Перспективы развития нефтегазового комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 00:20, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является оценка роли нефтяной и газовой индустрии России в формировании благополучного инвестиционного потенциала страны, инвестиции в нефтегазовый комплекс и прирост ВВП страны. В работе так же рассмотрены проблемы и перспективы развития нефтегазового сектора страны, а так же о том, как государство влияет на это.
В работе были использованы источники из различных газет, статей, журналов таких как: Вопросы экономики, Вопросы гуманитарных наук, Вопросы юридических наук, Юридическая мысль, Коммерсантъ и т.д. Так же были использованы интернет-ресурсы: сайт Министерства энергетики Российской Федерации.

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3
Общие представления о развитии нефтегазового комплекса России и роль государства.................................................................................................... 5
Перспективы развития нефтегазового комплекса России................ 5
Государственное регулирование нефтегазового рынка России...... 13
Влияние нефтегазового сектора России на развитие страны................... 18
Роль нефтяной и газовой индустрии России в формировании благополучного инвестиционного потенциала страны.................... 18
Инвестиции в нефтегазовый комплекс и прирост ВВП России....... 27
Заключение.......................................................................................................... 33
Список источников................................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 179.77 Кб (Скачать документ)
  1. Совместное проведение работ по геологоразведке, нефтегазодобычи, транспортировке и переработке;
  2. Использование аутсорсинга и услуг по выполнению обслуживающих или сопутствующих функций (использование компаний по специализированным направления выполняемых работ в зависимости от опыта, технического и технологического обеспечения);
  3. Совместная работа по привлечению инвестиций, поддержке экспортных потенциалов, международного имиджа, защита интересов;
  4. Объединение усилий в проведение научно-технических исследований, инновационной деятельности, подготовке кадров;
  5. Согласование позиций и поддержка интересов в отношении стран-импортеров, включая и ценовую политику.

 

 

 

    1. Инвестиции в нефтегазовый комплекс и прирост ВВП России.

В настоящее время в мировом  масштабе в России создан наиболее мощный нефтегазовый комплекс, притом, что наш потенциал в сфере  его развития далеко не исчерпан.

Так, по имеющимся оценкам международных  экспертов, на Россию в настоящее  время приходится около четверти из 185 трлн. куб. м мировых запасов  газа и порядка 20% из почти 3 трлн. куб. м от его общей добычи.

В нефтяной отрасли наша ресурсная  база более скромна – российские запасы составляют около 6% от общемировых, оценивающихся в настоящее время  в 171 млрд. тонн. Тем не менее, и она  позволяют нам удерживать одну из лидирующих позиций в мире по уровню добычи нефти, ежегодно извлекая порядка 12% (488 млн. т) от этого вида энергоресурсов.

C начала  нового тысячелетия имеющийся  потенциал позволил нам увеличить  добычу газа почти на 14% с 584 млрд. куб. м до 634 млрд.  
куб. м, а добычу нефти почти в 1,5 раза с 323 млн. т до 488 млн. тонн.

Вместе  с тем характер роста в нефтяной и газовой отраслях был различен. В газовой отрасли весь прирост  добычи газа был направлен на покрытие растущего спроса, на него на внутреннем рынке, в то время как в нефтяной отрасли почти 95% от прироста добычи пришлось на увеличение экспорта нефти  и нефтепродуктов.

В настоящее время нефтегазовый комплекс является крупнейшим субъектом хозяйственной  деятельности Российской Федерации, формирующим, по оценкам Института народнохозяйственного  прогнозирования РАН, около 17% российского  ВВП и более 40% доходов консолидированного бюджета. При этом газовая отрасль, имея относительно скромный, по сравнению с нефтяной, вклад как в ВВП и доходы бюджетной системы (3% и 9% соответственно), тем не менее, косвенным образом через заниженные регулируемые цены на газ на внутреннем рынке, что по своей сути является одной из форм государственных изъятий, формирует значительную часть добавленной стоимости газопотребляющих отраслей российской экономики.

Кроме того, инвестиции в  нефтегазовый комплекс обеспечивают заказами такие отрасли промышленности как строительство, металлургия, трубная промышленность, машиностроение, транспорт, электроэнергетика, сервис и другие, формируя одни из максимальных инвестиционных мультипликаторов – вложенный в нефтяной отрасли рубль дает 1,5 руб. прироста ВВП, в газовой – 1 руб. прироста. Таким образом, инвестиции в нефтегазовый комплекс обеспечивают наибольший прирост ВВП, а также способствуют росту доходов бюджета, притом, что задачи развития нефтегазового комплекса очень тесно переплетены с экономикой всей страны.

Основными задачами развития нефтегазового комплекса  в настоящее время, по мнению, Минэнерго  России, является обеспечение:

    1. Долгосрочного роста экономики (ВВП) России;
    2. Стабилизации поступлений в бюджетную систему страны;
    3. Спроса на нефтепродукты и газ на внутреннем рынке по экономически обоснованным ценам;
    4. Рациональное недропользование.
    5. Для решения этих задач уже сейчас требуются инвестиции в качественно новые и более масштабные, по сравнению с уже реализованными, проекты, включая:
    6. Поддержание добычи в традиционных формах и переход к освоению новых нефтегазоносных провинций;
    7. Воспроизводство минерально-сырьевой базы и в повышение эффективности ее использования в целом;
    8. Диверсификацию направлений поставок энергоресурсов на внешние рынки;
    9. Увеличение глубины переработки нефти и качества выпускаемых нефтепродуктов до соответствующих современным требованиям;
    10. Увеличение степени использования попутного (нефтяного) газа;
    11. Увеличение переработки газа с учетом изменяющегося компонентного состава добывающихся ресурсов.

При этом решение данных задач требует  тесной координации действий всех широкого круга заинтересованных лиц (stakeholders) для достижения необходимого для  стабильного и поступательного  развития нефтегазового комплекса  оптимального баланса интересов  производителей и потребителей энергоресурсов и государства.

С учетом обозначенных мной задач дальнейшего  развития нефтегазового комплекса, основными приоритетами государственной  политики в сфере нефтяной и газовой  отраслей:

  1. Совершенствование налоговой политики;
  2. Совершенствование государственного регулирования цен и тарифов;
  3. Создание и совершенствование правовых основ.

В сфере налоговой политики в настоящее  время Минэнерго России готовятся  предложения по изменению системы  налогообложения нефтяной отрасли  адаптивной как к изменяющимся макроэкономическим параметрам, так и к различным  условиям освоения месторождений, которая  позволит принимать недропользователям экономически эффективные решения  по их разработке. На текущем этапе  нами подготовлен концептуальный подход к новой системе налогообложения, в рамках которого определены только основные принципы, но не ее конфигурация (ставка, налогооблагаемая база и т.д.).

Из  деталей можно отметить, что мы предлагаем вернуть двум действующим  специфическим отраслевым налогам  – экспортной пошлине и НДПИ их первоначальную экономическую сущность (в настоящее времени они являются в большей мере фискальными инструментами, изымающими экономическую ренту) в  виде защиты отечественной нефтеперерабатывающей  промышленности на период до окончания  ее модернизации и обеспечения минимальных  бюджетных поступлений от нефтяной отрасли соответственно. В свою очередь  экономическую и природную ренту  мы предлагаем изымать новым налогом  налоговой базой, для которого будет  являться так называемая «сверхприбыль» нефтяных компаний от реализации нефти.

В газовой отрасли на период до выхода на равную доходность поставок газа на внутренний рынок и экспорт, будет отсутствовать база для дополнительного налогообложения.

Что касается долгосрочной перспективы, то в газовой отрасли должна быть сформирована система, основанная на изъятии  «сверхприбыли», аналогичная той, что  мы предлагаем для нефтяной отрасли.

В сфере ценовой и тарифной политики в нефтяной отрасли ключевым вопросом является обеспечение разграничения  зон ответственности нефтяных компаний и государства в сфере финансирования создания новой инфраструктуры, необходимой  для диверсификации поставок нефти, как «Восточная Сибирь – Тихий  океан» и БТС-2.

В газовой отрасли основной задачей  является обеспечение самодостаточности  внутреннего рынка газа через  переход к равной доходности его  поставок на внутренний рынок и экспорт, включая новые сроки этого  перехода, поскольку, учитывая кризисные  явления в российской экономике, представляется проблемным его осуществление  уже в 2011 году. Одновременно также необходимо, совершенствование методики определения цен по принципу равной доходности, поскольку практика применения действующей методики показала ее несовершенство в части того, что она не позволяет в полной мере учесть ситуацию, как на рынке газа, так и на рынках альтернативных видов энергоресурсов.

В сфере нормативного правового обеспечения  нефтяной отрасли крайне необходимо принятие так называемого закона «О нефти», который бы комплексным  и взаимосвязанным образом регулировал  деятельность отраслевых организаций  и их взаимодействие, как между  собой, так и с государством, обеспечивая  тем самым ее оптимальное развитие.

Предметом правового регулирования этого  закона должны, являться правовые отношения  связанные исключительно со специфическими вопросами деятельности нефтяной отрасли. При том, что закон не будет  дублировать положения таких  рамочных актов, как Закон Российской Федерации «О недрах» [1], и будет, прежде всего, направлен на устранение пробелов или недоработок в действующей нормативной правовой базе, как, например, вопросы подключения к магистральным трубопроводам, синхронизации планов по добыче и транспортировке нефти, использования попутного (нефтяного) газа и т.д.

В газовой отрасли в целях балансировки интересов производителей и потребителей газа, в том числе с учетом последствий  кризиса, планируется продолжить совершенствование  таких нормативных правовых актов, как Федеральный закон «О газоснабжении  в Российской Федерации» [2], Правила поставки газа в Российской Федерации, Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.

Наряду  с этим, в целях развития рынка  газа крайне необходимым скорейшее  принятие разработанного Минэнерго  России проекта постановления Правительства  Российской Федерации «О реализации газа с использованием биржевых технологий» [3], которым предполагается перевести на постоянную основу проводившийся в 2007-2008 гг. эксперимент по реализации газа на электронной торговой площадке и создать в перспективе газовую биржу.

В заключение можно еще раз подчеркнуть, что реализация имеющегося у российского  нефтегазового комплекса потенциала может быть достигнута только в случае синхронизации действий организаций  нефтяной и газовой отрасли как  между собой, так и государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В заключении стоит отметить, что существующие тенденции развития отечественного ТЭКа не позволяют говорить о том, что в ближайшее десятилетие России удастся укрепить свои позиции на мировом рынке, превратив свой энергетический потенциал в политические дивиденды.

Основной  фактор, ослабляющий позиции России на рынке нефтепереработки, – это  морально и физически устаревшее оборудование, которым оснащено подавляющее  большинство российских нефтеперерабатывающих  заводов (НПЗ). Поэтому, несмотря на то что в последние годы некоторые  компании и проводили их модернизацию, в целом с технической точки  зрения качество российской нефтепереработки значительно ниже мировых стандартов.

Следует так же отметить критическое состояние  существующей нефтеэкспортной инфраструктуры и связанную с этим проблему модернизации действующей системы магистральных  газопроводов, не говоря уже о монополистическом  характере российской газовой отрасли.

Неурегулированность налоговой системы и отсутствия мер по стимулированию инвестиций в  геологоразведку сырьевые компании не смогут начать осваивать новые  крупные месторождения и проводить  геолого-разведочные работы. Темпы  роста добычи нефти, которые Россия демонстрировала в 2000–2004 годах, вряд ли сохранятся в будущем.

  1. НГК является и, несомненно, будет оставаться важнейшей частью экономики России, обеспечивающей даже при современном кризисном состоянии четверть стоимости промышленной продукции, треть доходов в бюджет и около половины всех валютных экспортных поступлений. Он остается основой жизнеобеспечения нации, прочным фундаментом экономической безопасности страны, важным источником погашения внешней задолженности.
  2. Решение проблем НГК тесно связано с решением проблем всей российской экономики. Ухудшается обстановка в НГК - ухудшается социально-экономическое положение всей страны. Поэтому проблемы НГК должны рассматриваться в качестве первоочередных, наряду с проблемами АПК, ВПК, транспорта и связи.
  3. Роль НГК в предстоящие годы не только не уменьшится, она будет последовательно увеличена, с тем, чтобы обеспечить России возможность восстановить свой общий экономический потенциал, совершить необходимую структурную перестройку всей экономики, обеспечить россиянам новое качество жизни.
  4. НГК будет продолжать играть важнейшую роль во внешнеэкономической стратегии России. Это, прежде всего, будет относиться к возможностям получения экспортных доходов, столь необходимых для осуществления реформ. НГК и его потенциальные возможности будут продолжать выступать главным гарантом в нашей политике получения долгосрочных займов и кредитов в странах дальнего зарубежья. Не менее важна роль ТЭК в деле содействия развитию интеграции других стран СНГ с Россией на базе сохраняющейся заинтересованности этих стран в поставках российских топливно-энергетических товаров. «Энергетический фактор» способен содействовать более активной политике России в ее взаимоотношениях с ЕС, США, Японией и другими странами.
  5. Проблемы НГК не носят и не будут носить конъюнктурного характера, они долгосрочны и решаются только в общей увязке с проблемами всего экономического развития России. По этой причине исключительно важна постоянная координация при реализации программ «ЭС-2020» и «Стратегия-2010».
  6. Объемы инвестиций, которые необходимо привлечь в НГК России для решения приоритетных задач экономической стратегии России, столь велики, что делают бессмысленным спор о приоритете тех или иных источников инвестиций. На этом поприще места хватит всем - и частным отечественным структурам, и государству, и иностранным предпринимателям. Вопрос заключается в том, как и где получить инвестиционные средства.
  7. Мобилизация крупных инвестиций для нужд дальнейшего развития НГК может быть осуществлена только в случае существенного изменения инвестиционного климата как для отечественного, так и для иностранного капитала.
  8. Перспективы развития мирового рынка нефти и газа благоприятны для увеличения инвестиций в нефтегазовый сектор России.
  9. Россия имеет достаточную инвестиционную привлекательность, однако необходимы значительные усилия для дальнейшего ее повышения
  10. В заключение хочу отметить, что иностранные нефтяные компании видят в России огромный потенциал. Вот почему они все еще здесь - несмотря на встречающиеся на их пути проблемы. Тем не менее, для того чтобы создать условия привлечения долгосрочных инвестиций в российский нефтегазовый комплекс, необходимо проделать еще много работы.
  11. Создание этих условий - в общих интересах и российских, и зарубежных нефтяных и газовых компаний.

Информация о работе Перспективы развития нефтегазового комплекса России