Перспективы развития нефтегазового комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 00:20, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является оценка роли нефтяной и газовой индустрии России в формировании благополучного инвестиционного потенциала страны, инвестиции в нефтегазовый комплекс и прирост ВВП страны. В работе так же рассмотрены проблемы и перспективы развития нефтегазового сектора страны, а так же о том, как государство влияет на это.
В работе были использованы источники из различных газет, статей, журналов таких как: Вопросы экономики, Вопросы гуманитарных наук, Вопросы юридических наук, Юридическая мысль, Коммерсантъ и т.д. Так же были использованы интернет-ресурсы: сайт Министерства энергетики Российской Федерации.

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3
Общие представления о развитии нефтегазового комплекса России и роль государства.................................................................................................... 5
Перспективы развития нефтегазового комплекса России................ 5
Государственное регулирование нефтегазового рынка России...... 13
Влияние нефтегазового сектора России на развитие страны................... 18
Роль нефтяной и газовой индустрии России в формировании благополучного инвестиционного потенциала страны.................... 18
Инвестиции в нефтегазовый комплекс и прирост ВВП России....... 27
Заключение.......................................................................................................... 33
Список источников................................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 179.77 Кб (Скачать документ)

На  газовых рынках Европы и Азиатско-Тихоокеанского регионов Россия столкнется с ростом конкуренции. Основные надежды европейские потребители связывают с диверсификацией поставок за счет увеличения доли в энергетическом балансе нефти и газа Северной Африки (Алжир, Ливия, Египет), а также государств Каспийского региона, Ближнего Востока, Центральной Азии. Ожидаемое в ближайшие 5 лет осуществление ряда трубопроводных проектов (выход БТД на полную мощность, БТЭ (Баку – Тбилиси -- Эрзерум) с подключением к проекту «Набукко» и пр.) нацелено на то, чтобы ограничить влияние России. В свою очередь Китай реализует несколько проектов, также снижающих его зависимость от российских углеводородов: нефте- и газопроводы из Казахстана, газопровод из Туркмении. Кроме того, будут расширены поставки в КНР нефти из Южной Америки, а также СПГ из Ирана.

Тем не менее в Европе Россия сохранит статус регионального энергетического  лидера. В ближайшем будущем Европейский  союз останется крупнейшим рынком сбыта  российских энергоресурсов. Весьма сомнительно, что в скором времени удастся  сформировать общеевропейский энергетический рынок и существенно потеснить  на нем Россию.

Подобной  перспективе препятствует целый  ряд обстоятельств. В первую очередь  неурегулированность многих вопросов в рамках Евросоюза и фактическое  отсутствие единой точки зрения на пути обеспечения энергобезопасности. Потеснить Россию не удастся также  и ввиду того, что реализация конкретных проектов по внедрению альтернативных источников энергии в Европе ведется  в основном на уровне национальных экономик. Этому не способствует и  взрывоопасная военно-политическая ситуация в Ближневосточном регионе (особенно вокруг Ирана, на который  как на главную альтернативу России в вопросах поставок нефти и газа смотрят практически все потребители  российского газа в Европе и на постсоветском пространстве). Нынешнее положение дел на Ближнем Востоке  порождает целый ряд политических и военных рисков, препятствующих реализации планов Запада по выстраиванию новых энергетических коридоров.

Таким образом, основной задачей, стоящей  перед Россией в ближайшие 10 лет, является создание условий для того, чтобы минимизировать ожидаемые  потери, во-первых, от снижения ее присутствия  на мировых рынках нефти и трубопроводного  газа, а во-вторых, от снижения мировых  цен на энергоносители.

Как государство, так и крупнейшие нефтегазовые компании в первую очередь должны сосредоточиться на внутреннем секторе  газо- и нефтедобычи. Потребуется  стимулировать инвестиции в воспроизводство  минерально-сырьевой базы и освоение месторождений. При этом важно временно отойти от концепции глобальной энергетической экспансии в пользу инвестиций в национальные добывающие проекты в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, Сахалине, северном шельфе и т. п.

В то же время с учетом перспектив сохранения влияния Ближнего Востока  как основного мирового энергетического  центра необходимо сосредоточить усилия на сохранении и расширении присутствия  российских компаний в ТЭКе Ирака, Ирана, других государств региона.

Среди первоочередных мер по решению стоящих  перед Россией задач следует  также указать на необходимость  пересмотреть финансовые параметры  Соглашения о разделе продукции (СРП), разработать такие механизмы  участия иностранных компаний в  российских добывающих СПГ-проектах, которые  учитывали бы интересы обеих сторон.

Особое  внимание надо уделить проектам по производству СПГ, как наиболее перспективным  с точки зрения будущего мирового ТЭКа. Также необходимо повысить технологическую  безопасность и эффективность работы энерготранспортных сетей.

Важно расширить поставки углеводородов  на рынки в Европе за счет строительства  дополнительных энерготранспортных магистралей (в Северную и Южную Европу, на Балканы), а также закрепиться  на азиатско-тихоокеанском рынке.

Российским  нефтегазовым компаниям необходимо использовать благоприятную внешнюю  конъюнктуру для реконструкции  производственных мощностей с применением  современных технологий и для  развития сети сбыта, что позволит снизить  себестоимость производства и предложить на внешние рынки более конкурентоспособный  продукт.

 

 

 

 

 

1.2. Государственное регулирование нефтегазового рынка России.

Нефтегазовый рынок России с  точки зрения государственного регулирования рассматривается как составная часть топливно-энергетического комплекса со всеми внутренними взаимосвязями, и в качестве объекта исследования сочетает в себе различных по задачам участников – государство в лице уполномоченных органов, регулирующих и контролирующих ситуацию; организации, непосредственно осуществляющие производственную и коммерческую деятельность, формирующие предложение; потребители нефти и нефтепродуктов (топлива, энергии в широком понимании), определяющие спрос.

Нефтегазовый комплекс (НГК) занимает особе место в национальной экономике  – практически 80% всех энергоресурсов в России производится с использованием нефти и газа, он является фундаментом всей российской экономики, также как и в любой стране, стремящейся получить определенный эффект от возможностей добычи нефти, газа и их переработки. Важнейшие показатели функционирования топливно-энергетических рынков, в том числе нефти и нефтепродуктов, входят в систему национальных счетов и отражают место рынка в формировании результативных показателей мирового и российского хозяйства.

Нефтяная отрасль Российской Федерации  в настоящее время производит 12-14% промышленной продукции, обеспечивает 17-18% доходов федерального бюджета и более 35% валютных поступлений, в то время как в 1996 г. рынок нефтепродуктов обеспечивал около 6% бюджетных поступлений, в 1997 г. – 13%, в 1998 г. – 16%, в 1997-1998 гг. – 22%, и в 1999 г. нефтяная промышленность обеспечила уже 25% валютных поступлений страны. Кроме того, при всей сложности ситуации в нефтеперерабатывающей промышленности производство основных нефтепродуктов увеличилось за 1996-2006 гг., в частности автомобильного бензина – на 30,3%, в том числе за 2000-2006 гг. на 26,5%; дизельного топлива – на 43,3%, в том числе за 2000-2006 гг. на 30,5%; топочного мазута – на 1,2%, но за 2000-2006 гг. - на 23,0% с тенденцией к значительному снижению его потребления на внутреннем рынке России.

Нефтяной комплекс России в 2006 г. обеспечил  свыше 20,2% добавленной стоимости  в ВВП, 49,7% экспорта страны и 40,7% налоговых  поступлений в бюджетную систему  с учетом таможенных платежей. Однако, как и любая система, нефтяной комплекс России постоянно развивается и в рыночных условиях одной их приоритетных задач является увеличение производства высококачественных конкурентных нефтепродуктов при сокращении производства топочного мазута и поставок нефтепродуктов на экспорт.

Для газовой отрасли в современной  обстановке характерен высокий уровень  динамичного и устойчивого развития, о чем свидетельствуют значения технико-экономических показателей. В частности, при росте добычи газа ОАО «Газпром» за 2000-2007 гг. всего на 4,85%, рыночная капитализация компании увеличилась с 7,94 млрд. долларов в 2000 г. до 259,0 млрд. долларов в 2007 г., то есть в 32,6 раз, что выдвинуло её в мировом хозяйстве в лидеры по различным показателям.

Всего на начало 2008 г. в России зарегистрировано 16100 предприятий и организаций, занимающихся добычей полезных ископаемых, из них 6500 (или 43,5%) - непосредственно добычей топливно-энергетических ископаемых, при этом 81,4% находятся в частной собственности. Добычу нефти в стране осуществляют более 150 компаний, из которых 10 вертикально-интегрированных нефтедобывающих холдингов, включая ОАО «Газпром», обеспечивают около 92,5% всего объема добычи. Кроме того, в России в 2008 г. производством кокса и нефтепродуктов занимаются 2700 предприятий и организаций, 88,9% которых имеют частную форму собственности, примерно 955 организаций – действующие. В сфере транспорта нефти и нефтепродуктов свыше 95% приходится на деятельность государственной компании ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» (а с 2007-2008 гг. и транспортом нефтепродуктов), в газовой отрасли также монополистом является ОАО «Газпром», 50,002% акций которого контролируется государством, в том числе 38,373% Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, 10,740% - ОАО «Роснефтегаз» и 0,889% - ОАО «Росгазификация».

На рынке нефти и нефтепродуктов предложение товаров осуществляется крупными нефтяными компаниями, которые сформировались в результате неоднократных слияний, поглощений, раздела и т.д.: ОАО НК «Роснефть», ОАО НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», НК «ТНК-ВР», ОАО «АНК Башнефть», ОАО «Татнефть», ОАО «НГК «Славнефть», ОАО «РуссНефть», ОАО «Газпром», в том числе ОАО «Газпром нефть», а также рядом независимых нефтеперерабатывающих заводов и компаний. В той или иной степени в акционерном капитале каждой из них присутствует пакет акций, контролируемый либо федеральными органами власти, либо региональными. Данные компании стали образовываться в 1990-х годах, когда Министерство нефтяной промышленности России провело реформирование отрасли на фоне структурных преобразований в экономике страны. Постепенно государственное регулирование экономики и нефтегазового рынка снижало степень своего влияния в пользу рыночных методов регулирования нефтегазовой отрасли. Однако, в условиях кризиса финансовой системы 2008 года, роль государств в мировой и национальных экономиках возросла, особенно в отношении государственной поддержки крупных коммерческих организаций и банков, чей размер капиталов наиболее зависим от колебаний фондовых и сырьевых рынков.

Фактически государственное регулирование  рынка – это воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц. Осуществляется с целью организации процессов, упорядочения действий экономических субъектов, обеспечения соблюдения законов, отстаивания государственных и общественных интересов. Государственное регулирование реализуется через налоговую, бюджетную, структурно-инвестиционную, валютно-финансовую, научно-техническую политику. Государственная политика подразумевает помимо налоговой и других вышеперечисленных видов, участие в международных организациях и соглашениях, внешнеэкономическую политику, политику расходов (государственные закупки, инвестиции), экологические ограничения и, конечно же, ценовую политику. При этом эффективность государственного регулирования нефтегазового рынка зависит от степени монополизации и необходимости реализации структурных реформ; территориально-географических особенностей страны и ее экономики; степени зависимости бюджета и внешнеторгового баланса страны от нефтегазовой отрасли и других. В то же время эффективность функционирования рынка зависит от таких явлений, как структура экономики, ее масштаб, уровень ВВП на душу населения, состояние технико-технологических схем, плотность инфраструктуры, квалификационный состав трудовых ресурсов, устойчивость организационной системы и других.

Растущие потребности экономики  и населения в перспективе  требуют значительных инвестиционных потоков, обеспечить которые за счет средств консолидированных бюджетов или собственных средств нефтегазовых компаний не всегда представляется возможным, особенно при поиске, разведке, разработке и эксплуатации новых нефтегазоносных провинций в труднодоступных, стратегически важных и оспариваемых другими странами регионах. Одним из вариантов выхода в данных обстоятельствах является сотрудничество, либо партнёрство нескольких нефтегазовых компаний (в том числе на международном уровне), либо при поддержке или непосредственном долевом участии государства в лице уполномоченных представителей в различных проектах.

При этом системы бухгалтерского учета  в коммерческих организациях и бюджетного учета в учреждениях сопоставимы  и согласованы.

Экономический эффект развития НГК  в условиях глобализации определяется не только и не столько количественным ростом комплекса в целом и составляющих его отраслей, сколько воздействием этой сферы на технико-технологическую структуру экономики, научно-технический прогресс, рост производительности общественного труда и качество жизни человека.

Динамика мировой экономики XXI века определяет тенденции топливно-энергетической сферы, в том числе нефтегазового рынка, выступающих одновременно как результат, и как предпосылка экономического развития. При этом существующие проблемы нефтегазового комплекса требуют решения не столько на региональном уровне, сколько на государственном, учитывая возможности федеральных институтов, которые способны повлиять на изменение каких-либо неблагоприятных тенденций топливно-энергетического комплекса страны. На фоне международного финансового кризиса 2008 г. направления государственного регулирования и соответствующие действия с целью нивелирования отрицательных последствий в России приобрели особую актуальность и значимость.

 

 

 

 

  1. Влияние нефтегазового сектора России на развитие страны.

    1. Роль нефтяной и газовой индустрии России в формировании благополучного инвестиционного  потенциала страны.

В настоящее время для России стал актуальным и вопрос диверсификации рынков сбыта, что должно привести к  укреплению энергетической независимости  страны. Учитывая современный уровень  развития нефтегазового комплекса  России, геополитическое положение, особенности экономического развития и роль в этом процессе топливно-энергетического  комплекса, актуальными становятся вопросы влияния нефтегазового  сектора на формирование энергетической стратегии и обеспечение энергетической безопасности страны в глобализационных трансформационных процессах.

Информация о работе Перспективы развития нефтегазового комплекса России