Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:53, шпаргалка
Институты это создаваемые людьми рамки поведения, регулирующие политическое, экономическое и социальное взаимодействие. Их главная роль-уменьшение неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействия между людьми. Институты обеспечивают взаимопонимание между людьми путем формирования согласованных ожиданий при минимальном обмене информацией. Институты включают механизмы принуждения(санкции). Санкции бывают:политические, экономические, моральные
Однако существуют и другие классификации трансакционных издержек. Уильямсона они подразделяются на две группы: предварительные и окончательные. Предварительные этапы сделки включают в себя поиск партнеров сделки и согласование их интересов. К окончательным этапам сделки относятся оформление сделки и контроль за ее выполнением. к «предварительным»: издержки поиска информации, издержки ведения переговоров издержки измерения качества товаров и услуг издержки заключения контракта. К «окончательным»:издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма, издержки спецификации и защиты прав, издержки защиты от необоснованных претензий со стороны третьих лиц.
В реальном мире информация относится к категории редких, ограниченных ресурсов, является поэтому экономическим благом и отнюдь не бесплатна. Не случайно один из экономистов назвал мир с нулевыми трансакционными издержками столь же странным, как и физический мир без силы трения. Это означает, что экономическая система также существует с некоторым «трением», которое усложняет осуществление экономических обменов. Это «трение» при обмене благами, который в неоинституциональной теории трактуется как обмен пучками правомочий, и порождает трансакционные издержки, являющиеся в реальной экономике положительной величиной, причем достаточно высокой.
Именно неполнота информации обусловливает сушествование трансакционных издержек, поскольку последние, так или иначе, связаны с издержками получения информации об обмене. трансакционные издержки состоят из тex издержек, существование которых невозможно себе представить в экономике Робинзона Крузо. То есть они представляют собой затраты сверх и помимо собственных издержек производства.
При существовании полноты информации у участников экономического процесса и нулевых трансакционных издержках обмена в рамках рыночной системы обеспечивалось бы оптимальное распределение ресурсов и максимальное общественное благосостояние в соответствии с оптимумом по Парето1.
Наличие же трансакционных издержек может привести к ряду негативных для экономического развития последствий. они мешают процессу образования рынков, а в отдельных случаях могут полностью блокировать его, что • оздает препятствия для реализации принципа сравнительного пре-имущества, лежащего в основе торговли.
Как следствие, за счет экономии трансакционных издержек на масштабах рынка может увеличиваться душевой доход населения даже при отсутствии технического прогресса вследствие растушеЯ «рыночности» хозяйства. Последнее же вызывается именно снижением трансакционных издержек, сопровождающих обмен, и позволяет реализоваться преимуществам разделения труда или специализации.
Как видим, трансакционные издержки — одна из центральный] категорий неоинституциональной теории.
Один из подходов состоит в том, чтобы четко специфицировать издержки в каждом конкретном случае. В одном случае, например, это могут быть издержки входа на рынок, в другом — издержки, связанные с заключением и защитой контрактов, и т. д. При поэлементном разбиении многие составляющие этих издержек оказываются вполне измеримы.
Несколько иной подход обозначен американскими экономистами Уоллисом и Д. Нортом: основой анализа является введенное ими различие между «трансформационными» (связанными с физическим воздействием на предмет) и трансакционными издержками. трансформационные издержки есть издержки, связанные с превращением ресурсов в готовую продукцию. Для определения же издержек трансакции используется следующий критерий: с точки зрения потребителя, этими издержками являются все его затраты, стоимость которых не входит в цену, уплачиваемую им продавцу; с точки зрения продавца, этими издержками являются все его затраты, которые он не нес бы, если бы «продавал» товар самому себе1.
Развивая этот подход, данные экономисты попытались определить размеры так называемого трансакционного сектора в экономики, или удельный вес трансакционных издержек относительно внп и тенденции его развития. Расчет производился на основе определения совокупного объема ресурсов, используемого фирмами, продающими трансакционные услуги, а также измерения ресурсов, выделяемых на трансакционные услуги фирмами, производящими другие товары и услуги.
Такая
классификация позволила
16)Трансакционные и трансформационные издержки, их динамика в процессе становления и развития рыночной экономики.
Трансакционные изд. -одна из центральных категорий неоинституциональной теории. Их включение в эконом анализ позволяет объяснить практически все явления с т. зрения эффективночти, достигнутой путем минимизации трансакционных издержек. Трансакционные издержки явл в рамках неоинституцион анализа ключом к пониманию происходящих в экономике процессов. Потом стали предприниматься попытки разработать методы оценки трансакционных издержек. Один из подходов состоит в том, чтобы четко специфировать издержки в каждом конкретном случае. (пр. издержкт входа на рынок или издержки, связанные с заключением и защитой контрактов. ) Другой подход обозначили амер экономисты Уоллис и Норт. -основой анализа явл введение ими различие между трансформационными(связанные с физическим воздействием на предмет) и трансакциооными издержками.. По их мнению трансформ издержки это издержки, связанные с превращением ресурсов в готовую продукцию. Для опред трансакцион издержек-с т. зрения потребителя, этими издержками явл все его затраты, стоимость которых не входит в цену, упдачиваемую им продавцу, с т. зрения продавца этими издержками явл все его затраты, которые он не нес бы, если бы продовал товар самому себе. Данные экономисты попытались определить размеры трансакционного сектора в экономике США, или удельный вес трансакц издержек относительно ВНП и тенденции его развития. Расчет производился на основе определения совокупного объема ресурсов, используемого фирмами, продающими трансакционые услуги, а также измерения ресурсов, выделяемых на трансакционные услуги фирмами, производ другие товары и услуги. Такая классификация позволила выделить особую категорию фирм, деятельность которых связана с оказанием трансакционных услуг. К категории фирм относятся посредники, оказывающие трансакционные услуги. Норт и Уоллис включили группы фирм, функционирующих в след сферах: 1)финансы и операции с недвижимостью, 2)банковсвок дело и страхование, 3)правовые и юрилические услуги, 4)оптовая и розничная торговля.
К трансакционному сектору экономики Норт и Уоллис отнесли услуги государства и внутрифирменные трансакционные услуги. К трансакцион услугам в общ или гос секторе отнесены: национ оборона, полиция, воздушный и водный транспорт, здравоохранение.
Норт и Уоллис выделили три основных фактора расширения трансакцион сектора экономики. 1)Рост издержек спецификации и защиты прав собственности, поддержания контрактных отношений. тк с развитие рыночных отношений обмен все в большей стпепени становится обезличенным и требует широкого использования специалистов в области права. 2)Технологические изменения. Капиталоемкие технологии могут прибыльно использоваться, если удается обеспечить стабильно высокий уровень выпуска продукции. Для этого необходимо наладить обеспечение ритмичного, бесперебойного поступления ресурсов и создание системы управления запасами и реализацией производимой продукции и создание системы обеспечивающей координацию и контроль за действиями людьми внутри фирмы. Т. е данные процессы привели к возрастанию удельного веса внутрифирменных трансакцион услуг в трансформацион секторе экономики. 3)Снижение издержек использования политической системы для перераспределения прав собственности. Резкое увеличение трансакцион сектора по мнению экономистов началось в середине 19в в связи с развитием сети железных дорог, что подготовило почву для урбанизации населения и расширению рынков. И именно этот процесс сопровождался ростом обезличенного обмена, требующего детального определения условий сделки и разработанных механизмов правовой защиты.
Корме общих правил определяющих структуру прав собственности существуют правила, структурирующие во времени и в пространстве между двумя и более экономическими агентами на основе на основе спецификации обмениваемых прав и обязательств в соответствии с достигнутыми между ними соглашениями. Они определяют конкретные рамки взаимодействия, описывающие условия совершения сделок. Это и назыв правилами контракции. В положениях контракта указывается какие права и на каких условиях передаются. Когда права передаются временно, оговаривается каким образом стоит обрашаться с данным ресурсом. В случае передачи прав навсегда оговариваются определенные качественные характеристики передаваемого объекта. Основопологающие принципы контрактных обязательств:свобода контракта, т. е свобода его заключения, свобода выбора контрагентов, ответственность за выполнение контракта, т. е нарушение условия контракта служит основание для привличения нарушителя к ответственности. Социальный статус участников обмена с необходимостью должен учитываться в обмене при оценке договора и обеспечивать больше благ тому кто больше значит для общественной жизни. Согласно англ философу Гоббсу, моральный подход к договорам не имеет смысла. Если договор соответствует законам он справедлив. Справедливость участников договора заключается в выполнении договора, а вовсе не в учете статуса другой стороны. Отличие контракта от объема заключается в том, что условия контракта заранее определяются и согласовываются. Индивиды до осуществления обмена устанавливают какую полезность и в каком объеме они отчуждают или приобретают. В рамках неоинстит анализа определяющими факторами при выборе типа контрактов явл:трансакционные издержки, естественный риск и правовая и политическая структура об-ва. Величина трансакции издержек-важный фактор при выборе той или иной формы контракта.
Контрактом можно назвать любое соглашение об обмене правомочиями и их защите, где под контрактом будет пониматься двусторонняя (или многосторонняя) законная трансакция, в которой стороны согласились на определенные взаимные обязательства.
Отличие контракта от обмена заключается в том, что условия контракта заранее определяются и согласовываются. В рамках неоинституционального анализа определяющими факторами при выборе типа контрактов являются: трансакционные издержки; естественный (экономический) риск; правовая и политическая структура общества. Неоинституциональная теория сохраняет мотивационную предпосылку о максимизации индивидом собственной выгоды, его следования эгоистическим интересам. Эту мотивационную предпосылку представители данного направления относят и к поведению человека традиционного общества с той лишь оговоркой, что здесь имеет место слабая форма эгоистического поведения. Согласно Уильямсону, слабой формой ориентации на собственный интерес является послушание. Уильямсон выделяет еще полусильную и сильную формы эгоистического поведения. Полусильной формой эгоистического поведения является следование собственным интересам в условиях определенности (полноты информации). Сильной формой эгоистического поведения является оппортунизм, трактуемый Уильямсоном как преследование личного интереса с помощью коварства. Этот тип поведения включает такие формы, как ложь, воровство, а также предоставление неполной или искаженной информации, особенно когда идет речь о преднамеренном обмане, введении в заблуждение, искажении и сокрытии истины и других методах запутывания партнера.
В рамках неоинституционального анализа различают две основных формы оппортунистического поведения.
• Первая носит название «отлынивание», означающая, что индивид работает с отдачей меньшей, чем от него требуется по договору. К примеру, очень трудно выделить личный вклад каждого работника в совокупном итоге деятельности «команды» предприятия.
• Вторая форма оппортунистического поведения — «вымогательство». Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько «притираются» друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов «команды». Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть «команду», то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери.
Если классифицировать оппортунистическое поведение с точки зрения контрактного процесса, то следует выделить два его типа; предконтрактное и постконтрактное.
Предконтрактное оппортунистическое поведение возможно в период заключения контракта. Предконтрактный оппортунизм выражается в сокрытии истинной информации. Это может иметь место как при приобретении товаров, так и при найме работников и является следствием существования скрытых для экономического агента характеристик благ. Результат предконтрактного оппортунизма — неблагоприятный, или ухудшающий условия обмена, отбор.
Классическим примером, иллюстрирующим данную ситуацию, является рынок подержанных автомобилей, на котором автомобили худшего качества вытесняют автомобили лучшего качества. Это связано с тем, что покупатель готов заплатить за автомобиль определенную сумму, но не способен оценить в полной мере его качество.
Постконтрактный оппортунизм заключается в нарушении условий договора. Он выражается в сокрытии информации одной из сторон, позволяющей извлечь выгоду в ущерб другой стороне. Например, использование рабочего времени в собственных целях или использование денег, полученных для реализации инвестиционного проекта для операций с ценными бумагами. Возможна также ситуация, когда одна из сторон, воспользовавшись благоприятными обстоятельствами, будет настаивать на изменении контракта. Таким образом, к постконтрактному оппортунистическому поведению относятся рассмотренные выше «отлынивание» и «вымогательство».
Как видно, одной из причин возникновения постконтрактного оппортунизма является неполнота контракта, поскольку при его составлении невозможно предугадать все возможные действия агентов. Другая причина возникновения постконтрактного оппортунистического поведения заключается в сложности измерения качества деятельности сторон.
В экономической теории выделяют три типа контракта, которые получили названия классического, неоклассического и имплицитного (обязательственного, или отношенческого).
Классический контракт основан на представлениях о полноте информации у участников сделки, т. е. отсутствии неопределенности, и, как следствие, нулевых трансакционных издержках. Данный. тип контрактов подразумевается в рамках классической политической экономии, исследующей отношения купли-продажи как разовый обмен правами. Услуги третьей стороны в этом случае необходимы лишь для обеспечения достоверности угрозы наказания, поскольку решение суда изначально очевидно.