Периодизация развития международного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 09:38, реферат

Описание

Начинается со времени великих географических открытий и заканчивается серединой XIX в. Робинсон отмечает, что именно поиск огромных личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе, был той мощнейшей движущей силой, которая более трехсот лет предопределяла развитие базовой формы международной торговли. Конечно, столь же велики были и риски этого бизнеса, связанные с опасностями далеких морских путешествий (особенно в XVI–XVIII вв.), но сама возможность получения прибылей, многократно превышающих затраты, была достаточно мощным стимулом, вовлекавшим в этот самый первый международный бизнес все новые и новые поколения предпринимателей.

Работа состоит из  1 файл

Семинарское занятие 1 по мм.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

         Формируя собственную сеть мультинационального  обслуживания, каждая МНК рассматривает  ее как свою гарантию эффективности бизнеса, а тот факт, что в конечном итоге эти сети сливаются в некую глобальную сеть такого рода, просто увеличивает эффективность системы в целом. Не потому МНК стали в массовом порядке выносить различные производства в менее развитые страны, что они хотели способствовать развитию последних или ими двигали иные социальные мотивы того же рода; не отрицая у лучших из них ярко выраженного мотива социальной ответственности, будем, однако, объективны: все та же погоня за эффективностью — вот главный мотив.

     Новый стиль международного менеджмента 

     Болезненный период нащупывания пути эффективного взаимодействия в бизнесе в паре «бывшая колония–бывшая метрополия» (если, конечно, оно оставалось) в  конце концов привел к пониманию  двух главных истин, которые можно считать естественными основаниями международного бизнеса в эпоху национальных государств и, что называется, на все последующее время.

         Первая из них состояла в  том, что только тщательный  учет взаимных выгод и постоянное  следование соответствующим выводам есть самая верная стратегия для эффективного взаимодействия в тандеме «бывшая колония–бывшая метрополия». Банальность этой истины с точки зрения бизнеса вообще очевидна — она исторически насчитывает ровно столько же тысяч лет, сколько человечество вообще ведет какие-то экономические операции типа обмена. Но новое содержание ей придается уже в эпоху национальных государств следующим обстоятельством: если «туземцы» готовы были в угоду оскорбленному самолюбию жертвовать экономической выгодой или то же самое ради собственных амбиций готовы были делать бывшие владельцы, то и те и другие сразу проигрывали в конкурентной борьбе некой третьей стороне. Ситуационно это могло выглядеть по-разному: в этом смысле покинувшие туземное производство зарубежные специалисты и менеджеры, которых чисто по-человечески не устраивало откровенное хамство новых хозяев или даже угрозы их безопасности, делали это производство изначально неконкурентоспособным; но если то же самое они проделывали, не желая менять стиль и методы своего прежнего управления с учетом новых реалий, то на их место достаточно быстро находились предприниматели и менеджеры из других стран и т. д. И какой бы ни была ситуация, каждый раз виновные наказывались чисто экономически.

         Именно на основе этой первой истины и появляется вторая, которую можно считать реальным основанием возникновения настоящего международного менеджмента в рассматриваемый период: предприниматели и менеджеры из разных стран четко понимают, что серьезный учет культуры и национальных стереотипов поведения туземных партнеров делает их бизнес не только экономически более эффективным в данный момент, но и дает ему интересные перспективы, существенно обогащает его потенциал и в конечном итоге создает, употребляя терминологию М. Портера, конкурентные преимущества существенно более высоких порядков. Этот момент следует отметить особо, но здесь необходима важная оговорка.

         С точки зрения строгой логики  изложения может представляться  явно несвоевременным обсуждение  этого предмета, поскольку мы пока не только не анализируем теорию М. Портера, но даже не дали методологических основ самого международного менеджмента. Но более углубленный взгляд на предмет показывает, что поскольку международный менеджмент органически формируется и развивается как система управления международным бизнесом фирмы, то и все его сущностные черты и характерные особенности суть продолжение тех же черт и особенностей самого бизнеса. Или иначе: в фирменном менеджменте должно быть ровно столько же «международности», сколько в бизнесе фирмы.

     5. Эра глобализации (начиная  с 70-х гг. ХХ  в.)

     Этот  период развития цивилизации вообще и международного бизнеса в частности  проходит под знаком революционных  технологических изменений, вслед  за которыми, естественно, идут экономические, социальные и политические перемены. Компьютерная революция и мощное развитие телекоммуникаций практически неузнаваемо изменили лицо всех традиционных технологий, выведя их на качественно новый уровень, и понятно, что первые и самые главные плоды этого процесса пожали и пожинают промышленно развитые страны. К сожалению, во многих случаях разрыв между ними и более отсталыми странами увеличивается и соответственно растет напряженность в отношениях. Не выдержав научно-технического соревнования с развитыми странами, рухнула мировая коммунистическая система, а единственный ее оставшийся крупный бастион - Китай - выжил и развивается только потому, что это обеспечивает симбиоз рынка и социализма при мощной поддержке Запада и Японии, которым коммунистический режим гарантирует стабильность и безопасность их инвестиций и доходов. Что же касается остального коммунистического сообщества, то оно (за самым малым исключением) дружно вышло в сферу свободного (а значит, и международного) рынка, увеличив территорию свободного международного бизнеса на 15–20 % и население, им охватываемое, почти на 300 млн чел.    Реальная глобализация в конечном итоге характеризуется тем, что международные экономические связи охватили практически все страны планеты и каждая из них в той или иной мере зависит от международного бизнеса. Последствия этого двояки: с одной стороны, страна может пользоваться всеми его благами, не испытывая отрицательных последствий отсутствия в ней тех или иных ресурсов, возможностей и т. д. Но, с другой стороны, естественной платой за это становится и существенная зависимость страны от состояния мировых рынков в целом: нельзя пользоваться только благами интеграции в мировую экономику, приходится одновременно нести и риски этого процесса. 

     2. Значение Великих географических открытий в истории человечества огромно.

     Они ознаменовали новую эру в географическом исследовании Земли, дали толчок к

     развитию  многих областей естествознания, способствовали интенсификации мировой

     торговли  и развитию международного бизнеса  в период коммерческой эры.

     3. Промышленность европейских стран в период коммерческой эры получила толчок для развития: от судостроения и металлообработки до переработки заморского сырья. Разумеется, все это в значительно большей мере касалось таких передовых в смысле развития международного бизнеса стран, как Англия, Голландия, Испания, Германия, Франция, но в той или иной мере затронуло практически все европейские страны.

     Международный бизнес во второй (по Робинсону) эре  своего развития очень точно нащупал  все главные мотивы своего существования и развития, сохранившиеся и до наших дней:

     – использование более эффективных  ресурсов (сырьевых, природных, энергетических);

     – расширение рынков сбыта;

     – новые поля приложения свободных  финансовых ресурсов;

     – использование выгодных возможностей местного законодательства (налогового, таможенного и т. д.).

     Концессионная эра подготовила почву для  самоопределения колониальных и  полуколониальных стран в экономическом  плане, а Вторая мировая война  дала мощный политический импульс этим процессам. С другой стороны, такие явления, как интернационализация мирового рынка рабочей силы и обостряющееся соперничество на мировых рынках сырья, полуфабрикатов и готовых изделий, главные участники которого стараются приобрести конкурентные преимущества, используя возможности все более сложной структуры международного бизнеса, означали продвижение не только к следующей эре национальных государств, но и в известном смысле к глобализации бизнеса в целом.

     «Эра национальных государств», дав мощный толчок развитию международного бизнеса и сделав его сферой весь мир, в котором перестали существовать закрытые системы типа «метрополия—колония», одновременно впервые поставила вопрос о том, что международный бизнес вышел на качественно новый уровень развития и в этом своем новом качестве он нуждается в столь же качественно новой системе управления.

         Чем шире оперирует бизнес  по всему миру, тем все более  и более прежняя формула «управление  зарубежными операциями», или «управление внешнеэкономической деятельностью», становится неадекватной требованиям глобальной эффективности фирменного бизнеса и должна быть заменена формулой «международный менеджмент». А тот факт, что самыми первыми это поняли мультинациональные корпорации, очень естественно вытекает из обсуждавшихся ранее двух истин эры национальных государств: ведь именно МНК первыми вышли на самый высокий уровень международности и по глубине вовлеченности, и по культурному фактору по той простой причине, что глобальная эффективность фирмы (а она и есть их главная цель) требует абсолютной свободы выбора форм деятельности в любой стране (первый фактор) и столь же абсолютной свободы выбора самой страны (второй фактор).

     Эра глобализации в итоге привела  к тому, что сегодня на Земле практически не осталось закрытых для международного бизнеса зон и тем.  

4. Таблица 1 – Развитие  внешнеторговых связей  России

Исторический  этап страны импорт страны экспорт
Коммерческая  эра (1500–1850 гг.) Польша

Китай

Голландия

Сукна

 шелка

 краски

 вина

 сахар

 предметы  роскоши.

Россия Лен

пенька

лес

кожа 

Эра экспансии (1850–1914 гг.) Китай

Германия

Шелка

 краски

 вина

Россия Металл
Эра концессий (1914–1945 гг.) Германия

Англия

Франция

Сахар

Вина

Кофе

Россия Металл 

Нефть

Газ

Древесина

Эра национальных государств (1945–1970 гг.) Англия

Германия

Китай

Сахар

Кофе

Фрукты

Изделия легкой промышленности

Россия Нефть

Зерно

Эра глобализации (начиная  с 70-х гг. ХХ в.) Германия 

США

Япония

Англия

Корея

Автомобили

Бытовая техника

Сахар

Россия Нефть

Газ

Древесина

Металл

Драгоценные камни


 
 

     5. Россия от расширения внешнеэкономических связей получила возможность для развития партнерских отношений с другими странами, для более эффективного импортирования и экспортирования товаров и в целом для устойчивого экономического развития.

     6. Россия проводит многовекторную внешнюю политику. Она поддерживает дипломатические отношения с 178 странами, имеет 140 посольств. Таким образом, можно говорить о высоком уровне развития внешнеэкономических связей РФ на современном этапе. 
 

Преимущества  и недостатки, получаемые странами от процесса глобализации

преимущества недостатки
страны с высоким  уровнем развития
Усиление  роли транснациональных компаний Растёт число  и размер слияний компаний внутри стран и на транснациональном уровне, которые сопровождаются радикальной реструктуризацией и уменьшением количества занятой рабочей силы
Либерализация торговли и другие формы экономической  либерализации, вызвавшие ограничение  политики протекционизма и сделавшие мировую торговлю более свободной  
страны  с переходной экономикой
Возрастание эффекта конкуренции Растущее расслоение по доходам
Глобализация  может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовой технологии, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе. Фактически  основную часть преимуществ получают богатые страны или индивиды. Несправедливое распределение благ от глобализации порождает угрозу конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровнях.
развивающиеся страны
Возрастание эффекта конкуренции Растущее расслоение по доходам 
   
Быстроразвивающиеся страны входят в круг богатых государств Бедные страны все больше отстают от богатых государств.
Преимущества  глобализации связаны также с  выигрышем от торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны, в качестве которых могут выступать  отдельные лица, фирмы и другие организации, страны, торговые союзы и даже целые континенты. Тенденции формирования глобализованных "однородных" средств  массовой информации, искусства, попкультуры, повсеместного использования английского  языка в качестве всеобщего средства общения.

Информация о работе Периодизация развития международного бизнеса