаризацией экономики. государство передаёт военные заказы главным образом крупнейшим военно-промышленным компаниям на исключительно выгодных для них условиях, что является источником нового роста монополистической концентрации. Ускорителем монополистической К. п. является международная конкуренция, развивающаяся в особенности в связи с империалистической интеграцией. Например, в рамках каждой из стран Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) монополии стараются консолидировать свои силы, чтобы противостоять конкуренции со стороны других стран — как участниц этих экономических группировок, так и не входящих в них. Происходят новые слияния, заключаются новые соглашения между монополиями. Кроме того, возникает необходимость в объединениях и соглашениях между монополиями разных стран ЕЭС и ЕАСТ. Всё это ведёт к повышению уровня всемирной концентрации капитала и производства. О современном уровне монополистической К. п. можно судить, в частности, по следующим данным: в Германии в 1907 предприятия с количеством рабочих свыше 50 составляли 0,9% всего числа предприятий, в ФРГ в 1966— 24,1%. Особенно показательны данные, относящиеся к самым крупным предприятиям. В ФРГ это — предприятия с суммой годового оборота в 250 млн. марок и более. В 1965 они составляли 0,4% общего числа предприятий, но на них было занято 28,1% всего количества рабочих и служащих, на их долю приходилось 34,6% общей суммы оборота всех предприятий страны.

Процесс К. п. захватил и сельское хозяйство. В США в 1967 насчитывалось 3200 тыс. ферм. Их общая выручка от продажи товаров и от услуг  составила 35 млрд. долларов Между тем всего лишь 157 с.-х. акционерных обществ разных видов имели выручку от таких операций на сумму 14,3 млрд. долларов.

Об уровне монополистической  К. п. не всегда можно судить по данным о крупных производственных единицах, об их размерах и доле в совокупном производстве. Монополии иногда не стремятся доводить размеры своих  предприятий до технологически возможного максимума. Им нужны оптимальные  размеры производственных единиц. С  ростом размеров последних снижаются  издержки производства. Но норма прибыли  зависит и от расходов по перевозке  продукции к пунктам её реализации. В связи с этим наступает момент, когда для монополии становится выгоднее не увеличивать размеры  имеющихся у неё предприятий, а строить новые, размещая их ближе  к центрам сбыта. Поэтому не столько  размеры отдельных производственных единиц, как бы они ни были велики, характеризуют уровень монополистической  концентрации, сколько общий объём  сконцентрированного в их руках  производства, что определяется количеством  предприятий, которыми владеет монополия. В США автомобильная компания "Дженерал моторс" имеет 125 основных предприятий, не считая многих подсобных производственных единиц. По данным за 1969, на предприятиях компании было занято 757 тыс. лиц наёмного труда, общий годовой оборот этих предприятий составил 22,8 млрд. доллара. Подобная централизация средств производства в руках крупнейших монополий, выводящая концентрацию далеко за пределы отдельных производственных единиц, довела этот процесс до небывало высокого уровня.

Информация о работе Отраслевая структура экономики