Понятие и сущность предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:29, курсовая работа

Описание

Предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.
Цель данной работы заключается в изучении предпринимательства и основных форм его организации.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность предпринимательства
2. Основные формы предпринимательской деятельности в России
3. Малое предпринимательство в России
Заключение
Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.docx

— 892.11 Кб (Скачать документ)

Академия  Бюджета и Казначейства Министерства Финансов Российской Федерации (Университет)

Кафедра Экономическая теория 
 
 
 
 

Предпринимательство и его основные формы 
 
 

                  Курсовая  работа

                студентки группы 1МЭ1,

              Готмановой  Анастасии Андреевны

              Научный руководитель

                  Доцент, к.э.н.,

                Терская Галина Алексеевна 
                 

Москва 
2011

Содержание 
 

Введение

1. Понятие и  сущность предпринимательства

2. Основные формы  предпринимательской деятельности в России

3. Малое предпринимательство  в России

Заключение

Использованная  литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение     

 

     Предпринимательство - неотъемлемый элемент современной  рыночной системы хозяйствования, без  которого экономика и общество в  целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели  представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и  в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.

     Предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной  собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные  предприниматели близки к большей  части населения и составляют основу среднего класса, являющегося  гарантом социальной и политической стабильности общества.

     География устойчивого развития предпринимательства  постоянно расширяется, хотя и сохраняется  неравномерность его распространения: более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено  в восьми субъектах России, около  четверти - в Москве. Предприниматели  за годы экономических преобразований приобрели опыт ведения бизнеса. Повысился профессиональный уровень  многих предпринимателей и управленцев. В целом произошла сегментация  рынков, появилось больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг, улучшается качество продукции пищевой и  легкой промышленности. То же можно  сказать и о сфере услуг  в крупных городах. Вместе с тем, по-прежнему невелика доля производственного  сектора, слабо внедряются новые  технологии. Отдельные примеры выпуска  высококачественных товаров до сих  пор не решают проблему низкой конкурентоспособности  основной продукции малых предприятий.

     Цель  данной работы заключается в изучении предпринимательства и основных форм его организации. 
 
 
 
 
 
 

Понятие и сущность предпринимательства 

    Предпринимать - затевать, решаться

   исполнить   какое-либо  новое  дело,

   приступать к совершенью чего-либо 

значительного                             

    В. И. Даль   

     Что же имеется в виду под понятиями «предприниматель» и «предпринимательство»?

     Эти  понятия  в  современном  смысле  впервые  употребил английский экономист конца XVII — начала XVIII в. Ричард Кантильон.1 Он высказал мнение, что предприниматель — это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.

     К сожалению, надо отметить, что классики — основатели экономической науки не очень интересовались фигурой предпринимателя. Предпринимательская деятельность не стала предметом их научного анализа. Английские ученые-экономисты А. Смит (1723—1790) и Д. Риккардо (1772-1823) представляли экономику как саморегулируемый механизм, в котором творческому предпринимательству не находилось места. Вместе с тем в своем основном труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) А. Смит уделил внимание характеристике предпринимателя.  Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложения капитала в то или иное дело всегда содержит в себе элемент риска. Предпринимательская прибыль и есть, по Смиту, компенсация собственнику за риск. Предприниматель сам планирует, организует производство, реализует выгоды, связанные с разделением труда, а также распоряжается результатами произведенной деятельности.

     Д. Риккардо видел в капитализме абсолютный, вечный, естественный способ производства, а предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного хозяйствования.

     Лишь на рубеже XIX—XX вв. начиналось осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист А. Маршалл (1907—1968) первым добавил к упомянутым трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор — организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции.

     По-новому взглянул на эту проблему английский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. Ф. Хайек (1899—1984). По его мнению, сущность предпринимательства — это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности.2 Последний тезис представляется очень важным.

     Ряд функций, таких, как принятие решения, несение ответственности, связывают предпринимательство с управленческой деятельностью. Вместе с тем отождествлять предпринимателя с менеджером не следует. Функциональная сущность того и другого различна. С одной стороны, понятие «предпринимательство» шире понятия «управленческая деятельность». С другой — эффективное управление (менеджмент) со всеми его современными функциями по силам не каждому предпринимателю. Хорошо об этом сказано в широко известной книге об основах менеджмента: «Такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т.е. то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствует о возможностях того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как   она становится больше»3.

     Основное  качество менеджера — способность «внести организованность в неструктурированную организацию» — далеко не всегда присуще даже преуспевающему предпринимателю. Вот почему нередко на новом предприятии, особенно крупном, на смену предпринимателю-новатору приходит хороший управляющий — менеджер.

     Подводя итоги, можно сказать, что в сегодняшних условиях понятия «предприниматель» и «менеджер» нередко совпадают, хотя один из них — собственник, а другой — управляющий. На деле многие собственники выполняют функции менеджеров, и немало менеджеров стали собственниками управляемых ими средств производства.

     Вплотную  к понятию «предприниматель»  примыкает и понятие «предпринимательство». Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

     Интересно проследить эволюцию термина «предприниматель» (в средние века — антрепренер) и «предпринимательство»4

•          1725 г. Ричард Кантильон: предприниматель — это человек, действующий в условиях риска;

•          1797 г. Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием;

•          1876 г. Френсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям;

•          1934 г. Йозеф Шумпетер: предприниматель — это новатор, который разрабатывает новые технологии;

•          1961 г. Дэвид Маклелланд: предприниматель — это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска;

•          1964 г.  Питер Друкер: предприниматель — это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой;

•          1975 г. Альберт Шапиро: предприниматель — это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы. Действуя в условиях риска, он несет полную ответственность за возможную неудачу;

•          1985 г.  Роберт Хизрич: предпринимательство — процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель — это человек, который затрачивает на это все  необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

     А вот как трактуется понятие «предпринимательство» в Энциклопедическом словаре предпринимателя: «Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица»5

     Субъектами  предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица становятся субъектами предпринимательства обычно путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд.

     Объединения партнеров как субъекты предпринимательства  могут принимать форму различных  хозяйственных ассоциаций: арендных коллективов, акционерных обществ открытого и закрытого типов, различных товариществ и др.

     Для развития в России предпринимательства  существенное значение имеет понимание  того, что не любое новое дело является предпринимательством. Предпринимательство  в первую очередь связано с  эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей. Основная функция предпринимательства  в России должна состоять в том, чтобы  производить, "доводить" до конкретных потребителей товары, услуги, работы и  получать за это материальное и моральное  вознаграждение.

     Для формирования предпринимательства  необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др. Экономические  условия - это предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

     На  экономическую обстановку существенно  влияют наличие и доступность  денежных ресурсов, величина заемных  средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые  готовы предоставить им кредитные учреждения.

     Всем  этим занимается множество разнообразных  организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели  могут устанавливать деловые  взаимоотношения и вести коммерческие операции.

     Вплотную  к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего - это стремление покупателей  приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности  могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные  нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие  на образ жизни потребителей и  на его спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в  свою очередь определяет его отношение  к величине заработной платы и  к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

     Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей  правовой среды. Поэтому большое  значение имеет создание необходимых  правовых условий. Здесь имеется  в виду наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные  условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура  открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении  мотивации производственной предпринимательской  деятельности, развития совместной деятельности отечественных предпринимателей с  зарубежными. Сюда входят и создание региональных центров поддержки  малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Важную роль играет также  подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

Информация о работе Понятие и сущность предпринимательства