Ответы по экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 17:20, шпаргалка

Описание

47 ответов на вопросы

Работа состоит из  1 файл

ответы по теории.doc

— 816.50 Кб (Скачать документ)

   Qdx= f(Px,Py…Pz, I, T, M…)

   где Qdxобъем спроса на товар х в единицу времени; Px,Py…Pzцены товаров х, у,z, I — денежный доход потребителя; Т— вкусы и предпочтения потребителя; M — общее число покупателей данного товара и другие факторы.

   Исключив  влияние всех других факторов, кроме  цены данного товара, перейдем к  функции спроса от цены:

   Qdx= f(Px)

   Функция спроса от цены может быть задана одним  из трех способов:

   а) табличным

   б) аналитическим:

   Qdx= а-bPx

   где а, в — постоянные величины;

   в) графическим. Графически функция спроса от цены изображается кривыми спроса, имеющими отрицательный наклон.

   Каждая  точка кривой спроса характеризует  количество товара, которое потребители  готовы приобрести по каждой из возможных  цен. Спрос каждого отдельного покупателя на рынке называется индивидуальным спросом. Сумма индивидуальных спросов всех потребителей на рынке  при каждой из возможных цен отражает рыночный спрос. Зависимость между ценой и величиной спроса можно определить и как закон убывания спроса: если цена какого-либо товара будет повышаться, то при прочих равных условиях спрос на данный товар  будет постепенно убывать.

  1. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Изменение предложения и изменение объема предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.

   Предложение отражает связь между ценой и  количеством товара, которое продавцы желают и могут продать. Объем предложения — это количество товаров или услуг, которое может быть предложено для реализации в определенный промежуток времени по данной цене.

   Закон предложения  может быть выражен с помощью  следующей математической зависимости:

   Qs=(P, Pt, T, H)

   где Qs — объем предложения; Р— цена товара или услуги; Pt —цены на ресурсы; T — технология; H — другие факторы.

   В целом  функция предложения от цены, как  и функция спроса, может быть задана одним из трех способов: табличным, аналитическим или графическим. Как цены, так и объем предложения имеют свои границы роста. Предел роста цен определяется спросом. Понижение спроса при росте цен заставляет товаропроизводителей снижать объемы производства из боязни перепроизводства.

   Qs = c+dP

   где c, d — постоянные величины;

   Графически  функция предложения от цены изображается кривыми предложения, имеющими положительный наклон. Предложение каждого отдельного продавца на рынке называется индивидуальным предложением. Сумма индивидуальных предложений составляет рыночное предложение.

   Кривая  предложения Qs отражает прямую зависимость между ценой и объемом предложения: чем выше цена, тем выше объем предложения, и наоборот. Она строится исходя из предпосылки, что все другие факторы остаются неизменными.

   В случае изменения цены говорят об изменении величины (объема) предложения. В случае воздействия других (неценовых) факторов происходит изменение предложения (характера предложения) и смещение кривой предложения влево или вправо.

   К неценовым  факторам предложения принадлежат:

   1) издержки  производства. При повышении цен  на факторы производства производство товара будет становиться менее выгодным, так как будут повышаться затраты. Кроме того, повысится минимальная цена, которую производители желают получить, поставляя на рынок некоторое количество товара. В результате предложение уменьшится и кривая предложения сместится влево. Совершенствование технологии понизит издержки на единицу продукции, а следовательно, приведет к росту предложения и сдвигу его кривой вправо. Изменение налогов и субсидий также будет влиять на издержки и оказывать сдерживающее или стимулирующее влияние на предложение;

   2) изменение  цен на сопряженные товары. Рост  цены на один из них увеличит  спрос и предложение другого.  Рост цены одного из комплементарных товаров приводит к уменьшению предложения другого;

   3) ожидание  производителей (продавцов) товара  и их численность. Так, прогнозируемое снижение цен на топливо, сырье, уменьшение налогов могут увеличить предложение и наоборот. 

   
  1. Взаимодействие  спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объем. Механизм рыночного ценообразования.
 

   Взаимодействуя, спрос и предложение определяют рыночную цену и количество товара, которое продается и покупается на рынке в данный момент времени. Рыночное равновесие в этой модели существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Таким образом, рынок будет находиться в равновесии при условии, что цена товара установится такой, что спрос покупателей будет равен предложению со стороны производителей товара.

   Рыночное  равновесие, как и функции спроса и предложения, можно рассматривать  табличным, аналитическим и графическим  способами.

   Цена, при  которой рыночный спрос равен рыночному предложению, называется равновесной ценой. Объем выпуска при равновесной цене называется равновесным объемом выпуска.

   Формулы функции  спроса и предложения, заданные аналитическим способом, имеют следующий вид:

   Qs = c+dP

   Qd= а-bP

   В равновесном  состоянии величина спроса равна величине предложения:

   т.е.

   c+dP= а-bP

   Отсюда  найдем равновесную цену и равновесный  оббьем

   P=(а-с)/(b+d)     Q = (ad+bc)/(b+d) 

   Вполне  очевидно, что условие равновесия на товарном рынке, при котором спрос  равен предложению, соблюдается  в точке пересечения обеих кривых Е. Рыночному равновесию в точке Е соответствует равновесная цена, равная 3 дол., и равновесный объем товаров — 4 тыс. кг в неделю. Любое отклонение от цены равновесия приводит в действие рыночный механизм саморегуляции. При цене 5 дол. / кг объем спроса меньше объема предложения. Разница между объемом спроса и объемом предложения называется избыточным предложением при данной цене. В нашем случае избыточное предложение, или перепроизводство, товара отвечает отрезку АВ и будет равно 4 тыс. кг в неделю. Накопление нереализованных товаров приведет к снижению цены, увеличению объема спроса и восстановлению равновесия.

   Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие. Стабильное равновесие характеризуется редкими нарушениями и быстрым восстановлением равновесного состояния. Нестабильное равновесие отличается глубокими нарушениями и длительным их сохранением. В условиях нестабильного рыночного равновесия выделяют рынок потребителя (покупателя) и рынок производителя (продавца). 
 
 
 

   
  1. Эластичность  спроса по цене: дуговая  и точечная эластичная.

   Эластичность  спроса характеризует степень реакции  спроса на действие какого-либо фактора. В зависимости от вида фактора, воздействующего на спрос, различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность спроса.

   Эластичность  спроса по цене показывает изменение  объема спроса при изменении цены товара на 1 % при условии, что все другие факторы неизменны.

   Степень ценовой  эластичности спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности Еd, который равен отношению процентного изменения объема спроса Qd к процентному изменению цены:

   Еd = ∆ Qd / ∆P

   В зависимости  от значения коэффициента Е различают:

   1) эластичный  спрос, когда Еd  > 1. При эластичном спросе изменение цены ведет к большему процентному изменения спроса. Например, если при снижении цены на 4 % спрос увеличился на 8 %, то Еd - 8:4 = 2;

   2) неэластичный  спрос. При неэластичном спросе  Еd < 1. Это означает, что данное процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением объема спроса. Так, в приведенном примере Еd = 0,5, что означает неэластичность спроса на виноград;

   3) спрос  единичной эластичности, при котором  Еd = 1, т.е. процентное изменение цены и последующее изменение спроса равны;

   

   4) совершенно  эластичный спрос и совершенно  неэластичный спрос представляют  собой две крайние ситуации. При  совершенно эластичном спросе  при постоянной цене может  быть реализовано любое количество  товара, т.е. Еd стремится к бесконечности. Кривая спроса имеет вид горизонтальной линии Еd и используется для характеристики модели совершенной конкуренции.

   Совершенно  неэластичный спрос означает противоположную  ситуацию, когда любое изменение цены не приводит к изменению спроса. Коэффициент эластичности в этой ситуации будет равен нулю, т.е. Еd = 0, а кривая спроса будет иметь вид вертикальной линии Примером совершенно неэластичного спроса может служить спрос на жизненно необходимое лекарство и др.

   Таким образом, эластичность спроса по цене для линейной кривой спроса повышается от 0 до минус бесконечности по мере роста цены. Верхний отрезок кривой спроса характеризуется высокой эластичностью спроса по цене, нижний – неэластичностью. Разделяют эти два отрезка точки кривой с еденичной эластичностью.

   Эластичность  спроса по цене, рассчитанная для любой  точки на кривой спроса, называется точечной эластичностью. Точечная эластичность спроса по цене верна для незначительных изменений цены и объема спроса.

   Для больших  изменений в цене или объеме спроса рассчитывается эластичность спроса между двумя точками, или дуговая эластичность спроса по цене.

   Основными факторами эластичности спроса по цене являются:

   1) наличие  и доступность товаров-субститутов.  При повышении цен на основной товар люди смогут перейти на потребление товара-субститута, поэтому спрос на основной товар будет достаточно эластичным. Отсутствие у товара близких заменителей будет означать относительно неэластичный спрос на него;

   2) удельный  вес в доходе потребителя. Чем выше удельный вес данного товара в бюджете потребителя, тем эластичнее будет спрос на него;

   3) степень  интенсивности потребности. Спрос  на товары первой необходимости  обычно менее эластичен, чем  на предметы роскоши;

   4) фактор  времени. На коротких периодах спрос обычно менее эластичен, чем на длинных. С увеличением временного периода эластичность спроса возрастает, так как происходят наращивание производства товаров-субститутов и постепенная адаптация вкусов потребителей;

   5) доступность  товара или услуги. Чем менее доступен товар, тем ниже эластичность спроса на него (например, в условиях дефицита). 

   
  1. Перекрестная  эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу и факторы  ее определяющие.

   Эластичность  спроса по доходу позволяет измерить процентное увеличение спроса вслед за тем или иным изменением дохода. Коэффициент эластичности спроса по доходу Еi будет равен: 

   Еi = процентное изменение спроса/процентное изменение дохода 

   Коэффициент эластичности спроса по доходу Еi имеет положительное значение для большинства товаров, потребление которых возрастает по мере роста дохода, или нормальных товаров. Еi получает отрицательное значение для низших товаров, когда с ростом доходов потребители сокращают число покупок данных товаров.

   Перекрестная  эластичность спроса позволяет измерить реакцию потребительского спроса на один товар х при изменении цены какого-либо другого товара у. Коэффициент перекрестной эластичности

   Спроса  Exy равен отношению процентного изменения спроса на товар x к процентному изменению цены товара y:

   Exy = %∆Dx / %∆Py

   Если Exy будет величиной положительной, то x и y – взаимозаменяемые товары, так как рост цены на один из них приведет к росту спроса на другой.

   Отрицательное значение Exy указывает на то, что x и y – взаимодополняемые товар, так как рост цены на один из них приведет к падению спроса на другой.

Информация о работе Ответы по экономической теории