Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:53, шпаргалка
Институты это создаваемые людьми рамки поведения, регулирующие политическое, экономическое и социальное взаимодействие. Их главная роль-уменьшение неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействия между людьми. Институты обеспечивают взаимопонимание между людьми путем формирования согласованных ожиданий при минимальном обмене информацией. Институты включают механизмы принуждения(санкции). Санкции бывают:политические, экономические, моральные
Институты это создаваемые людьми рамки поведения, регулирующие политическое, экономическое и социальное взаимодействие. Их главная роль-уменьшение неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействия между людьми. Институты обеспечивают взаимопонимание между людьми путем формирования согласованных ожиданий при минимальном обмене информацией. Институты включают механизмы принуждения(санкции). Санкции бывают:политические, экономические, моральные
Институты делятся на формальные и неформальные
Неформальные-общепринятые условности, кодексы поведения.
Не фиксируются в письменной форме и защищены иными(не государственными) механизмами принуждения.
Формальные - правила которые создаются целенаправленно, легкофиксируються в письменной форме и выступают как ограничитель набора альтернатив.
По классификации Норта правила делятся на: политические, экономические, правила контрактации.
Политические определяют
иерархическую структуру
Экономические устанавливают возможные формы организации хозяйственной деятельности, в рамках которой индивиды конкурируют друг с другом. Устанавливают права собственности, пучок прав по использованию и получению доходов от собственности, ограничения доступа других индивидов к ресурсам
Правила контрактации- определяют способ, порядок и условия конкретного соглашения по обмену.
Институты делятся на формальные и неформальные
Неформальные-общепринятые условности, кодексы поведения.
Не фиксируются в письменной форме и защищены иными(не государственными) механизмами принуждения.
Основным элементом
Норма-базовый регулятор взаимодействия людей. Норма-предписание определенного поведения, обязательного для выполнения. ЕЕ главной функцией является поддержание порядка во взаимоотношениях
Нормы поведения делятся на :наследуемые, генетически передаваемые и приобретенные.
Формальные-правила которые создаются целенаправленно, легко фиксируются в письменной форме и выступают как ограничитель набора альтернатив, защищены со стороны государства
Формальные правила-юридические нормы(законы)
Формальные могут быть искусственно придуманы и навязанны, а неформальные определяются прошлыми процессами, формируются в процессе исторического развития.
Связь между формальными и неформальными:
Институты обладают двойственной природой. С одной стороны
Уменьшая неопределенность выбора и обеспечивая предсказуемость результатов совокупности действий, они облегчают процесс взаимодействия между людьми. В этом проявляется их координационная функция. Формальные и неформальные правила приобретают признаки общественного блага. Неформальныеявл-ся общественным благом в случае когда их разделяют все или большиснтво, проблема безбилетника исчезает под действием общественного порицания.
Но с другой стороны, институтыогрничивают доступ к ресурсам, как к политическим так и к экономическим. Это распределительный эффект.
Поэтому в обществе идет активная борьба за изменения правил, с целью измения возможностей доступа к ограниченным ресурсам
Существует точка зрения, что координационные аспекты возникают и воспроизводятся как побочные результаты распределительных процессов.
В рамках традиционного общества институты ограничивали экономическое развитие. В данной системе преобладали отношения не кокуренции, асотрудничества, определяемые социальными и культурными ценностями. Как механизм принуждения выступало-общественное мнение. Обмен совершался строго в соответствии с нормами поведения и из-за этого практически отсутствовали мошенничество, обман, оппортунизм. Обмен характеризуется повторяемостью и отсутствием контроля и давления со стороны третьих лиц. Издержки заключения сделок низкие из-за плотной социальной сети взаимодействия. Из за персонифицированного обмена возникает ограниченность разделения труда и как следствие высокие производственные издержки, ограничение возможностей экономического роста. По мере увеличения кол-ва субъектов возникла проблема безбилетника и необходимость введения формальных правил. В традиционной системе нормы поведенияопределяют поведение человека, а так же цели и направления экономического развития. Втрадиц. обществе институты работали на поддержание и сохранение сложившегося порядка, направленного на выживание общины, поддержание групповой солидарности, ориентации экономической деятельности на непосредственное потребление.
Огромную роль с становлении рыночной системы сыграло государство и его политика протекционизма(гос-во обеспечивало защиту прав собственности и выполнение контрактов)В рамках рыночной системы происходит реформирование права собственности. неотчуждаемые права индивида:свобода располагать собой, своими действиями и своим имуществом. В основе модель экономического человека. Главная задача государства защита частной собственности. В рыночной становиться выгодным обман и оппортунистическое поведение. Возникает необходимость в установлении институов, как внутреннего элемента побуждений(интернационализация норм)-механизм принуждения к исполнению. Институт конкуренции и предпринимательства освобождали и оправдывали страсть к наживеи как следствие высвобождение коммерческой структуры из религиозных и культурных рамок. что обеспечило экономический взлет в западной европе. важную роль сыграли элементы эволюционного развития, такие как механизм укрепления персональной репутации торговца (является отправной точкой в эволюции деперсонализированного взаимного доверия на рынке) Торговые кодексы и принципы самоуправления в средневековых городах явились элементами становления западноевропейского капитализма
Собственность можно рассматривать двояко. С одной стороны, как режим собственности, как важнейший институт, с другой — как отдельные права, являющиеся элементами целостной системы. В первом случае собственность выступает как «правила игры», регулирующие отношения между людьми по поводу ограниченных ресурсов. Во втором случае собственность трактуется как пучки правомочий, имеющиеся у того или иного индивида. В последнем качестве она рассматривается как право индивида определять все возможные способы использования активов. Права собственности возникают в связи с существованием относительной редкости благ и касаются их использования. При этом в понятие блага включается обозначение всего, что приносит человеку пользу или удовлетворение. Оно охватывает полномочия как над материальными, так и над нематериальными объектами, вплоть до неотчуждаемых личных свобод, В то же время права собственности являются видом социальных правил. Они представляют собой такие, санкционированные и принятые в обществе поведенческие отношения между экономическими агентами, которые определяют перечень возможных способов использования ограниченных ресурсов как исключительное право отдельных индивидов или групп.
Таким образом, права собственности можно рассматривать как фактически действующую в обществе систему исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Они закрепляются не только государственной властью, но и, традициями, нормами, и поэтому действительно являются «правилами игры», принятыми в обществе. Т. о, права собственности не сводятся исключительно к формальным правовым нормам, действенность которых подкрепляется карательной силой государства, а подкрепляются социальными правилами поведения. Видом социальных правил является и механизм формирования прав собственности на ресурсы. Однако в любом случае права собственности определяются и гарантируются некоторой управляющей структурой (или порядком), т. е. системой законов и норм, а также инструментами, защищающими этот порядок. Обеспечение порядка может быть чисто внутренним, когда соблюдение экономических правил является актом добровольного экономического выбора или же гарантироваться ожиданиями возможных санкций за их нарушение. И именно властные полномочия определяют механизмы формирования прав собственности как механизма исключительного доступа к ресурсам, выступающего основой их рационирования.. Наиболее полное определение прав собственности, предложено английским юристом А. Оноре. Оно включает 11 элементов, важнейшими из которых являются:
К элементам, включенным Оноре в полное определение прав собственности, относятся также: право на безопасность, т. е. иммунитет от экспроприации; право на переход вещи по наследству или по завещанию; бессрочность; запрещение вредного использования, т. е. обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других способом; ответственность в виде взыскания, т. е. возможность отобрания вещи в уплату долга; ожидание «естественного» возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи или в случае утраты ею силы по любой иной причине. Совокупность всех элементов предполагает определение прав собственности как исключительных. важнейшими являются права, определяющие, какие варианты использования актива законны. Сюда входят как право трансформировать и уничтожать актив, так и право получать доход от его использования и заключать с другими индивидами контракты об условиях. получения дохода, а также на определенное время передавать право собственности на актив другой стороне, т. е. право отчуждать его. права собственности — это вид социальных правил. И потому важным элементом защиты прав собственности является содержание не только органов правопорядка, но и сферы образования в той мере, в какой она обеспечивает информирование людей о существующих правовых и социальных условиях обмена. Иными словами, важен процесс социализации, обусловливающий соответствующее исполнение обязательств, что значительно снижает издержки по их защите
Ограниченность прав собственности связана с таким элементом, включенным в «список» Оноре, как запрещение вредного использования, т. е. отсутствие права наносить материальный ущерб ресурсам, принадлежащим другим людям. Иными словами, свобода действий собственника ограничивается требованием безущербности для других. Что следует считать причинением вреда другим, определяется социально-правовыми нормами. расщепления прав, т. е. разделения отдельных правомочий между собственниками, то оно происходит в форме двустороннего добровольного обмена, по инициативе самих собственников. Иными словами, процесс расщепления выражается просто в передаче правомочия другому лицу. Ограничения же прав собственности налагаются, как правило, государством в принудительном порядке. Они имеют место, когда государство, помимо воли участников сделки, устанавливает цены, по которым полномочия могут передаваться или ликвидироваться. Государство также может запретить обмен правомочиями даже при обоюдном желании участников сделки кроме того, правомочие на определенный способ использования ресурса может не только присваиваться государством, но вообще изыматься из оборота. Об ограничении прав собственности говорят, когда государство устанавливает некоторые пределы исключительным правам права собственности являются исключительными при отсутствии ограничений прав индивида использовать активы, извлекать из них доход и обменивать активы. Исключительность права означает, что оно будет стеснено только теми ограничениями, которые носят законный характер. Исключительность прав собственности, среди прочего, предполагает, что:
• только на собственника падают отрицательные и положительные последствия осуществляемой им экономической деятельности. И это является важнейшим экономическим стимулом, обеспечивающим эффективность принимаемых решений;
• в процессе обмена они будут переданы индивиду, который предложит наивысшую цену. Расщепление — безусловно положительно, ограничение — как источник многочисленных отрицательных явлений. Размывание происходит в том случае, когда права собственности неточно установлены или плохо защищены, т. е. недостаточно специфицированы. Специфицировать права собственности на ресурс означает исключить других из свободного доступа к нему. В случае отсутствия спецификации, т. е. в ситуации, где права собственности оставались бы полностью неопределенными, всякая деятельность, направленная не на удовлетворение сиюминутных потребностей, была бы невозможна. И потому более точное определение прав собственности является важнейшим условием эффективного функционирования рыночной экономики. Неполнота спецификации в. рыночной системе хозяйствования приводит к неэффективному распределению и использованию ресурса, порождая, среди прочего, внешние эффекты, Поскольку экономический агент основывает свои решения на сопоставлении частных выгод с частными издержками, это приводит либо к перепроизводству благ с отрицательными внешними эффектами, либо к недопроизводству благ с положительными внешними эффектами. В подобных случаях распределение ресурсов оказывается неэффективным с точки зрения всего общества. в неоклассической теории неявно присутствует допущение о том, что все права, имеющие ценность, находятся в частной собственности. И именно эта посылка лежит в моделях общего экономического равновесия как Вальраса, так и Парето, предполагающих, что цены отражают все выгоды и издержки, вызванные действиями отдельного экономического субъекта. В данных моделях все ресурсы находятся в частной собственности и могут использоваться кем и как угодно после продажи их на рынке факторов производства. Упущенная выгода падает при этом на продавца, но цена, уплаченная покупателем, отражает и компенсирует данную потерю.
Как и А. Пигу, один из основоположников неоинституционального направления Р. Коуз в знаменитой статье «Природа социальных издержек» рассматривает проблему внешних эффектов. (Пример: спор между фабрикой и фермером), так как борьба идет за доступ к ресурсу, то Коуз предлагает отдать решение данного вопроса непосредственным участникам конфликта. Таким образом, права собственности на ресурс (при том, что любой обмен трактуется как обмен пучками правомочий) в результате торга будут переходить к той стороне, для которой они представляют наибольшую ценность. Добровольные переговоры о сделке способны устранить все расхождения между частными и социальными соотношениями издержки/выгоды.