Ответы по экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 17:20, шпаргалка

Описание

47 ответов на вопросы

Работа состоит из  1 файл

ответы по теории.doc

— 816.50 Кб (Скачать документ)

   1) общественное  разделение труда;

   2) экономическое  обособление хозяйствующих субъектов;

   3) производство  продукта на продажу, а не  для собственного потребления;

   4) обмен  товарами;

   5) эквивалентность  обмена.

   Само по себе товарное производство не порождает  ни одного способа производства, поэтому было бы неправильно утверждать, что товарное производство порождает капитализм. Не товарное производство привело к господству капитализма, а, наоборот, капиталистический способ производства сделал товарное производство всеобъемлющим. Оно становится таковым только в условиях капитализма, когда средства производства являются капиталом, а рабочая сила — товаром.

   Основным  условием возникновения и существования  товарного производства является общественное разделение труда. Однако для возникновения  товарного производства общественного  разделения труда недостаточно. Причиной возникновения товарного производства является экономическое обособление производителей.

   Существует  два основных типа товарного производства: простое и крупное капиталистическое. Простое товарное производство –  это хозяйство крестьян и ремесленников, основанное на частной собственности  и на собственном труде. Капиталистическое товарное производство базируется на наемном труде. Их общими чертами являются частная собственность на средства производства, стихийный характер развития, конкурентная борьба, продукты производства, предназначенные для рынка.

   Типичной  моделью можно считать предпринимательство  – инициативную, самостоятельную  хозяйственную деятельность граждан  и их объединений. Предпринимательство  может осуществляться как отдельными лицами, так и объединением граждан  и государством. 

   
  1. Понятие рынка, его возникновение и развитие. Субъекты и объекты рынка.

   В современной  экономической литературе встречается  несколько определений рынка:

   рынок —  это совокупность экономических  отношений производства и обмена товаров при помощи денег;

   рынок —  это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

   рынок —  это система отношений по поводу обмена результатами производства и  услугами, принимающими форму товара;

   рынок —  это механизм взаимодействия покупателей  и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения;

   рынок —  это сфера обмена внутри страны и  между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

   Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Разделение труда - совокупность всех существующих в данный момент видов трудовой деятельности. Обычно выделяют три уровня разделения труда: внутри предприятия (единичное); между предприятиями (частное); в масштабах общества (общее — разделение труда на промышленный и сельскохозяйственный, умственный и физический, квалифицированный и неквалифицированный, ручной и машинный).

   Условием  возникновения рынка является и  специализация труда. Специализация  — это форма общественного  разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри отрасли, и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. Различают три основные формы специализации: 1) предметную (например, автомобильные, тракторные заводы); 2) подетальную (например, заводы шарикоподшипников); 3) технологическую(стадийную) например , прядильная фабрика.

   Одной из важных причин возникновения рынка является ограниченность ресурсов. Производительные возможности работника ограничены возможностями его организма и специализацией его труда применительно к какой-либо одной отрасли производства или виду работ. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограниченность ресурсов преодолевается людьми посредством обмена одного продукта труда на другой, т.е. через рынок.

   Второй  причиной формирования рынка является экономическая обособленность товаропроизводителей, их возможность свободно распоряжаться  результатами своего труда. Экономическая  обособленность означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию.

   Третья  причина это самостоятельность  производителя, свобода предпринимателя.

   Субъекты  и объекты рынка. Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи. Это, во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели и другие физические лица. Во-вторых, юридические лица, к которым относятся разного рода предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство.

   Объекты рынка  – это все то по поводу чего возникают  отношения купли-продажи. Сюда относят  материальные и нематериальные блага  и услуги, факторы производства –  средства производства, рабочая сила, капиталы, технические новшества  и идеи.

  1. Структура и виды рынка. Функции рынка, инфраструктура рынка.

   Под функцией рынка подразумевается его роль в реализации экономических целей  общества. Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной  жизни, выполняя ряд существенных функций.

   Самая важная функция рынка — регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Рост цены является сигналом к расширению производства, ее падение — сигналом к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска.

   Рынок выполняет  стимулирующую функцию. Посредством  цен он стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества товаров и услуг и расширение их ассортимента.

   Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый  источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам.

   Посредническая  функция рынка состоит в том, что экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменятся результатами своей деятельности.

   Рынок выполняет  санирующую функцию, очищающую общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, поощряя развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

   Рыночная  инфраструктура — это система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг на рынке.

   Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

   Материальная  база состоит из транспортных, банковских и страховых систем, крупных самостоятельных банковских и кредитно-сберегательных учреждений, а также различных по объему операций средних и мелких коммерческих банков.  Основные элементы инфраструктуры рынка. Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка означает: 1) регулярный рынок, который организуется в определенном месте; 2) место периодической торговли; 3) сезонную распродажу товаров одного или многих видов. Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Главным ориентиром здесь является получение максимальной цены за какой-либо товар. Биржа — место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Различают товарные биржи, фондовые биржи и биржи труда. Товарные биржи функционируют на рынках отдельных товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже товаров на основе предварительного осмотра и по образцам, стандартам. По своему характеру биржевые сделки выступают в двух разновидностях: 1) сделки спот — это сделки на реальный товар. Они дают гарантии реализации того товара, который уже имеется в наличии; 2) сделки форвард, при которых продается не сам товар (он даже не произведен), а право на его получение. Разновидностью форвардных сделок являются фьючерсные сделки. Это сделки на товар будущего. Однако при данной сделке партнеры не рассчитывают передать друг другу реализуемые товары. Цель фьючерсной сделки — получение разности в цене за период между заключением контракта и его исполнением. В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потребителям минимальный ценовой риск.

   На фондовой бирже обращаются главным образом  два вида ценных бумаг: 1) акции предприятий, компаний, фирм; 2) облигации, выпускаемые  правительством страны. Купля продажа  ценных бумаг осуществляется на основе их биржевого курса в зависимости  от соотношения спроса и предложения.

   Элементом инфраструктуры рынка является кредитная  система. Она включает банки, страховые  компании, фонды профсоюзов.

  1. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

   Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства.

   Совершенная конкуренция — это соперничество  многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

   1) наличие  большого количества фирм, производящих  один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно  небольших размеров, и объем производства в производимой продукции должен быть незначителен;

   2) возможность  свободного доступа к различным  производственным секретам;

   3) однородность  продукции, производимой различными  предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;

   4) хорошее  знание рынка покупателями и  продавцами. Все субъекты купли-продажи  должны знать цены на рынке,  спрос и предложение на товары. Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран была типична до середины XIX в. Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках, появлению несовершенной конкуренции.

   Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной конкуренции ограничена влиянием монополий и государства. Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции. Первая модель несовершенной конкуренции — монополия. Для нее характерны следующие черты:

   - единственный  продавец — одна фирма или  отрасль является единственным  производителем данного продукта  или единственным поставщиком  услуги;

   - нет близких  заменителей — продукт монополии  уникален в том смысле, что  не существует хороших или  близких заменителей. С точки  зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт  у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив;

   - диктуемая  цена — чистая монополия диктует  цены или осуществляет значительный контроль над ценой;

   - вступление  в отрасль конкурентов в условиях  чистой монополии заблокировано.

   Второй  моделью несовершенной конкуренции  является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

   -существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен;

   -продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;

   -экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию;

   -вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долгосрочном периоде;

   -тип продукта дифференцированный.

   Третья  модель несовершенной конкуренции  — олигополия. Ее признаки, характерные  черты:

   -наличие  нескольких фирм;

   -тип продукта, стандартизированный или дифференцированный;

   -контроль  над ценой — ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;

   -наличие  существенных препятствий при  вступлении в отрасль;

   -очень  типична неценовая конкуренция,  особенно при дифференциации цен.

   Олигополия, как правило, характерна для отраслей, где наиболее эффективно крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого товара. 

   
  1. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменение  спроса и величины спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

   Спрос выражает отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести. Количество товара, на которое предъявлен спрос, называется объемом спроса.

   Между рыночной ценой и объемом спроса существует обратная зависимость: чем выше цена, тем меньше число покупателей при данном уровне доходов, и наоборот, чем ниже цена, тем выше количество приобретаемого товара. Эта очевидная зависимость получила название закона спроса.

   Зависимость объема спроса от факторов, определяющих его величину, выражает функция спроса:

Информация о работе Ответы по экономической теории