Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 21:13, реферат
Целью данной работы является рассмотрение основных направлений и показателей регулирования уровня жизни, а также особенностей белорусской модели регулирования уровня жизни.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие уровня жизни населения,
2. показатели уровня жизни населения;
3. рассмотреть социально-экономические тенденции и проблемы регулирования уровня жизни в Республике Беларусь.
Введение
1 Понятие и показатели уровня жизни населения
1.1 Понятие и сущность уровня жизни населения
1.2 Показатели уровня жизни населения
2 Обобщающие индикаторы уровня жизни населения
3 Уровень жизни в Республике Беларусь: социально-экономические тенденции и проблемы
3.1 Показатели уровня жизни в Республике Беларусь
3.2 Пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
3. Уровень жизни:
душевое производство ВВП,
4. Душевое потребление
мяса, зерна и риса, энергии, в
том числе в домашнем
5. Индекс потребительских цен.
6. Здоровье: детская
смертность, общая предстоящая
7. Образование;
доля школьников и студентов
от общей численности
В большинстве стран мира разработаны аналогичные системы показателей уровня жизни, имеющие некоторые особенности. Российские ученые предлагают несколько вариантов измерителей уровня жизни населения. Так, Б.А. Райзберг рекомендует использовать структуру и уровень потребления основных видов благ и услуг в расчете на 1 человека, величину денежных доходов населения, имущественные и денежные накопления населения, среднюю продолжительность жизни, уровень и качество свободного времени. Существуют системы индикаторов жизненного уровня Л.И. Бушуевой, Н.Н. Абакумовой и Р.Я. Подоваловой.
В Беларуси оценка уровня жизни осуществляется по трем направлениям.
1. Распределение
и дифференциация населения по
уровню доходов (ряд
2. Уровень и
распределение низких доходов
(величина прожиточного
3. Исследование
Баланса денежных доходов и
расходов населения (доходы и
их структура, расходы и их
структура, превышение
Некоторые ученые предлагают дополнить указанную систему оценок показателями по блокам «Система социальной защиты», «Социальная сфера», «Окружающая среда», «Валовой региональный продукт».
Важнейшим показателем,
характеризующим уровень и
2. Индикаторы уровня жизни населения
Обобщающие индикаторы
уровня жизни представляют собой
определенного вида сверстку оценок
более частных свойств и
В международной
практике уже в 60-х годах проводились
обширные исследования в области
определения обобщающих социальных
индикаторов, предпринимались попытки
построения единых систем. Однако ввиду
отсутствия однозначной трактовки
понятия «уровень жизни» данные системы
не могли быть оптимальными и служить
эффективным инструментарием
В конце 60-х - начале 70-х годов разработка единой системы социальных индикаторов была предпринята Международной организацией труда (МОТ). Концептуальным подходом к ее созданию явилась выработка определенных стандартов основных потребностей по двум направлениям:
- минимальные
потребности семей в отношении
личного потребления (
- основные услуги,
предоставляемые обществом (
Ориентация только
на основные потребности без учета
субъективных характеристик качества
жизни со стороны населения, а
также попытка разделить
В 70-е годы система социальных показателей разрабатывалась как по линии Организации Объединенных Наций (ООН), так и по линии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В обоих случаях ставилась цель: опираясь на принятые в мировой практике социальные приоритеты, создать такую систему универсальных индикаторов, которая должна учитывать объективные условия жизни и одновременно отражать субъективное восприятие их членами общества. Приоритеты социальной политики были разбиты на девять направлений (блоков) развития, каждый из которых регулируется специальным механизмом и отслеживается посредством соответствующих показателей.
В общем виде система социальных приоритетов, разработанная ОЭСР, имеет вид:
1) здоровье;
2) развитие личности путем обучения;
3) занятость и качество трудовой жизни;
4) свободное время и досуг;
5) экономическое положение личности;
6) благоприятная окружающая среда;
7) социальное окружение;
8) обеспечение безопасности и правосудия;
9) участие в общественной жизни [1].
Кроме того, в качестве
приоритетных направлений социального
контроля применительно к потребностям
международной системы
Методологические
подходы построения социальных систем
ООН и ОЭСР были положены в основу
создания официальной американской
системы «Социальные
Методическим новшеством данной системы было введение понятия «конечный результат» (output discriptive indicator). В качестве информации предлагалось использовать не все ряды «свободных» статистических данных, а лишь те, которые отражают связи с важнейшими прошлыми или наиболее вероятными будущими событиями. Именно на пересечении ориентиров возникает возможность оценить явление, выработать по отношению к нему обоснованное суждение.
Система «Социальные показатели» состоит из 167 показателей, подразделенных на 7 блоков: «Здоровье»; «Общественная безопасность»; «Образование»; «Труд»; «Доход»; «Жилище»; «Досуг-рекреация».
Все они условно могут быть охарактеризованы как:
- описательные
показатели конечного
- показатели социальных
условий изменения
- аналитические показатели выбора ценностей.
В процессе сбора
информации, фиксируемой в системе
социальных показателей, важную роль играют
социологические процедуры. Так, в
блоке «Образование» уровень
информированности школьников определяется
по итогам общенациональных школьных
тестов. Широко практикуются выборочные
опросы для сбора информации по показателям
удовлетворенности в блоках «Труд»
и «Жилище». Сочетание статистических
и социологических подходов способствует
практическому ориентированию информации
и взаимному сопоставлению
Впоследствии данная система была дополнена новыми разделами: «Семья», «Социальная безопасность и благосостояние», «Социальная мобильность и благосостояние». Кроме того, «Показатели-1976» и «Показатели- 1982» уже содержали международные сравнения по основным блокам системы. Отобранные данные рассматриваются как главные показатели стабильности социальных параметров общества, как основа прогнозирования динамики относительно установленных критериев. Главные показатели социальной конъюнктуры в каждом фрагменте информации отражают качество целостного объекта (отношение к минимально допустимому уровню). Движение к нормативным пределам рассматривается как сигнал неблагополучия.
Характеризуя
специфику системы «Социальные
показатели», необходимо отметить, что
она выдержана в духе структурно-функциональной
методологии. Она не вскрывает социально-
На основе созданных ООН, ОЭСР, а также американских систем социальных показателей для международных сопоставлений в 70-80-х годах началась дальнейшая разработка подобных систем на национальных уровнях.
Например, в Японии социальные индикаторы разрабатываются Институтом экономических исследований и публикуются, как правило, в «Белых книгах по вопросам жизни народа». Впервые система социальных индикаторов появилась в «Белой книге» за 1969 г. Она состояла из 15 индикаторов, сгруппированных в два показателя уровня жизни и состояния жизненной среды. Показатель уровня жизни рассчитывался как итог семи отдельных индикаторов (питание, здоровье, образование, использование свободного времени, жилищные условия, безопасность, социальное обеспечение), каждый из которых объединял, в свою очередь, несколько компонентов.
Министерство труда Японии разработало «комплексный показатель благосостояния рабочих» с целью получения количественных оценок в тех сферах социальной жизни, где невозможно применение денежных показателей. Он включил четыре группы социальных индикаторов:
1) положение в сфере найма рабочей силы (развитие способностей, возможности найма, стабилизация занятости);
2) условия труда
(безопасность, санитария, отношения
между трудом и капиталом,
3) доходы - имущество;
4) личная жизнь
(жилищные условия, проезд на
место работы, здоровье, безопасность,
досуг). Их особенностью было
Для оценки уровня жизни населения в России в 1996 г. разработаны Методологические положения по статистике Российской Федерации. Система оценки уровня жизни в России, а также в Беларуси, согласно Методологическим положениям, включает:
1) показатели распределения
и дифференциации по уровню
доходов населения (ряд
2) показатели, характеризующие
уровень и распределение
3) баланс денежных
доходов и расходов населения
(доходы и их структура,
Однако вышеприведенная система оценки уровня жизни, по мнению некоторых российских ученых, является неполной, так как в ней отсутствуют важнейшие индикаторы, оценивающие состояние социальной сферы и окружающей среды, а также характеризующие общий экономический рост и подходы к межрегиональным сравнениям. Поэтому следует дополнить принятую статистическую систему оценок показателями по блокам «Система социальной защиты», «Социальная сфера», «Окружающая среда», «Валовой региональный продукт».
В 1997 г. Статистический
комитет СНГ на основе рекомендаций
Статистической комиссии ООН для
целей анализа социального
Исходя из задачи сравнительного экономико-статистического анализа уровня жизни населения стран, показатели модельного набора сопровождаются согласованной методологией их исчисления.
Модельный набор представляет собой систему из пяти разделов, включающих 27 показателей, среди которых [1]:
1) интегральные
индикаторы уровня жизни (
2) показатели материальной
обеспеченности населения (
3) личное потребление (уровень и структура);
4) жилищные условия населения;
5) показатели социальной напряженности.
В отличие от минимального набора социальных данных Статкомиссии ООН в систему не включен показатель валового внутреннего продукта на душу населения, поскольку в его структуре содержатся элементы, прямо не связанные с уровнем жизни (расходы на содержание армии, государственного аппарата и т.д.).
Предлагаемый
модельный набор далеко не исчерпывает
всех показателей уровня жизни населения.
Главным критерием при отборе
характеристик уровня жизни было
наличие показателей в
Вступление человечества
в XXI век, век новых высоких технологий,
идеалов и общечеловеческих ценностей,
потребовало изменений в
Информация о работе Понятие и показатели уровня жизни населения