Понятие и классификация методов менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание

В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица. В «Словаре иностранных слов» менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности

Содержание

Содержание…………………………………………………………………...…...2
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Основные этапы развития менеджмента………………………………5
1.1.Зарождение менеджмента и основные этапы его развития……………….5
1.2.История развития менеджмента…………………………………………....11
1.3. Функции и принципы менеджмента…………………………………….....16
1.4. Понятие и сущность менеджмента………………………………………...26
1.5.Методы и понятие современного менеджмента…………………………..29
Глава 2. Методы и принципы менеджмента…………………………………...34
2.1. Понятие и классификация методов управления…………………………..34
2.2. Основные методы управления……………………………………………..37
2.3. Основные принципы управления…………………………………………..40
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………47

Работа состоит из  1 файл

менеджмент в туризме.docx

— 89.12 Кб (Скачать документ)

С этих позиций  менеджмент предстает как сложная  система данных науки управления, опыта лучших управляющих мира и  искусства управления.

Как система  научных данных менеджмент - это  совокупность философий, моделей, стратегий, принципов, методов и стилей управления организацией, производством и персоналом в целях повышения ее эффективности  и роста прибыли. Сущность менеджмента -- Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия. «Кольцо управления» -- Управление включает три аспекта:

"кто"  управляет "кем" (институциональный  аспект);

"как"  осуществляется управление и  "как" оно влияет на управляемых  (функциональный аспект);"чем"  осуществляется управление (инструментальный  аспект).Пожалуй, центральным моментом  роли менеджера в управлении  является понимание им своей  общей компетенции. Ясно, что общая  компетенция менеджера не может  представлять из себя простую  сумму частных компетенций сотрудников.  Однако эти компетенции, безусловно, связаны друг с другом. Менеджер  должен обладать той суммой  знаний из частных компетенций,  которая позволяет принимать  ему оперативные и стратегические  решения, т.е. знать основы взаимозависимости  частных компетенций, их значимость  в бизнес-процессе, ключевые ресурсные ограничения и риски, связанные с ними.В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения, выполняющие следующие основные задачи в управлении:сопоставление существующего состояния с желаемым ("Где мы?" и "Куда идем?");формирование руководящих требований к действиям ("Что надо сделать?");критериев принятия решений ("Какой путь лучший?");инструментов контроля ("Куда мы в действительности пришли и что из этого следует?"

 

Необходимые для управления организациями ресурсы: К ресурсам, необходимым для управления организациями, относятся:материальные ресурсы (земля, здания, помещения, оборудование, оргтехника, транспорт, коммуникации) и т.д.;финансовые ресурсы (счета в банках, наличность, ценные бумаги, кредиты и т.д.); людские ресурсы (персонал);

информационные  ресурсы;временные ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Методы и понятие современного  менеджмента.

Понятие "МЕНЕДЖМЕНТ" в последнее  время  все  чаще  и  чаще употребляется в  русском языке.  Открываются "школы менеджеров", создаются "клубы менеджеров",  проводятся "семинары менеджеров", но редко люди отдают себе отчет в том,  что же именно скрывается за этим красивым словом. Слова "менеджер"  и "менеджмент" употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является  человек,  организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами. В литературе менеджмент определяется как управление  производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности. В связи с этим возникает вопрос:  есть ли для нас необходимость не  только  изучать,  но и вообще употреблять понятие "менеджмент", если в русском языке существует термин  "управление", а проблемы  управления производством достаточно полно раскрыты в отечественной литературе.  Действительно,  эти  понятия  кажутся идентичными, но в силу исторических,  политических и ряда других причин их сущность далеко неодинакова. В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски “управление” - функция, вид деятельности по руководству людбми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. А управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов менеджмента (иначе говоря, методов управления), от степени их соответствия объекту управления, складывающейся управленческой ситуации, характера решаемых проблем. Метод управления - это совокупность однородных приемов и операций целенаправленного воздействия на объект управления для достижения поставленной цели и вытекающих из нее задач. Сложность и изменчивость объектов управления обуславливает многообразен и взаимозависимость методов менеджмента. Классификация методов осуществляется по различным признакам. Весьма полезна для теории и практики управления классификация методов менеджмента на административные, экономические, информационные, психологические, социологические и др. Для административных методов управления организацией свойственно следующее. Все виды административных методов основываются на нормативно закрепленных организационных отношениях подчиненности между субъектом и объектом системы управления, а также на зафиксированных условиях функционирования организации, допустимых отклонениях от заданного режима, наконец, пределах дозволенного и недозволенного поведения участников управленческого процесса и воздействия на них в случае нарушения соответствующих ограничений. С другой стороны, с использованием административных методов формируется система управления, устанавливаются устойчивые связи и отношений, нормативы выполнения работ, права и ответственность подразделений организации, отдельных работников и т.д. Эта вторая сторона административных методов отражает их организационно стабилизирующую направленность. Информационные методы управления заключаются в доведении до сведения объектов управления определенных сведений, значимых для его трудовой деятельности, поведения, формирования его предпочтений в различных сферах и т.д. В общем случае объект управления может и не осознавать значимости и следствий получаемых им сведений. В качестве непосредственного объекта воздействия при использовании информационных методов управления выступает информационная сфера человека. Информационные методы позволяют формировать и изменять представления, степень осведомленности, информационное состояние объекта управления, устанавливать в его сознании устойчивые связи и тем самым воздействовать на его психическое состояние, мотивационную сферу, стимулировать его к требуемым для субъекта управления решениям и действиям. Для получения результата от воздействия информационных методов управления обычно требуется время Социологические методы предполагают исследования общественного мнения по важнейшим вопросам функционирования организации. Число таких вопросов могут относиться, в частности, изменение имиджа организации, уточнение конкурентной стратегии, расширения сферы или региона деятельности, корректировка режима секретности, стратегия развития организации, механизм установления надбавок к заработной плате и порядок премирования работников и др. Изучаются также характер взаимоотношений между работниками, их мотивация к труду, причинны возникающих конфликтов, влияние условий работы на ее эффективность, особенности складывающейся корпоративной культуры. В этих целях применяются анкетирование, опросы, наблюдения и самонаблюдения, изучение документов и иные методы, результаты обследований рассматриваются в качестве важной составной части обоснования для принятия решений. Психологические методы управления основываются на знаниях в области психологии личности, социальной психологии, экстремальной психологии, криминальной, психологии, конфликтологии. Использование психологических методов предполагает сугубо индивидуальных подход к объекту управления. Средства и методы психологии позволяют, в частности, оценить менеджерские способности, мышления, волевые качества, фактор совести, выявить деловую мотивацию работника и иные его характеристики, имеющие значение для исполнения им служебных обязанностей и оказание на него управляющего воздействия.

Принципиально различаются следующие группы методов  управляющего воздействия — метод  убеждения и метод принуждения. Метод убеждения служит для того, чтобы склонить или побудить объект управления кповедения и действиям, желательным для субъекта управления (менеджера). В составе метода убеждения уделяются методы склонения и методы побуждения. Метод склонения заключается в том, что менеджер с помощью разного рода аргументов и фактов объясняет подчиненному (объекту управления) целесообразность выполнения данного решения и таким образом склоняет его действовать способом, который не как не связан с потребностями и мотивацией исполнителя. Противоположность этому использование метода побуждения означает, что менеджер, приводя свои обоснования и соображения, подталкивает объект управления к действию, к тем или иным образом сочетающимся и соответствующим собственным потребностями, мотивами, стремлением исполнителя. Таким образом, используются, главным образом информационные, психологические, а также экономические.

Метод принуждения предполагает управляющее воздействие на объект управления преимущественно с использованием властных полномочий субъекта управления. В результате подчиненный совершает требуемые действия, выполняет поставленную задачу даже вопрекисвоей воли и желанию. В числе разновидностей принуждения порицание, внушение, наказание. В составе методов принуждения - главным образом административные методы, на практике используются также информационные и психологические методы.

Вклассификациям методы менеджмента разделяются: методы формального воздействия опираются на соответствующие организационные структуры и связано с использованием субъектом управления имеющихся у него властных полномочий, своего должностного положения. Эти методы имеют точно определенную нормативно-правовыми актами форму реализации, их применение строго регламентировано. Методы неформального воздействия не предполагают опору на организационные структуры, властные полномочия. Они базируются, в основном, на разного рода моральных стимулах, при этом используются убеждения, авторитет руководителя, межличностные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы и принципы менеджмента.

2.1. Понятие и классификация методов управления.

Методом управления называется совокупность приемов, способов осуществления целенаправленного  воздействия на производственный коллектив  и пути решения управленческих задач. Это совокупность инструментов, приемов, осуществления мотивации.Методы управления отличаются, прежде всего, мотивационной  характеристикой, определяющей направление  воздействия на объект управления. Выделяются следующие направления  воздействия.

1.Направление, ориентированное на чувство долга, осознанную необходимость соблюдения дисциплины труда, подчинение своей деятельности общим целям организации, стремление работать в данной организации. Такое воздействие базируется на власти, ответственности, дисциплине и формирует единство взглядов, интересов и действий персонала. Оно является прямым, непосредственным и не способно полностью мобилизовать творческую активность коллектива.

2. Воздействие  на материальные интересы, при  использовании материальной мотивации.  Здесь применяются как материальное  вознаграждение, так и материальные  санкции.

3.Нравственное воздействие, воздействие на духовные интересы. Социальная мотивация опирается на политические, моральные, национальные, семейные, идеологические и другие социальные интересы. Роль этого направления возрастает. Использование социальной мотивации отличается сложностью и большей неопределенностью конечного эффекта по сравнению с другими направлениями воздействия.Классификация методов управления по их мотивационным характеристикам включает три группы методов.

Первая группа - это организационно-распорядительные или административные методы управления. Они ориентированы на первую группу мотивов поведения людей в организации. Их отличает прямой характер воздействия. Осуществляются данные методы в форме приказов, распоряжений, норм, правил, принципов, команд, регламентирующих и административных актов. Эти методы определяют место работников в процессе производства и управления, их права, обязанности, ответственность, взаимосвязи в процессе производства и управления, координацию действий, оценку эффективности труда. Реализация данных методов предполагает наличие организационной структуры с каналами прямого и обратного воздействия.

Вторая группа методов - экономические. Они имеют  косвенный характер воздействия  на объект управления, поэтому силу воздействия и конечный эффект определить трудно. Эти методы создают благоприятные  условия для проявления творческой активности персонала. Данные методы объединяют все формы материального стимулирования. Необходимо помнить, что необоснованное материальное вознаграждение приводит к отрицательным результатам, снижает  общую силу воздействия. Здесь важно  определить "порог чувствительности" премиального вознаграждения. Это минимальный  размер материального вознаграждения, побуждающий к повышению трудовой активности. Порог чувствительности даже у одного и того же человека меняется под влиянием большого числа  факторов (возможность более полного  удовлетворения потребностей, характер потребностей, затраты труда и  рабочего времени, а также состояние  экономики в целом, в частности  потребительского рынка).

Третья группа - это социально-психологические  методы управления. Они основаны на использовании социального механизма  коллектива. В его состав входят неформальные группы, роль и статус личности, системы взаимоотношений, социальные потребности и другие социальные аспекты. Социально-психологические  методы прямо или косвенно направлены на повышение творческой активности и инициативы всех работающих в организации. Это поощрение изобретательской и рационализаторской деятельности, воспитание группового самосознания коллектива, сохранение и развитие традиций и  обычаев данной организации, установление в коллективе благоприятной психологической атмосферы, вовлечение работников в управление, комфортные условия труда, обучение работников и т.д.Условием эффективного управления является комплексное использование всех трех групп методов управления. Хотя необходимо подчеркнуть, что повышение управленческой культуры предполагает отказ от широкого применения административных методов и овладение богатым арсеналом социально-психологических методов управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Основные методы управления.

1. Экономические  методы управления

Это система  приемов и способов воздействия  на исполнителей с помощью конкретного  соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.

В качестве основных методов управления здесь  выступает система заработной платы  и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда  менеджера целесообразно связать  с результатами его деятельности в сфере ответственности или  с результатами деятельности всей фирмы.

2. Организационно-распорядительные  методы управления.

Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении. К числу организационных  методов относят: организационное  проектирование, регламентирование, нормирование. При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения. При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются  конкретные исполнители и сроки  выполнения. Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а  распорядительные относятся большей  частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных. Сущность организационного регламентирования состоит в  установлении правил, обязательных для  выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав  фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы  расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы. Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм. Распорядительные методы реализуются в форме: приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды, рекомендаций. Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.

3. Социально-психологические  методы управления.

Поскольку участниками  процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с  другими методами управления. К ним  относятся: моральное поощрение, социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных  и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата  в коллективе.

4. Мотивация  исполнителя. Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей:

знать (информация о целевых установках или мероприятиях, по которым принято решение); сметь (эти установки и мероприятия  должны быть "допустимыми" для  исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этических норм); мочь (исполнители должны иметь средства для выполнения порученного); хотеть (они должны быть мотивированы). Под  мотивом понимают побуждение человеческого  поведения, базирующееся на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов. Мотивы человеческого поведения  имеют определенную иерархию (она  обычно называется "пирамидой Маслова"). Прежде всего, следует обеспечить сотрудника: возможностями выполнить работу, определить его рамки действий, четко  сформулировать цели и задачи, создать  окружение, способствующее выполнению задачи (предоставить средства, необходимую  информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей). Пирамида Маслова -- Мотивы самореализацииà мотивы самоуваженияà социальные мотивыàмотивы безопасностиà физиологические потребности.

Пути удовлетворения потребностей по Маслову – потребности (пути удовлетворения) àсамовыражение, самоуважение (реализация своего потенциала, получение новых знаний, расширение области полномочий)àуважение, признание со стороны окружающих (компетентность в своей профессии, самостоятельность, право принимать решение) àсоциальные (принадлежность к родственной по духу группе).

Мотивационное управление концентрируется: на влиянии  на состояние мотивации (степени  идентификации сотрудника с фирмой, формировании его мотивов), на чувстве  его собственного достоинства (уважения как личности, сообщения о его  значении для фирмы, ожиданиях результатов  от его деятельности); на приведении мотивов в действие (обсуждаются  личные интересы и возможности сотрудника); на усилении мотивов; на оценке работы и аттестации (пересмотр зарплаты, рост, дополнительные выгоды); на удовлетворении потребностей; на обеспечении процесса мотивации.

Информация о работе Понятие и классификация методов менеджмента