Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 21:13, реферат
Целью данной работы является рассмотрение основных направлений и показателей регулирования уровня жизни, а также особенностей белорусской модели регулирования уровня жизни.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие уровня жизни населения,
2. показатели уровня жизни населения;
3. рассмотреть социально-экономические тенденции и проблемы регулирования уровня жизни в Республике Беларусь.
Введение
1 Понятие и показатели уровня жизни населения
1.1 Понятие и сущность уровня жизни населения
1.2 Показатели уровня жизни населения
2 Обобщающие индикаторы уровня жизни населения
3 Уровень жизни в Республике Беларусь: социально-экономические тенденции и проблемы
3.1 Показатели уровня жизни в Республике Беларусь
3.2 Пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение
1. Понятие и показатели уровня
жизни населения
1.1 Понятие и
сущность уровня жизни
Уровень и качество жизни населения являются обобщающими показателями не только социальной политики, но и развития экономической системы в целом.
Понимание категории
«уровень жизни» формировалось долгие
годы. Еще 50 лет назад Комитет
экспертов ООН рекомендовал понимать
под этим термином фактически сложившиеся
условия жизни населения, включающие,
наряду с материальными условиями,
здоровье людей, занятость, условия
труда, уровень человеческой свободы.
Тогда же при изучении уровня жизни
населения использовали показатели
«жизненный стандарт», соответствующий
по своему содержанию «бюджету высокого
достатка», и «норма жизни» («минимальный
потребительский бюджет»). Проблемой
оценки уровня жизни занимались советские
ученые, хотя в их исследованиях
чаще встречалось понятие «
На современном этапе одни ученые рассматривают уровень жизни как оценку степени удовлетворения измеримых потребностей, другие -- как компоненту образа жизни, третьи -- как «уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления». В документах ООН отмечается, что уровень жизни -- это уровень удовлетворения потребностей населения, обеспеченный массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.
Наиболее часто в научной литературе встречается более широкое понимание этой категории, в соответствии с которым уровень жизни отражает развитие физических, духовных и социальных потребностей населения, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей [8, с. 16].
Таким образом, категория
«уровень жизни» может рассматриваться
в узком смысле слова, как уровень
потребления благ и услуг, а также
в широком смысле, включающем весь
спектр социально-экономических
Системами, которые
образуют основой категории «уровень
жизни» являются разнообразные человеческие
потребности, которые представляют
собой нужду человека в чем-либо.
Природа потребностей очень разнообразна.
С одной стороны, человек -- это
биологическое существо, которое
имеет физиологические
Из всего многообразия
потребностей целесообразно выделить
семейные. Они близки к личным, но
круг их шире, поскольку у семьи
возникают дополнительные нужды, обусловленные
совместным ведением хозяйства и
воспитанием детей: острее становится
необходимость иметь отдельное
жилье, предметы хозяйственного обихода,
возникают потребности в
Следует также
различать реальные и нормативные
потребности. Реальные потребности -- это
потребности конкретных людей или
групп в получении
В зарубежной научной
литературе при оценке уровня жизни
используется понятие «средний класс».
Средний класс занимает центральное
место в структуре современного
западного мира, это каркас общества,
выполняющий функцию его
Т. Малеева делит данную труппу населения на три категории. Первая -- лица с относительно высоким профессиональным статусом, хорошим образованием и должностной позицией; вторая -- со средним материальным положением; третья -- люди, которые сами себя относят к среднему классу».
Т. Сулимова выделяет четыре признака среднего класса:
1) наличие собственности
в виде накопленного имущества
(средние и мелкие предприятия,
2) высокий уровень
образования (высшее или
3) доход, близкий к среднему по стране;
4) профессиональная деятельность, имеющая достаточно высокий престиж в обществе.
Основные задачи и направления изучения уровня жизни следующие:
1) общая и всесторонняя
характеристика социально-
2) анализ характера
степени влияния различных
3) выделение и
характеристика
Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).
Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития.
Еще у древних
римлян одним из главных девизов
был такой: "Благо народа -- высшая
цель". Благо народа и есть критерий
прогресса. Особую значимость этот критерий
приобретает в рыночной экономике,
где центральной фигурой
Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.
Условия жизни можно разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта -- это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т. д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время -- часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.
Возможны три аспекта изучения уровня жизни: применительно ко всему населению; к его социальным группам; к домохозяйствам с различной величиной дохода.
1.2 Показатели уровня жизни населения
Уровень жизни невозможно выразить с помощью единственного критерия, поскольку в каждом направлении исследования этого явления присутствуют объективные и субъективные начала. Так, потребность человека в пищевых веществах, витаминах, минеральных солях является абсолютно объективной, тогда как набор продуктов, составляющих этот комплекс веществ, субъективен. Вследствие этого количественная оценка потребностей затруднена, и характеристика уровня жизни осуществляется с использованием множества показателей, каждый из которых отражает одну из сторон жизнедеятельности человека.
По методам измерения они делятся:
- на статистические,
полученные на основе
- нормативные,
разработанные на основе
- аналитические, получаемые расчетным путем на основе, статистических и нормативных показателей;
- оценки, полученные на основе опросов населения;
- экспертные оценки специалистов.
Показатели уровня жизни могут измеряться в натуральных единицах (среднедушевое потребление мяса в год, кг), в текущих или сопоставимых ценах (доходы, объем товарооборота). Существуют классификации показателей по отдельным признакам.
К общим показателям относятся, например, размеры национального дохода на душу населения, к частным -- уровень и способы потребления, условия труда и т.д. Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей. Объективные показатели имеют объективную базу, субъективные основаны на мнении людей.
Количественные
показатели характеризуют объем
потребления конкретных материальных
благ и услуг, качественные -- качественную
сторону благосостояния населения.
Система показателей уровня жизни
населения различается по странам,
но основные ее разделы строятся на
основе классификации ООН и
Основные сравнительные
социально-экономические
1. Население: плотность проживания на 1 км2, рождаемость, смертность; половозрастная структура, период удвоения численности населения.
2. Занятость: уровень
трудовой активности, доля работающих
по найму, структура по
Информация о работе Понятие и показатели уровня жизни населения