Перспективы развития нефтегазового комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 00:20, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является оценка роли нефтяной и газовой индустрии России в формировании благополучного инвестиционного потенциала страны, инвестиции в нефтегазовый комплекс и прирост ВВП страны. В работе так же рассмотрены проблемы и перспективы развития нефтегазового сектора страны, а так же о том, как государство влияет на это.
В работе были использованы источники из различных газет, статей, журналов таких как: Вопросы экономики, Вопросы гуманитарных наук, Вопросы юридических наук, Юридическая мысль, Коммерсантъ и т.д. Так же были использованы интернет-ресурсы: сайт Министерства энергетики Российской Федерации.

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3
Общие представления о развитии нефтегазового комплекса России и роль государства.................................................................................................... 5
Перспективы развития нефтегазового комплекса России................ 5
Государственное регулирование нефтегазового рынка России...... 13
Влияние нефтегазового сектора России на развитие страны................... 18
Роль нефтяной и газовой индустрии России в формировании благополучного инвестиционного потенциала страны.................... 18
Инвестиции в нефтегазовый комплекс и прирост ВВП России....... 27
Заключение.......................................................................................................... 33
Список источников................................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 179.77 Кб (Скачать документ)

 

Содержание.

Введение..............................................................................................................     3

  1. Общие представления о развитии нефтегазового комплекса России и роль государства....................................................................................................    5
    1. Перспективы развития нефтегазового комплекса России................    5
  • Государственное регулирование нефтегазового рынка России......    13
  • Влияние нефтегазового сектора России на развитие страны...................     18
    1. Роль нефтяной и газовой индустрии России в формировании благополучного инвестиционного  потенциала страны....................     18     
    2. Инвестиции в нефтегазовый комплекс и прирост ВВП России.......    27

    Заключение..........................................................................................................     33

    Список источников.............................................................................................     36

    Приложение.........................................................................................................     38


     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение.

    Поддержание и расширение энергетической базы в  любой стране являются весьма дорогостоящим  делом.

    Актуальность  выбранной мною темы не вызывает сомнений. Сегодня проникновение иностранного инвестиционного капитала в российский нефтегазовый сектор достаточно ограничено. Но само по себе государство еще  долгие годы не сможет самостоятельно и достаточно эффективно вкладывать большие средства в данный сектор в связи с его  достаточно высокой  капиталоемкостью. Бесспорно, что осуществление  таких огромных затрат выходит за пределы возможностей бюджетного финансирования. Недостаточными оказываются и возможности  местного промышленного и банковского  капитала. Таким образом, в условиях дефицита средств, мобилизуемых из местных  источников, страны, встающие на путь осуществления  крупных энергетических проектов, особенно в нефтяном и газовом секторе, обычно прибегают к внешним заимствованиям и привлечению прямых и портфельных  инвестиций из-за границы. Это является общепринятой практикой не только для  развивающихся государств, стран  с переходной экономикой, но и для  ведущих промышленно развитых держав.

    Мировой нефтяной кризис привел к радикальным  изменениям политики большинства крупнейших корпораций мирового класса. Если несколько  лет назад приоритетными направлениями  были разведка и разработка новых  месторождений нефти и газа, то на сегодняшний момент главной стратегической задачей стал выход на новые рынки  сбыта. Интерес иностранных компаний к российским проектам тоже объясняется  не только возможностями активного  инвестиционного проникновения. Часто  это связано с перспективами  выхода на азиатские рынки.

    Целью данной курсовой работы является оценка роли нефтяной и газовой индустрии России в формировании благополучного инвестиционного  потенциала страны, инвестиции в нефтегазовый комплекс и прирост ВВП страны. В работе так же рассмотрены проблемы и перспективы развития нефтегазового сектора страны, а так же о том, как государство влияет на это.

    В работе были использованы источники из различных газет, статей, журналов таких как: Вопросы экономики, Вопросы гуманитарных наук, Вопросы юридических наук, Юридическая мысль, Коммерсантъ и т.д. Так же были использованы интернет-ресурсы: сайт Министерства энергетики Российской Федерации.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Общие представления о развитии нефтегазового комплекса России и роль государства.
      1. Перспективы развития нефтегазового комплекса России.

    Россия  обладает крупным потенциалом на мировом энергетическом рынке: к  настоящему моменту открыто и  разведано более 3 тыс. месторождений  углеводородного сырья. Примерно половина из них разрабатывается. Более половины российской нефтедобычи и более 90 % добычи газа сосредоточены в районе Урала и Западной Сибири. Большинство  месторождений этого региона  отличаются высокой степенью выработки, и потому, сохраняя его в качестве основной углеводородной базы, необходимо развивать и альтернативные регионы  добычи.

    Исходя  из официальных оценок, нашедших отражение  в «Энергетической стратегии  России на период до 2020 года», к 2015-му добыча нефти в нашей стране может  составить 530 млн т, а ее экспорт  – 310 млн тонн. Главной нефтяной базой  останется Западно-Сибирская нефтегазоносная  провинция. Будут сформированы новые  центры нефтяной промышленности в Восточной  Сибири и Республике Саха (Якутия) –  добыча до 50 млн т в 2015 году; на шельфе острова Сахалин (25–26 млн т), в  Баренцевом море и российском секторе  Каспийского моря. Увеличится добыча нефти в Тимано-Печорской провинции.

    Мощности  магистральных нефтепроводов и  морских терминалов для экспорта и транзита нефти из России за пределы  СНГ способны возрасти к 2015-му в 1,5 раза по сравнению с сегодняшним уровнем. Это позволит реализовать к указанному сроку перспективные объемы экспорта нефти в дальнее зарубежье: примерно по 70 млн т по западному и северо-западному  направлениям; около 130 млн т по черноморско-каспийскому направлению; около 80 млн т по восточному направлению; до 25 млн т по северному направлению.

    К 2015 году добыча газа в России может  достигнуть 740 млрд куб. м, а экспорт  – 290 млрд куб. м. Добыча газа в Западной Сибири стабилизируется, поэтому весь прирост будет обеспечен за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений  Восточной Сибири и Дальнего Востока, шельфа северных и дальневосточных  морей. Значительные запасы и перспективные  ресурсы природного газа Восточной  Сибири и Дальнего Востока теоретически позволяют сформировать в данном регионе новые центры газодобычи.

    Вместе  с тем существующие тенденции  развития отечественного ТЭКа не позволяют  говорить о том, что в ближайшее  десятилетие России удастся укрепить свои позиции на мировом рынке, превратив  свой энергетический потенциал в  политические дивиденды.

    Возымеют  свое действие факторы, сдерживающие рост добычи нефти в России. К главным  среди них следует отнести  критическое состояние действующей  нефтеэкспортной инфраструктуры, а  также проблемы воспроизводства  минерально-сырьевой базы. Немаловажную роль сыграют политические ограничения  в отношении строительства частных  трубопроводов и допуска иностранных  компаний на российский рынок; низкая инвестиционная активность нефтяных компаний; сужающаяся сырьевая база нефтяных компаний (последствие многолетнего превышения темпов добычи над темпами прироста запасов).

    Основной  фактор, ослабляющий позиции России на рынке нефтепереработки, – это  морально и физически устаревшее оборудование, которым оснащено подавляющее  большинство российских нефтеперерабатывающих  заводов (НПЗ). Поэтому, несмотря на то что в последние годы некоторые  компании и проводили их модернизацию, в целом с технической точки  зрения качество российской нефтепереработки значительно ниже мировых стандартов.

    Среди первостепенных факторов, не позволяющих  увеличивать добычу газа в России, следует указать на следующие:

    1. Политика «Газпрома», который в условиях существующих внутренних тарифов на газ не заинтересован в развитии внутреннего рынка;
    2. Отставание темпов роста добычи от темпов роста потребления газа;
    3. Необходимость инвестировать серьезные средства в разработку новых месторождений;
    4. Ставка на закупки центрально-азиатского газа в ущерб инвестициям в добывающие проекты;
    5. Государственная политика по недопущению иностранных компаний в качестве операторов разработки наиболее перспективных объектов (Ямал, Штокмановское месторождение).

    Наконец, следует отметить критическое состояние  существующей нефтеэкспортной инфраструктуры и связанную с этим проблему модернизации действующей системы магистральных  газопроводов, не говоря уже о монополистическом  характере российской газовой отрасли.

    В результате воздействия вышеперечисленных  факторов потенциал развития добычи нефти может быть рассчитан лишь на несколько лет.

    Вследствие  неурегулированности налоговой  системы и отсутствия мер по стимулированию инвестиций в геологоразведку сырьевые компании не смогут начать осваивать  новые крупные месторождения  и проводить геолого-разведочные  работы. Темпы роста добычи нефти, которые Россия демонстрировала  в 2000–2004 годах, вряд ли сохранятся в  будущем. К концу второго десятилетия  Россия выйдет на максимальную добычу порядка 10–11 млн баррелей в день (530–550 млн т в год) и сохранит этот уровень. К 2010-му российские поставки будут составлять порядка 15 % от объема мирового рынка нефти, а к 2030-му они снизятся до 10 %. Таким образом, с учетом роста мирового потребления доля России на мировом нефтяном рынке имеет тенденцию к снижению.

    К 2010 году добыча газа на существующих месторождениях в России стабилизируется, и уже  к этому времени дефицит газодобычи в Российской Федерации с учетом роста внутреннего спроса и экспорта может составить 75–150 млрд куб. м.

    Чтобы поддерживать или наращивать добычу и экспорт энергоресурсов, России необходимо приступить к разработкам  в неосвоенных районах, прежде всего  в Сибири и на шельфе северных морей. Это требует политического решения  по привлечению инвестиций (в том  числе иностранных). Предполагается, что до 2010-го кардинальных перемен  в этой сфере не произойдет, а  возможные сдвиги в будущем уже  не позволят добиться изменений к 2017 году.

    Несмотря  на лидирующие позиции в том, что  касается масштабов добычи и транспортировки  углеводородов, Россия значительно  отстает по уровню использования  наиболее перспективных технологий. Руководство страны фактически делает ставку на нефть, уголь и газ как  на основные инструменты, позволяющие  достичь и сохранить в перспективе  статус великой энергетической державы. Между тем изменяющаяся структура  мировой энергетики к 2030–2050 годам  существенно снизит конкурентные возможности  России.

    Наиболее  серьезным и актуальным на среднесрочную  перспективу является отставание России в технологиях, связанных с производством  и транспортировкой сжиженного природного газа. К настоящему времени на международный  рынок поступает в сжиженном  виде около четверти всего экспортируемого  газа, при этом рынок растет стремительными темпами. Не исключено, что к 2017-му СПГ (сжиженный природный газ) составит прямую конкуренцию трубопроводному газу.

    В том, что касается реализации масштабных СПГ-проектов, в России складывается достаточно пессимистическая картина. Практически все объемы СПГ в  рамках проекта «Сахалин-2» (единственный российский СПГ-проект, который может  быть запущен в ближайшую пятилетку) законтрактованы, а ситуация вокруг остальных СПГ-заводов в настоящее  время «провисла». Так, газ Штокмана (наиболее перспективное месторождение  с точки зрения поставок СПГ в  США) решено переориентировать в  Европу, при этом поставлять его  трубопроводным транспортом. А СПГ-завод  в Усть-Луге даже в случае завершения его строительства до 2017 года в  силу своей малой проектной мощности не способен сыграть решающую роль в становлении России как ведущей  газовой державы.

    На  ближайшее десятилетие Европа останется  базовым рынком в плане сбыта  российских углеводородов. Однако следует  обратить внимание на ограниченные возможности  нефтепроводных поставок. Основной трубопровод  «Дружба» требует ремонта, БТС уже  вышел на полную мощность, а на южном  направлении нефтеэкспорта все  российские нефтяные потоки замыкаются на турецкие проливы, и в настоящее  время альтернативы этому маршруту нет. Между тем наиболее уязвимым местом в российской транспортной политике на турецком направлении является пропускная способность Босфора. Ожидается, что  Турция и в дальнейшем будет проводить  политику закрытия своих проливов для  прохода нефтетанкеров. Это, с одной  стороны, снизит экспортные возможности  России, а с другой – подтолкнет Москву к использованию БТД (Баку — Тбилиси — Джейхан) в качестве резервного (а в случае полного перекрытия турецких проливов – основного) маршрута транспортировки нефти на южном направлении.

    Компенсировать  потери Россия отчасти сможет за счет нефтепровода Бургас – Александруполис  в обход Турции. Но поскольку затраты  по добыче и экспорту нефти из России превышают аналогичные затраты  на Каспии, то вполне вероятно частичное  вытеснение с европейского рынка  российской нефти.

    Вторым  по значимости рынком, влияние которого к 2017-му будет возрастать, является Азиатско-Тихоокеанский регион. Между  тем на этом направлении возможности  России таоже ограниченны в плане  объявленного роста (с нынешних 3 % до 30 %) всего объема поставок энергоресурсов. Для достижения показателя следует  «перебрасывать» на восток не менее 60 млн т нефти и 65 млрд куб. м  газа в год. В ближайшие 10 лет эта  задача невыполнима технически и  сомнительна с точки зрения инвестиционных возможностей российских компаний.

    Энергодиалог  Россия – США останется в зачаточном состоянии. Скорее всего, ресурсы Штокмановского месторождения будут направлены в Европу, а строительство Северного  нефтепровода в Мурманск будет заморожено до 2015 года – срока введения в  строй Восточного нефтепровода (на два проекта у «Транснефти» попросту не хватит средств). Доля российской нефти  и нефтепродуктов на американском рынке  к 2017-му не превысит 5 %. Наиболее вероятно, что эти ограничения не позволят России в ближайшее десятилетие  выйти на рынок Северной Америки  в качестве одного из крупных игроков.

    Информация о работе Перспективы развития нефтегазового комплекса России