Понятие социальной политики и её роль. Социальная политика Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание

При разработке социальных программ и их реализации нужны: постоянный общественный контроль, уравновешенность институциональных сил, высокая степень демократической культуры в обществе.
Социальные реформы последнего времени в большинстве стран идут по пути перераспределения социальных обязательств от государства к гражданину. Правда, это базируется на весьма высоком и постоянно возрастающем уровне гражданского благосостояния, в России такие тенденции если и наблюдаются, то не на фоне улучшения благосостояния населения.

Содержание

Введение 3
4
10
12
16
21
23
24
1. Понятие социальной политики
2. Роль социальной политики
3. Социальная политика Российского государства
4. Проблемы социальной политики
5. Социальная политика в условиях экономического кризиса
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)
  • защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
  • обеспечение помощи самым бедным семьям;
  • выдача помощи на случай безработицы;
  • обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;
  • развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
  • проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации. 
    Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах.
 

Важным  элементом адресной социальной системы  должно быть формирование единых баз  данных о получателях социальных услуг, осуществление персонифицированного учета получателей социальных пособий, льгот и выплат. Без этого невозможно повысить эффективность социальной помощи, избежать дублирования затрат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Роль социальной  политики

Характер  и содержание социальной политики зависят  от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии должным образом осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (естественно, с известной степенью условности) является американская модель. Вторая группа — институциональная. Здесь социальная политика государства играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии, и ее типичным представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.

Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.

Социальная  роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.

Естественно, что практика гораздо разнообразнее  любой типологии.. Все европейские  государства с социальной рыночной экономикой развивались под влиянием и либеральных, и социал-демократических импульсов. В последние годы происходит дальнейшее сближение основных характеристик различных типов государственной социальной политики, особенно это относится к идеологии перспектив ее развития.

Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы.

  • Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя, естественно, зависит от него.
  • Существует прямая зависимость между уровнем многих социальных индикаторов развития нации и масштабами перераспределительной деятельности государства — это, в частности, подтверждается многочисленными в последние годы исследованиями международных организаций (например, расчеты индекса развития человеческого потенциала).
  • Общество всегда стоит перед выбором — рост личных доходов (низкий уровень налогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровня удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или его значительной части).
  • Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению к центральному вопросу — степени вмешательства государства в социальную сферу — претерпевает циклические изменения не только в зависимости от экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией массового избирателя на изменение акцентов в политике, затрагивающей его интересы.
 

Россия традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере. Если не говорить о более низком материальном и институциональном уровнях, то система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившаяся в России к началу экономических преобразований, в целом соответствовала принципам социального рыночного хозяйства. Но с точки зрения критериев рыночной экономики социальная роль государства была чрезмерно патерналистской, хотя и обеспечивающей удовлетворение широкого круга всесторонне регламентированных потребностей, но сковывающей личную инициативу и подавляющей стремление граждан самостоятельно решать проблемы собственного благосостояния. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Социальная политика  России

Политика  выступает  концентрированным выражением всех сторон общественной жизни, а также социальная политика представляет собой  специфическую  концентрацию  всех  видов

политики, направленной на  управление  существованием,  функционированием  и

развитием социальной сферы. В социальной сфере можно выделить три  важнейших

составляющих.   Во-первых,   это   социальная   структура    общества    как

дифференциация  людей по  общественным  и  социальным  группам  и  отношениям

между  ними.  Во-вторых,  это  социальная  инфраструктура  как  совокупность

отраслей,  обслуживающих  человека,   способствующих   воспроизводству   его

непосредственной  жизни. В-третьих, это возможности (для  каждого  конкретного

человека, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и  услугам;  гарантий  и

прав личностей, условия труда человека, быта, досуга, здоровья;  возможности

определения профессий  и места жительства, участия в  управлении,  социального

и профессионального  продвижения и перемещения.

Именно концентрация на указанных  направлениях  должна  стать  основой

социальной политики государства.

Ориентацию социальной политики государства можно  конкретизировать  по

двум линиям:

  • учет и эффективная реализация  основных  направлений  социальной  работы, социальной зашиты людей: социальное обеспечение, социальное  страхование, социальная помощь, социальная опека, социальный контроль и т.д.
  • направленности на основные социальные объекты, нуждающиеся  в  социальной защите: пенсионеры, дети-сироты, беженцы, инвалиды, безработные и т.д.
 

Учитывая структурные  элементы  социальной  сферы  необходимо  особое

внимание обратить на такие аспекты социальной политики государства,  которые

связаны  с  функционированием   социальной   структуры   общества.   Реально

существующая   ныне   в   России   социальная   дифференциация   далеко   не

соответствует   формальному   делению   людей    на    рабочих,    крестьян,

интеллигенцию,  предпринимателей   и   т.д.   Объясняется   это   нарушением

нормального функционирования  экономических  отношений,  реализацией  закона

разделения труда  с  учетом  его  качества  и  количества,  квалификацией  и

профессиональной  подготовки работников. Это возможно в  кризисных  условиях,

на переходных этапах, что особенно характерно  в  переходные  периоды  жизни

общества,  коренных  изменений   существующих   общественно-политических   и

социально-экономических  отношений  или  их  замены  на  противоположные  по

своему характеру  и содержанию. Именно  такой  период  переживает  ныне  наша

страна.

Нынешняя социальная  структура  России  несовершенна,  в  определенном

смысле  "бесструктурна",  противоречива.  Для  нее  характерно  преобладание

значительных  маргинальных  слоев   (безработных,   беженцев,   нищих),   не

связанных  собственно  с  производством.  Преобладают   крайние   группы   в

материальном  отношении: свехбогатые и  сверхбедные, причем в соотношении  по

уровню доходов  примерно  1:20-50  и  более  по  данным  разных  источников.

Сверхбедные  включают  в  себя  представителей   классических   общественных

классов, слоев  и групп, сельское и городское  население,  людей  умственного

(особенно) и   физического  труда,  значительные  массы  социально-этнических

групп,  прежде  всего  в   районах   боевых,   военных   действий,   включая

русскоязычное население в бывших союзных республиках, где  формально  боевых

действий и  не наблюдается.

Представляется, что в современных условиях России социальная политика

как раз и  должна быть направлена на создание "среднего класса", в том  числе

с цель создания социальной  базы  управленческих  государственных  структур,

как фактор стабильности в обществе. От этого выиграет и  общество в целом,  и

значительные  слои  населения.  Чем  мощнее  "средний  класс",  тем   меньше

маргинальных  слоев. Этот  фактор  также  в  значительной  мере  способствует

решению проблемы социальной защиты, уже не говоря  о  повышенной  социальной

стабильности  в обществе. А в условиях  стабильности  легче  решать  проблемы

социального обеспечения, социальной защиты людей.

Социальная политика  государства  может  иметь  различные  измерения:

экономическое,    организационное,    правовое,    собственно    социальное,

культурологическое,    экологическое,    личностное.    Поэтому     возможна

количественная  и  качественная   характеристика   проводимой   государством

социальной  политики.  Среди  этих   характеристик   объективных   критериев

наиболее  важное  значение   имеют:   практическая   реализация   социальной

справедливости  в обществе;  учет  социальных  интересов  различных  групп  и

слоев  населения  с   точки   зрения   действительного   удовлетворения   их

рациональных  потребностей; и, конечно же, социальная защищенность,  как  уже

отмечалось малоимущих  слоев,  детей,  пенсионеров,  безработных,  беженцев,

тяжело больных  и т.д.

В условиях кризисного состояния российского общества ни  теоретически,

ни тем более  практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства.  Речь

должна идти о предотвращении его  крайностей,  т.е.  недопущений  глобальной

поляризации социальных групп, слоев и классов с целью  избежать  социального

взрыва и обеспечить стабильность в обществе.

Ныне в России в период кризиса экономики, нехватки средств очень важно

организовать  адресную  помощь  наиболее   нуждающимся   группам   населения

(престарелым,  инвалидам, одиноким,  многодетным   семьям).  В  связи  с  этим

необходимо разработать  базовый  показатель  уровня  бедности.  Сегодня  эта

проблема, как  известно, решается в угоду  идеологической  привязанности  тех

или иных групп  разработчиков.

Пристальное внимание  необходимо  обратить  на возможные последствия

Информация о работе Понятие социальной политики и её роль. Социальная политика Российского государства