Понятие мирового финансового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:10, курсовая работа

Описание

Сырьем или сырым материалом называют исследованные, разведанные и добытые природные богатства. Они составляют материальную основу продукта, являются основными материалами. Все виды сырья, которые потребляются современной промышленностью подразделяются на две большие группы: промышленное сырье и сельскохозяйственное сырье. Промышленное сырье делится на сырье минерального происхождения и полученное искусственным путем. В международной практике к сельскохозяйственному сырью часто относят продовольственные ресурсы, продукты животноводства, рыболовства, сырье для пищевой промышленности и т.п.

Содержание

Введение 2
1 Понятие мирового рынка 3
2 Структура мирового рынка 5
2.1 Мировой рынок труда и воспроизводство рабочей силы 5
2.2 Мировой рынок товарами и ее роль 6
2.3 Структура международной торговли товарами 7
2.4 Мировой рынок технологий и его структура 10
2.5 Понятие и структура мировых рынков капитала 16
2.5.1 Мировой валютный рынок 16
2.5.2 Мировой рынок деривативов 18
3 Понятие мирового финансового рынка 21
3.1 Сущность и структура мирового финансового рынка 21
3.2 Кредитный рынок 26
3.3 Рынок ценных бумаг 27
Заключение 29
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

курсовая РЫНОК готово.doc

— 395.50 Кб (Скачать документ)

      В США уже много лет уровень безработицы снижается. Это долговременная тенденция. В странах Западной Европы безработица стабилизировалась на уровне 9,8%. В странах тихоокеанского бассейна уровень безработицы вырос.

      Серьезная проблема с трудоустройством возникла в постсоциалистических странах. Только в двух из них - в Польше и Венгрии - наблюдается спад этого процесса. В России к 2000 г. безработица составляла более 9 млн. человек, а согласно методикам МОТ - свыше 12 млн. человек. Самый высокий процент безработных - среди молодежи.

      Что делает государство для регулирования этой проблемы? Разработана общенациональная программа, которая носит поэтапный характер, с четким определением приоритетов на каждом из них. 
 
 

     2.2 Международная торговля товарами и ее роль 

     Международная торговля товарами является древнейшей формой международных экономических отношений. Этот процесс купли и продажи товаров в разных странах, который происходит между продавцом, покупателем и посредниками и имеет важное значение, поскольку торговля товарами способствует не только насыщению рынка изделиями, необходимыми обществу, но и более эффективному использованию ресурсов.

      Реализуя свои товары на мировом рынке, та или иная страна получает возможность широких торговых контактов, обмена своих товаров на товары, которые сама не производит, либо производство которых ей экономически невыгодно, хотя потребность в такого рода товарах эта страна испытывает.

   Основными операциями в мировой торговле выступают экспорт и импорт. Экспорт - это вывоз товаров за пределы данной страны, импорт - ввоз товаров на территорию своей страны. В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт и импорт можно условно разделить на виды.

     Виды  экспорта:

а) вывоз  товаров, произведенных в данной стране;

б) реэкспорт,   т.е.   вывоз  товаров,   которые ранее были привезены в эту страну извне, включая товары, приобретенные на аукционах, выставках,

ярмарках  и др.;

в) временный  вывоз за границу национальной продукции  на выставки, ярмарки и т.д. с последующим  возвратом;

г) вывоз  сырья и полуфабрикатов для переработки за рубежом.

Виды  импорта:

а) ввоз из-за границы товаров для реализации их на территории данной страны;

б) ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей  для последующей переработки  у себя в стране;

в) реимпорт, т.е. обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных за рубеж национальных товаров;

г) временный  ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;

д) ввоз продукции в порядке прямых производственных связей.

      Сумма экспорта и импорта называется товарооборотом, разница между ними - торговым балансом. Величина, на которую различаются экспорт и импорт - сальдо торгового баланса. Если экспорт превышает импорт, торговое сальдо положительное. Если импорт превышает экспорт - торговое сальдо отрицательное.

      Анализ динамики мирового рынка товарами исчисляется рядом показателей. К ним относятся:

  • стоимостной объем внешней торговли, определяемый на основе валютного курса;
  • физический объем внешней торговли, определяемый в национальной валюте, но переводимый в доллары США.
 

      Темпы роста объемов мировой торговли товарами значительно превосходят темпы роста производства товаров и валового внутреннего продукта. В силу каких причин складывается такая картина? Здесь уместно помнить, что на стабильный, устойчивый рост мировой торговли товарами оказывают влияние следующие факторы:

а) либерализация  мировой  торговли  посредством  мер, предпринимаемых ВТО;

б) развитие процессов экономической интеграции, практическое устранение торговых барьеров на пути товаропотоков стран-участниц экономической интеграции;

в) НТП, который содействует активному  обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики;

г) активная деятельность ТНК на мировых рынках.

      В структуре мировой торговли преобладает продукция высокоразвитых стран, на долю которых приходится более 70%. В мировом экспорте бурно растет и доля так называемых «новых индустриальных стран» (НИС), в конце 90-х гг. она составила почти 12% . Доля США в мировом экспорте составляет более 12%, Японии - свыше 7%, стран Западной Европы - более 43%. В последние десятилетия очень динамично развивается торговля Китая. Доля стран СНГ в мировом экспорте составляет чуть более 4%. Внешняя торговля Республики Беларусь по прежнему ориентирована только на страны бывшего СССР. 

     2.3 Структура международной торговли товарами 

      В начале XX в. в структуре мировой торговли товарами 2/3 приходилось на долю продовольствия, сырья и топлива. Сегодня эта картина резко изменилась: более 1/3 всей мировой торговли товарами приходится на торговлю машинами и оборудованием, а доля продукции всей обрабатывающей промышленности выросла с /д до /4. В обобщенном виде структура мировой торговли товарами выглядит следующим образом:

Продовольствие (включая табак и напитки)с 22,8% в 1937 г. упала до 7,2%

Сырье    с   31%  в 1937 г. упало до 4,8%

Минеральное   топливо с 7,6% в 1937 г. поднялось до 7,7%)  т.е. практически не  изменилось

Продукция  перерабатывающих  отраслей с 38,8% в 1937 г. до 76,5%

Оборудование, транспортные средства     с 10,6% в 1937г. до 38,2%

Черные  и цветные металлы     с 10,6% в 1937 г. до 6,6%

     Представляет  интерес и классификация торговых потоков по уровню наукоемкой продукции. 
 
 
 

Таблица 1- Доли торговли наукоемкой продукции в общем объеме торговли со странами вне СНГ, 1995—1999 гг. (%)*

 

Таблица 2-Доли торговли наукоемкой продукции в общем объеме торговли со странами СНГ, 1995-1999 гг. (%)**

  Таблица 1 показывает, что доля продукции высокой наукоемкости пока невелика. В торговле со странами СНГ вообще пока практически не присутствует. Вместо нее преобладает продукция низкотехнологичная. Конечно, такая ситуация свидетельствует о глубочайшем экономическом кризисе в странах СНГ и требует неотложных радикальных мер по техническому и технологическому переоснащению производства во всех отраслях народного хозяйства.

   Что касается Беларуси, то она входит в первую десятку европейских стран по показателю «соотношение объема внешней торговли и ВВП». В отличии от России и Украины, которые богаты ресурсами, имеют мощный энергетический и сырьевой потенциал, Беларусь тем не менее опережает эти страны по доле производства продукции перерабатывающих отраслей и свои потребности в валютных ресурсах реализует посредством экспорта готовой продукции и услуг.

      Этот фактор определил приоритеты экономической стратегии на поддержку базовых отраслей, ориентированных на экспорт. В настоящее время Беларусь осуществляет экспорт по 19 товарным группам, а сложившаяся структура белорусского экспорта в целом приближена к структуре мирового экспорта товаров. В течение последних лет стабильно сохраняется, например, группа «машины и оборудование» и «транспортные средства» на уровне 30%, а совместно с продукцией химической и текстильной промышленности экспортируемая продукция белорусского машиностроения составляет порядка 60% общего объема экспорта Республики Беларусь.

      Значительная доля экспорта Беларуси приходится на экспорт услуг. К основным видам услуг, экспортируемых на мировой рынок, относятся транспортные, строительные услуги, услуги по переработке нефти. Это очень важный источник валютных поступлений в бюджет республики. В целом доля услуг в общем объеме экспорта имеет четкую тенденцию к росту. Так, например, положительное сальдо в торговле услугами за 2000 г. сложилось в размере 561 млн. долл., что позволило на 51,1% компенсировать отрицательное сальдо торговли товарами.

    Однако реализация новых тенденций происходит весьма противоречиво. Национальная экономика Беларуси крайне нуждается в активном использовании зарубежного опыта и привлечении зарубежных финансовых средств. Их отсутствие замедляет процесс стабилизации экономики и возможность преодоления тяжелейшего кризиса переходного периода.

      Наиболее продвинутой в этом плане является сфера внешнеэкономических отношений. Именно здесь осуществляются меры по формированию цивилизованной конкурентной среды для иностранных и национальных товаров. Новые рыночные отношения уже заняли значительные позиции в общем объеме внешнеторговых операций. Внутренний рынок страны наполняется конкурирующими товарами, но дальнейшее развитие этого процесса сильно сдерживается технической и технологической отсталостью реального сектора белорусской экономики. 

     2.4 Мировой рынок технологий и его структура 

     Важную  и все возрастающую роль в развитии современной индустриальной цивилизации играет технология или технологические ресурсы.

     Технология  выступает на мировом рынке в  виде комплекса научно-технических  знаний о приемах и методах  производства, а также формах его  организации и управления.

     Международные документы ООН трактуют понятие «технология» как:

  • набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг;
  • материализованную или овеществленную технологию (машины, оборудование и т.д.)

     Всякая  новая технология проходит определенный "жизненный цикл". После своего создания она является лишь потенциальным товаром, способным в зависимости от факторов (маркетинга, рекламы и т.д.) найти своего потребителя на рынке. Затем, в случае успешного внедрения (коммерциализации), эта технология приносит своим творцам прибыль, размер которой с течением времени достигает максимума (с последующей тенденцией к сокращению). На завершающем этапе "жизненного цикла" данная технология претерпевает модернизацию либо заменяется новой. Таким образом, этапы коммерческого существования технологии-товара напоминают стадии "рождения, зрелости и старения" любого продукта в соответствии с теорией С. Хирша и С. Вернона. Однако, в отличие от других товаров, стоимость информации и технологии аналогично стоимости недвижимости или ценных бумаг, зависящих от величины дохода, получаемого в результате их использования, определяются дополнительной прибылью, возникающей в ходе реализации на рынке технологии/информации.

     Формы технологий выделяют в зависимости  от их жизненного цикла

     1. Уникальная технология. К ним относятся изобретения и другие научно-технические разработки, защищенные патентами или содержащие ноу-хау, что делает невозможным их использование конкурирующими организациями. Данные технологии обладают новизной, наивысшим техническим уровнем, могут быть использованы в производстве на условиях исключительной монополии. При определении цены такой технологии на рынке учитывается ее способность создавать максимальную дополнительную прибыль ее покупателю.

     2. Прогрессивная технология. К ним  принадлежат разработки, обладающие новизной и технико-экономическими преимуществами по сравнению с технологиями - аналогами. В отличие от уникальной технологии, преимущество данного вида технологий носит относительный характер. Прогрессивность может проявляться в границах отдельных стран, различных фирм, в разных условиях применения. Указанные технологии не защищаются патентами и не обладают ярко выраженными ноу-хау, но достаточно высокие производственные преимущества гарантируют их покупателям дополнительные прибыли.

     3. Традиционная (обычная) технология. Представляет собой разработки, отражающие средний уровень производства, достигнутый большинством производителей  продукции в данной отрасли.  Она не обеспечивает покупателю  значительные преимущества, и рассчитывать на дополнительную прибыль не приходится. Ее преимуществом для покупателя является сравнительно невысокая стоимость и проверенность в производстве. Продажа такой технологии обычно осуществляется по ценам, компенсирующим продавцу издержки на ее подготовку и получение средней прибыли.

     4. Морально устаревшая технология. Относится к разработкам, не  обеспечивающим производство продукции  среднего качества и с технико-экономическими  показателями, которые достигают  большинство производителей аналогичной  продукции. Использование такой технологии закрепляет технологическую отсталость ее владельцев.

     Из  всего сказанного вытекает, что:

     Мировые рынки технологий - сфера международной  торговли, связанная с куплей-продажей технологических решений: лицензий, патентов, проектов и документации.

     Объекты МРТ - это результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (оборудование) и неовеществленной (различные виды информации, производственный опыт и  знания) формах. Действующими лицами на рынке МРТ выступают государственные  структуры, научно-исследовательские и образовательные учреждения, частные компании и физические лица - специалисты.

Информация о работе Понятие мирового финансового рынка