Понятие и классификация методов менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание

В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица. В «Словаре иностранных слов» менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности

Содержание

Содержание…………………………………………………………………...…...2
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Основные этапы развития менеджмента………………………………5
1.1.Зарождение менеджмента и основные этапы его развития……………….5
1.2.История развития менеджмента…………………………………………....11
1.3. Функции и принципы менеджмента…………………………………….....16
1.4. Понятие и сущность менеджмента………………………………………...26
1.5.Методы и понятие современного менеджмента…………………………..29
Глава 2. Методы и принципы менеджмента…………………………………...34
2.1. Понятие и классификация методов управления…………………………..34
2.2. Основные методы управления……………………………………………..37
2.3. Основные принципы управления…………………………………………..40
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………47

Работа состоит из  1 файл

менеджмент в туризме.docx

— 89.12 Кб (Скачать документ)

- Организация  выполнения плана и контроль. 

Устанавливается связь плановой работы   с   конечной   целью   производства,   удовлетворением   потребностей общества. Существует три основных типа планирования.Стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.Тактическое планирование (средний уровень) - это определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. В основе тактического планирования лежат идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.Оперативное планирование (низший уровень) - это основа основ планирования.В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.Эффективность  планирования     зависит     от     того,     какими     принципами руководствуются при составлении планов.

1) Полнота  планирования - учитываются все события  и ситуации, которые могут иметь  значение для развития организации.

2) Точность  планирования - использование   современных   методов   и   средств   для  обеспечения точности прогнозов.

3) Ясность  планирования - формулировки планов  должны быть доступны всем  членам организации.

4) Непрерывность  планирования - планирование это  не одноразовый акт, а непрерывный  процесс.

5) Экономичность  планирования - расходы на планирование  должны соизмеряться с выгодой от планирования.Реализация планов требует организации, которая представляет следующую  функцию менеджмента.Под организацией понимается процесс:

-Определения рациональных форм разделения труда;

-Распределения работы среди работников, групп работников и подразделений;- Разработки структуры органов управления;

-Регламентации функций, подфункций, работ, операций;

-Установления прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;

-Подбора и расстановки кадров.Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как процесс создания системы, во-вторых, как процесс ее совершенствования, упорядочения.Организация работ - функция, которую должны осуществлять все руководители - независимо от ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. При этом задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать такую организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников.Структура не может оставаться неизменной, потому что меняется как внешнее, так и внутреннее  ее  окружение.Тем не менее, организация управления основывается на ряде основных принципов.Принцип разделения труда. Основной смысл - все виды деятельности предприятия должны быть так определены и сгруппированы, чтобы максимально способствовать достижению поставленных задач. Важно, чтобы сгруппированные виды деятельности соответствовали способностям и побуждениям сотрудников, которые будут их выполнять.Для преодоления отрицательных последствий узкой специализации труда, целесообразно расширение зоны труда, ротация (чередование) работ и привлечение сотрудников к принятию касающихся их решений (стратегия участия).Скалярный принцип. Относится к цепочке прямых должностных отношений руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной властью в организации. Чем отчетливее линия должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективней процесс принятия решения и коммуникации.Принцип диапазона управления. Для каждой управленческой должности существует предельное число сотрудников, которыми в состоянии эффективно руководить один человек. Еще одной важной характеристикой организации управления является уровень централизации (децентрализации) полномочий (власти).

Централизация - концентрация прав на принятие решения  на высшем уровне управления организацией. Децентрализация - передача прав низшим уровням управления.Регулирование-деятельности по устранению отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в заданное состояние посредством оперативного управления производственными процессами, перераспределения материально-технических, финансовых и человеческих ресурсов.Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Теории мотивации основаны на определении потребностей человека и их структуры. Потребность - это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию. К числу таких теорий относят теории, А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда и Ф. Герцберга. Основные теории потребностей: А. Маслоуàфизиологическиеàбезопасностиàсоциальныеàуспехаàсамовыраженияà Д. Мак-КлелландаàвластиàуспехаàпричастностиàФ. Герцбергаàгигиенические факторыàфакторымотивизации.Согласно теории Маслоу, пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминанта определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере частично, потребности нижнего уровня. Однако эта иерархическая структура не является абсолютно жесткой и строгой.Полагая, что классификация потребностей, предложенная Маслоу, не полна, Д. Мак-Клелланд дополнил ее, введя понятия потребностей власти, успеха и причастности.Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры А.Маслоу потребность власти встает между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностями власти чаще всего проявляются как откровенные и энергичные люди, но боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Чаще всего они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Управление организацией часто привлекает людей с потребностью власти, так как это дает им возможность проявить и реализовать ее.Потребность успеха также находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека (что лишь подтверждает его статус), а процессом доведения работы до успешного завершения.Мотивация на основании потребности в причастности очень похожа на предложенную А. Маслоу. Такие  люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди, у которых развита эта потребность, будут увлечены такой работой, которая дает им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностное общение.Ф. Герцберг пришел к заключению, что факторы, действующие в процессе работы, влияют на удовлетворение потребностей. Гигиенические факторы (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения  и характер контроля со стороны начальника) всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов,  таких, как ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей.В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер должен:

- во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют  на поведение сотрудника;

- во-вторых, создать атмосферу, благоприятную  для мотивации работников;

- в-третьих,  активно общаться со своими  сотрудниками, поскольку для того, чтобы был полностью мотивирован  и работал с полной отдачей,  он должен четко представлять  себе, чего от него ждут.

Система стимулирования - это совокупность взаимосвязанных  и взаимодополняющих стимулов, воздействие  которых активизирует деятельность человека для достижения поставленных целей. Стимулы делятся на материальные и нематериальные.Материальные,  в свою очередь,  делятся на денежные  (заработная плата,доплаты, надбавки, ссуды и льготные кредиты) и не денежные, состоящие из социальных (медицинское обслуживание, страхование, путевки, питание, подарки и т. п.) и функциональных (улучшение организации труда, улучшение условий труда).

Нематериальные  стимулы состоят из социально-психологических (общественное признание, похвала, поддержка  и одобрение), творческих (повышение  квалификации, стажировки и командировки) и стимулов свободного времени (гибкий график работы, дополнительный отпуск).В рамках процессуальных теорий мотивации также предполагается мотивирующая роль потребностей, однако сама мотивация рассматривается  с точки зрения того,  что он заставляет человека направлять усилия на достижения различных целей.Таким образом, мотивация зависит от потребностей, ожидания и восприятия работниками справедливого вознаграждения за выполненную работу.

Учет –  фиксирование состояния объекта  управления в конкретный период (учет выполнения производственной программы, наличия материальных и финансовых ресурсов).Анализ направлен на оценку результатов деятельности организации и формирование на этой основе выводов для целей управления. В этой связи разработана методология анализа, которая состоит из различных групп методов. К данным методам относятся:

1)метод сравнения,  при этом рассчитывается отклонение  показателей отчетного периода  от базисного.    

2)методы  обработки рядов динамики, основным  из которых является расчет  темпов роста, который представляет  собой частное деление отчетного  периода на базисный.

3)методы  детерминированного факторного  анализа. К ним относится: метод  цепных подстановок, индексный  и интегральный методы.

Функцию анализа  на предприятии осуществляют экономические  службы. Результаты анализа оформляются  в пояснительной записке к  бухгалтерскому балансу. Контроль, как правило, ассоциируют с властью, «командованием», «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление о контроле уводит в сторону от главного содержания функции контроля. В сомом общем виде контроль можно представить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Контроль - одна из ведущих функций управления. Существует множество формулировок определений функции контроля. Одна из них - контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Контроль способствует успешному функционированию предприятия. Без контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос.Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать деятельность организации для предотвращения кризисного положения. Контроль позволяет фиксировать ошибки, сознательные и несознательные нарушения и исправлять их до того, как они возникнут на пути достижения цели. Вместе с тем контроль позволяет определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна. Эффективное сочетание различных видов контроля с учетов параметров внешней и внутренней среды - залог успешного функционирования организации.Французский предприниматель и исследователь Анри Файоль(1825-1925) рассматривал управление как совокупность принципов, ориентированных на осуществление предпринимательской деятельности и наиболее результативное использование имеющихся ресурсов у предприятия.Принципы управления Анри Файоляàпринципы управленияàразделение трудаàсокращение числа целейàполномочия и ответственностьàдисциплинаàединоначалиеàединство управленияàподчиненность личным интересам общимàвознаграждение персоналаàцентрализацияàскалярная цепьàпорядокàсправедливостьàстабильность рабочего местаàинициативаàкорпоративный дух.

1)Разделение  труда.   Специализация является  естественным  порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях.

2)Сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

3)Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия - там возникает ответственность.

4)Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям   между   фирмой   и   ее   работниками.   Установление   этих   соглашений, связывающих    фирму    и    работников,    из    которых    возникают    дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. 
Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

5)Единоначалие.   Работник   должен   получать   приказы   только   от   одного непосредственного начальника.

6)Единство управления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом, иметь одного руководителя.

7)Подчиненность личных интересов общим. 
Интересы  одного работника или  группы работников  не  должны превалировать  над интересами компании или организации большего масштаба.

8)Вознаграждение персонала. Для того  чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

9)Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

10)Скалярная цепь.   Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой 
поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

11)Порядок. Порядок  - для всего и все на своем месте.

12)Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.

13) Стабильность  рабочего места для персонала.  Высокая текучесть кадров снижает  эффективность организации.

14) Инициатива.   Инициатива  означает  разработку  плана  и   обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

15)Корпоративный дух. Единение  - это сила, а она является результатом гармонии персонала.

Управление  осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются  управляющие органы. В них отражается действие объективных законов и  практика управления, а также определяются требования к конкретной системе, структуре  и организации менеджмента. В  соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются  взаимоотношения между уровнями управления, между организациями  и государством, применяются те или  иные методы управления. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Понятие и сущность менеджмента.

Менеджмент (англ. management - управление, заведование, организация) - это управление производством  или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых  с целью повышения эффективности  производства и увеличения прибыли.

Современный менеджмент включает две неотъемлемые части:

теорию руководства;практические способы эффективного управления, или  искусство управления.Понятие “менеджмент" прочно вошло в нашу обыденную  жизнь и стало привычным для  деловой жизни. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей  и приоритетов.В связи с этим следует подробно остановиться на значении термина “менеджмент". Русское  слово “управление" и английское слово “менеджмент" считаются  синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин “менеджмент", мы следуем установившейся в международной  практике традиции, согласно которой  под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На самом деле термин “управление" не является удовлетворительным заместителем термина “менеджмент" потому, что  в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной  компании. Причем адекватной экономической  основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации  производства или коммерции.Таким  образом, термин “менеджмент “ употребляется  применительно к управлению хозяйственной  деятельностью, тогда как у других целей используются иные термины.В  наших условиях следует употреблять  термины “организация“, “управление" и “администрирование". Тем не менее, государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат.Менеджмент - это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент - это не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т.е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен насоздание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха.Основными составляющими успеха являются:выживание организации в долгосрочной перспективе;результативность;эффективность.

Информация о работе Понятие и классификация методов менеджмента