Понятие институтов и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:53, шпаргалка

Описание

Институты это создаваемые людьми рамки поведения, регулирующие политическое, экономическое и социальное взаимодействие. Их главная роль-уменьшение неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействия между людьми. Институты обеспечивают взаимопонимание между людьми путем формирования согласованных ожиданий при минимальном обмене информацией. Институты включают механизмы принуждения(санкции). Санкции бывают:политические, экономические, моральные

Работа состоит из  1 файл

хорошие вещи по инст. экономике.docx

— 130.95 Кб (Скачать документ)

Центральный агент является собственником фирмы и работодателем. Отсутствует авторитетный контроль, все отношения представляют контрактную структуру которая возникает как средство повышения эффективности командного производства. Плюс в том что четкая специфика прав собственности. Минус – из-за высоких трансакционных издержках внешнего финансирования деятельности фирмы, наход в единоличном владении. Минус и высоких издержках принятия риска которые могли бы повысить стоимость фирмы. Распространенной формой экономич организацией является акционерное общество открытого типа или открытая корпорация. Владельцы открытой корпорации обладают меньшим пучком прав, не имеют права на изменение члена команды. Выгода: в схеме прав на остаточный доход, способствующий к рискованным инвестициям с относительно низким издержкам. Акционерная собственность представляет собой групповое, совместное обладание единым пучком прав. Является способом защиты от оппортунизма. Акционеры могут продать свою долю, но сами ресурсы остаются в фирме. Главная проблема, порождаемая акционерной формой собственности – контроль за высшим управляющим, который имеет широкое поле для оппортунистического поведения.

В Государственной фирме  отсутствует важнейшие элементы из пучка правомочия. Это отсутствия права на свободную продажу всех остальных правомочий, а также ограничения прав на остаточный доход и управления. Т. е. происходит ослабление контроля со стороны собственника за поведением управляющего, становиться невозможно выразить стоимость будущих последствий текущих действий менеджера. Повышение цен на услуги предприятия не увеличивает денежного дохода участников его команды. Государственное предприятие при прочих условиях устанавливают всегда низкие цены на продукцию. И также слабее реагирует на изменение в спросе. Важнейший вклад трансакционного подхода к проблеме фирмы формируется так, что нет никаких априорных оснований для того чтобы отдавать абсолютное предпочтение какой-то одной формой экономической организации перед всеми остальными, каждая при определенной структуре трансакционных издержек превращается в наиболее эффективный способ координации экономической деятельности. Разнообразие организационных форм является реакцией на проблему минимизации трансакционных издержек.

 

  1. Государство как институт. Обоснование функций гос-ва с позиции неоинституционального экономического анализа

 

Институты представляют собой  общие правила (формальные и неформальные). В современных условиях основная, самая важная часть правил отражается в совокупности законов, судебных и административных актов. Как следствие, государство' выступает важнейшим элементом институционального устройства общества. политические институты первичны по отношению к экономическим институтам. Это означает, что государство определяет нормы и правила поведения субъектов экономической деятельности. функционирование экономики в значительной степени определяется государственным устройством. Представители неоинституционального направления выступают продолжателями традиций, заложенных классической политической экономией. В классической школе функции государства являются минимальными_и сводятся к тому, чтобы стоять на страже законов справедливости.

Следовательно, государству надлежало:ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ;ограждать, по мере возможности, каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов;обеспечивать исполнение добровольно заключаемых контрактов, которые представляют собой, как отмечалось выше, каналы обмена пучками правомочий. , в рамках данной концепции обязанности государства просты и недвусмысленны и сводятся к защите членов общества от принуждения со стороны своих сограждан или извне. Именно свобода выбора предполагает добровольность и взаимовыгодность последующего обмена и является в этом качестве условием повышения эффективности общественного производства и роста богатства нации. должен существовать какой-то метод для разрешения спорных вопросов. Так возникало хозяйственное право где функцией государства стала разработка хозяйственного законодательства. Эта роль государства включает в себя установление общих правил хозяйственной деятельности. представители традиционного институционализма оценивают эти правила с позиции обеспечения общего благосостояния и осуществления справедливости в общественных отношениях, то представители неоинституционального направления. По их мнению, роль государства должна в экон. сфере сводиться к установлению правил, способствующих упрощению и развитию механизмов добровольного обмена.

Государство в рамках неоинституционального анализа рассматривается как институт, оказывающий влияние на величину трансакционных издержек. со становлением национального, рынка на смену личному обмену между хорошо знающими друг друга контрагентами. государство выступает как эффективный механизм принуждения, призванный защищать законы и контракты от возможных нарушений. принимая как аксиому, что целью развития является рост богатства нации. основной функцией государства является защита прав собственности, что позволяет снизить трансакционные издержки и создать благоприятную среду для обмена. Вмешательство третьей стороны (государства) необходимо для создания гарантий от оппортунистического поведения участников контракта. Производство общественных благ порождает проблему «безбилетника», что требует использования государством принуждения для финансирования их производства. добавляются те функции, которые способствуют снижению трансакционных издержек. к ним относятся:1)создание каналов обмена информацией 2)Разработка стандартов мер и весов — деятельность государства в этом направлении позволяет снизить издержки измерения качества обмениваемых товаров. К этой же функции относится и организация государством денежного обращения. В целом функции государства видятся представителями неоинст. направления в создании и обеспечении функционирования правил или институтов, снижающих трансакционные издержки и обеспечивающих благоприятную среду для осуществления добровольного взаимовыгодного обмена. в идеологии экономического либерализма они обращают внимание на «провалы» государства. по их мнению, гос. вмешательство непосредственно в экономические процессы недопустимо; и если оно происходит, то это делается, по мнению представителей как либерального, так и неолиберального направлений, исключительно в интересах государственного аппарата. То есть опять-таки функции государства сводятся к спецификации и защите прав собственности (имеется в виду, естественно, институт частной собственности). государство, устанавливая правовые нормы и обеспечивая их соблюдение, стимулировало торговлю.

 

  1. Характеристика «контрактного» и «эксплуататорского» государства. Теория государства Д. Норта

 

две основные теории социального  когтракта, которые условно можно обозначить как подходы Т. Гоббса_и Дж. Локка. При этом основой обеих доктрин является признание существования естественных (в буржуазном понимании), неотчуждаемых прав и свобод индивида — как то право распоряжаться собой и своим имуществом. государство у Гоббса совершенно необходимо именно в силу того, что первым естественным законом является свобода, которая в условиях ненасыщаемости потребности Я людей, постоянного соперничества и недоверия приводит к «войне всех против всех. Только мир может обеспечить гарантии существования человеками удержания своего имущества; и стремление к нему кик раз и обусловливает_рационально обоснованный отказ 0Т права на жизнь и имущество другого ч-капризнают необ-ть установления общей власти, обесп. Мир и достижение благополучия предоставл. Ч-ку больше возможностей чем произвол. Таким образом, власть государства (в лице суверена) над гражданами практически полная.

И единственное право, которым обладают подданные-право на жизнь. Согласно взглядам Дж. ЛОККА, государь «обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу, а не путем импровизированных указам. Но и в том, и в другом случае гос-во трактуется как результат общественного договора между_индивид. результат проявления их свободной воли и осознания выгодности усмирения некоторых собственных. Желаний, которые могут нанести вред другим/ в обмен на аналогичные действия остальных членов сообщества. первоначальный контракт, предполагающий признание прав индивида на определенные ресурсы со стороны других участников договора в обмен на согласие уважать чужие права на другие ресурсы. Эта модель государства, неявно присутствующая и в классической школе, основана на таких постулатах, как признание естественных и неотчуждаемых прав и свобод индивида, т. е. на концепции естественного права. И, во-вторых, на признании равного распределении потенциала насилия среди участников договора. государство (в рамках этих допущений) будет способствовать экономическому расцвету нации посредством лучшей спецификации и защиты прав собственности и создания институтов, снижающих трансакционные издержки. в теории общественного договора государство предстает как результат добровольной передачи гражданами прав на принуждение к выполнению договоров и защите прав независимому и нейтральному арбитру Современный этап развития теории общественного договори связан с работами Дж. Бьюкенена. "Предложенная им схема с определенной долей условности выглядит следующим образом. Изначально принимается, что на «первом этапе» происходит естественное распределение благ, которое определяется усилиями, затрачиваемыми индивидами на захват и защиту ограниченных благ. Они определяют иерархию ценностей,

Затем заключается конституционный  договор, результатом мн рого является государство защищающее. Конституция — ключевое понятие концепции Бьюкенена. Под термином «конституция» понимается набор заранее согласованных правил, по которым ocymal ляются последующие действия.

Третий этап — постконституционный договор. На этом этат танавливаются правила, по которым государство должно действовать, занимаясь производством общественных благ, при этом они не должны противоречить правилам конституционным.

В рамках данной иерархии ооьюдой выступают предконституционные (или надконституционные) правила, и именно они представляют особый интерес. Иными словами, выработка правил, по которым эта конституция принимается. Эти правила будут выступать как мышестоящие, определяющие порядок и содержание нижестоящих правил. Трудность состоит в том, что они являются в значительной мере неформальными правилами. Бьюкенен выдвигает правило единогласия для принятия первоначальной, конституции, Бьюкенен так предлагает организовать этот обмен, чтобы все участники могли рассчитывать на получение чистого позитивного результата на уровне конституционального выбора. он рассматривает вопрос принятия конституции с позиций индивидуальных членов общества При всех различиях, вышеназванные теории предполагают наличие общественного договора между гражданами и государством и,

как следствие, принимают за основу анализа модель контрактного государства. По своей сути контрактное государство — это государство, в котором каждый гражданин делегирует государству часть функций по спецификации и защите исключительных правомочий, а- государство использует монополию на насилие в рамках делегированных ему правомочий.

В основе этой красивой конструкции  — ряд предпосылок:

наличие четких конституционных  рамок деятельности государства;

- существование механизмов участия граждан в деятельности государства;

существование института  рынка как главного альтернативно; механизма распределения прав собственности  до появления контрактного государства.

Однако все эти предпосылки  не имели места в реальной действительности

Более правдоподобной выглядит теория эксплуататорското государства, выдвигающая иную версию его происхождения, при данном подходе в_государстве видят орудие господствующих групп или классов1. Как следствие, основная функция' Государству в этом случае будет объективно состоять в перекачке доходов от. остальных членов общества в пользу властвующей группы или класса. государство будет устанавливать такую структур прав собственности, которая максимизировала бы доход находящейся у власти группы, независимо от того, как бы это влияло на благосостояние общества.

В рамках неоинституциональной экономической теории наиболее близка к теории эксплуататорского государства предложенная Олсоном версия происхождения государства из ситуации анархии

По его мнению, зачатки госуд-ти. появляются при столкновении «разбойника с большой дороги», терроризирующего население отдельного района, и власти в лице некоего военачальника, ограждающего народ от притеснений кочующего разбойника, но при этом обкладывающего тружеников некоторой данью.

Олсон трактует данного военачальника как «оседлого» разбойника, стремящегося собрать как можно большую дань, (налог). Послед-I ний получит максимум от налогового грабежа, если владения, к-е он захватил, останутся производительными. Поэтому его целью становится выработка стимулов к про-ву, иными словами, создание законов и морального порядка. В первую очередь, узаконивание определенных прав собственности, что дает мощный импульс к увеличению производства, т. е. инвестированию. Это связано с тем, что в условиях закона и порядка люди будут уверены в том, что после выплаты налогов у них в собственности останется значительная часть полученных ими доходов. так как грабеж через налоговые сборы был намного эффективнее, чем редкие налеты. Своекорыстный интерес завоевателя заставлял его ввести закон и общественный порядок на территории подвластной ему области, что препятствовало злоупотреблениям. государство, по крайней мере теоретически, представляет собой наиболее эффективный орган принуждения, поскольку осуществляет его с наименьшими трансакционными издержками. Или, иначе, государство имеет сравнительные преимущества в осуществлении принуждения к исполнению контракта, т. б» имеет место экономия на масштабе. Таким образом, наличие государства является фактором, позволяющим экономить на издержках осуществления насилия. гос-во выступает как общественное благо, минимизирующее трансакционные издержки. роль государства заключается:

- в поддержке существующего  положения, опирающегося на действующую систему формальных правил, согласующихся в значительной степени с неформальными нормами;

-b определении такого соотношения интересов различных сторон, которое обеспечивает социально-экономической системе устойчивое, хотя не во всех случаях эффективное (по критерию экономического роста) развитие. Иными словами — в обеспечении институционального равновесия. Здесь выдвигается критерий оценки государства с позиции сохранения сложившейся институционально среды. Эффективный' характер государства предполагается в модели контрактного государства, неэффективный — в модели эксплуататорского государства.

Информация о работе Понятие институтов и их классификация