Понятие и сущность предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:29, курсовая работа

Описание

Предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.
Цель данной работы заключается в изучении предпринимательства и основных форм его организации.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность предпринимательства
2. Основные формы предпринимательской деятельности в России
3. Малое предпринимательство в России
Заключение
Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.docx

— 892.11 Кб (Скачать документ)

•  об основаниях и о порядке исключения из членов кооператива;

•  о  порядке образования имущества  кооператива;

•  о  перечне филиалов и представительств кооператива;

•  о  порядке реорганизации и ликвидации кооператива.

      В уставе кооператива могут содержаться  и другие необходимые для его  деятельности сведения, не противоречащие законодательству.

Органами  управления кооператива являются общее собрание его членов, наблюдательный совет и исполнительные органы — правление и (или) председатель кооператива. Высший орган управления кооперативом — общее собрание его членов, которое вправе рассматривать и принимать решения по любому вопросу образования и деятельности кооператива. Общее собрание членов кооператива правомочно принимать решения, если на данном собрании присутствует более 50% общего числа членов кооператива. Каждый член кооператива независимо от размера его пая имеет при принятии решений общим собранием один голос. Общее собрание членов кооператива проводится не реже чем 1 раз в год, но не позднее чем через 3 месяца после окончания финансового года.

      В кооперативе с числом членов более 50 может быть создан наблюдательный совет, членами которого могут быть только члены кооператива.

      В состав исполнительных органов кооператива  входят правление и (или) председатель кооператива. В кооперативе с числом членов более 10 общим собранием из числа членов кооператива избирается правление, которое руководит деятельностью кооператива в период между общими собраниями.

      Для контроля за финансово-хозяйственной  деятельностью кооператива общее собрание членов избирает ревизионную комиссию в составе не менее 3 членов кооператива или ревизора, если число членов кооператива менее 20.

      Кооператив  может быть добровольно реорганизован  в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования по решению общего собрания членов кооператива. Кооператив может быть ликвидирован по решению общего собрания, в том числе в связи с истечением срока, на который он создан, достижением цели, ради которой он создан, или в связи с признанием судом недействительной государственной регистрации кооператива вследствие допущенных при его создании нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. Кооператив также может быть ликвидирован по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо в случае осуществления деятельности, запрещенной законом. В установленном порядке кооператив ликвидируется вследствие признания его несостоятельным (банкротом) в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности(банкротстве)».10 

Государственные и муниципальные 

унитарные предприятия

      Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органом местного самоуправления.

      Унитарное предприятие, находящееся в федеральной  собственности, основанное на праве оперативного управления, является федеральным казенным предприятием. Оно создается по решению Правительства РФ. Устав казенного предприятия утверждает Правительство РФ, которое также назначает руководителя предприятия, заключая с ним контракт.

      Собственник имущества, находящегося в хозяйственном  ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его регистрации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, утверждает устав, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

      Казенное  предприятие в отношении закрепленного  за ним имущества осуществляет в  пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения им (с согласия собственника этого имущества).

      Учредительным документом унитарного предприятия является устав, который должен содержать следующие сведения:

•   наименование унитарного предприятия  с указанием на собственника его имущества;

•  место  его нахождения;

•   порядок управления деятельностью  унитарного предприятия;

•  предмет  и цели деятельности предприятия;

•  размер уставного фонда, порядок и источники  его формирования;

•  другие сведения, связанные с деятельностью  предприятия.

      Размер  уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть не менее 5000 МРОТ, а муниципального — не менее 1000 МРОТ.

      Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения может быть реорганизовано или ликвидировано по решению создавшего его уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, в установленном порядке ликвидировано по решению суда и по решению арбитражного суда в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности(банкротстве)»11. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано только по решению Правительства РФ и не может быть признано несостоятельным (банкротом).

      Государственные и муниципальные унитарные предприятия  осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, установленными ГК РФ, и с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».12 

Малое предпринимательство  в России 

      В настоящее время в экономике  России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

      В последнее время наблюдается  небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Это особенно характерно для наукоемких производств, а также отраслей, связанных с производством потребительских товаров.

      Как показывает мировая практика, малое  предпринимательство играет большую  роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны  определенные преимущества.

      Федеральный закон «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права  граждан на свободное использование  своих способностей и имущества  для осуществления предпринимательской  и иной, не запрещенной законом, хозяйственной  деятельности. Этим положением установлена  экономическая и социальная роль малого бизнеса.

      Возможность эффективного функционирования малых  форм производства определяется рядом  их преимуществ по сравнению с  крупным производством: близостью  к местным рынкам и приспособлением к запросам клиентуры; производством малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключением лишних звеньев управлений и т.д. Развитию малого производства способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

      В то же время субъектам малого предпринимательства  свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок  уровень риска, поэтому высока степень  неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий  хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при заключении договоров(контрактов) и др.

     Развитие  малого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

     Постоянный  поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное  приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые  западные специалисты рассматривают  малое предпринимательство как  школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и  принципов предпринимательства  будущего.

     К сожалению, малое предпринимательство  в России по сравнению с развитыми  странами Западной Европы, США и  Японии развито недостаточно. 

Проблемы  развития малого бизнеса  в России

     По  степени важности некоторые авторы13 располагают основные проблемы малого бизнеса в России в следующем порядке:

1) высокий уровень налогообложения;

2) недоступность кредитных ресурсов;

3) административные барьеры.

     Здесь, как мы видим, на второе место в  ряду проблем развития малого бизнеса  в России выходит недоступность  финансовых ресурсов. По данным А.В. Рунова, председателя правления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, свободный доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют 13—15 тысяч предпринимателей14. Это означает, что в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают лишь 1% потенциального рынка.

     Предприятия малого бизнеса в России в своей  деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема — недостаточность ресурсной базы, как материально-технической, так и финансовой. Положение едва ли может серьезно измениться в нужную сторону, если не перейти к общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере в ближайшее время, нет оснований рассчитывать.

     Требуется тщательно выверенная, последовательно  приводимая в жизнь система отбора, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен  обществу. Сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения  при детальной дифференциации самого производства на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем процессов и наблюдаемых тенденций.

     Следует создавать механизмы льготного  кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл их в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей людей при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

     Следующая проблема — законодательная база, на которую сейчас  может опираться малый бизнес. Пока она далеко не совершенна, а  во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Во-первых, нет сводной единой законодательной основы деятельности российских предприятий малого бизнеса, а во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.

      В настоящее время малый бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше окружать его старыми рамками планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п.

     Отсутствует система проведения глубокого анализа  деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов  их работы, практически отсутствует  отчетность по тем показателям, которые  дают право этим предприятиям воспользоваться  льготами по налогообложению.

     Еще одна проблема заключается в том, что квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем  реально нужно экономике.

     Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в современных условиях оказалась практической подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново. 

Перспективы развития малого бизнеса  в России

     Несмотря  на серьезность проблем, связанных  с малым бизнесом, российский малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.

Информация о работе Понятие и сущность предпринимательства