Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:42, курсовая работа
При разработке социальных программ и их реализации нужны: постоянный общественный контроль, уравновешенность институциональных сил, высокая степень демократической культуры в обществе.
Социальные реформы последнего времени в большинстве стран идут по пути перераспределения социальных обязательств от государства к гражданину. Правда, это базируется на весьма высоком и постоянно возрастающем уровне гражданского благосостояния, в России такие тенденции если и наблюдаются, то не на фоне улучшения благосостояния населения.
Введение 3
4
10
12
16
21
23
24
1. Понятие социальной политики
2. Роль социальной политики
3. Социальная политика Российского государства
4. Проблемы социальной политики
5. Социальная политика в условиях экономического кризиса
Заключение
Список литературы
Важным
элементом адресной социальной системы
должно быть формирование единых баз
данных о получателях социальных
услуг, осуществление
2. Роль социальной политики
Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии должным образом осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (естественно, с известной степенью условности) является американская модель. Вторая группа — институциональная. Здесь социальная политика государства играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии, и ее типичным представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.
Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.
Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.
Естественно, что практика гораздо разнообразнее любой типологии.. Все европейские государства с социальной рыночной экономикой развивались под влиянием и либеральных, и социал-демократических импульсов. В последние годы происходит дальнейшее сближение основных характеристик различных типов государственной социальной политики, особенно это относится к идеологии перспектив ее развития.
Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы.
Россия
традиционно относится к типу государств
с сильной ролью государства в социальной
сфере. Если не говорить о более низком
материальном и институциональном уровнях,
то система социальных гарантий и социальной
защиты населения, сложившаяся в России
к началу экономических преобразований,
в целом соответствовала принципам социального
рыночного хозяйства. Но с точки зрения
критериев рыночной экономики социальная
роль государства была чрезмерно патерналистской,
хотя и обеспечивающей удовлетворение
широкого круга всесторонне регламентированных
потребностей, но сковывающей личную инициативу
и подавляющей стремление граждан самостоятельно
решать проблемы собственного благосостояния.
3. Социальная политика России
Политика выступает концентрированным выражением всех сторон общественной жизни, а также социальная политика представляет собой специфическую концентрацию всех видов
политики, направленной на управление существованием, функционированием и
развитием социальной сферы. В социальной сфере можно выделить три важнейших
составляющих. Во-первых, это социальная структура общества как
дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношениям
между ними. Во-вторых, это социальная инфраструктура как совокупность
отраслей, обслуживающих человека, способствующих воспроизводству его
непосредственной жизни. В-третьих, это возможности (для каждого конкретного
человека, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и услугам; гарантий и
прав личностей, условия труда человека, быта, досуга, здоровья; возможности
определения профессий и места жительства, участия в управлении, социального
и профессионального продвижения и перемещения.
Именно концентрация на указанных направлениях должна стать основой
социальной политики государства.
Ориентацию социальной политики государства можно конкретизировать по
двум линиям:
Учитывая структурные элементы социальной сферы необходимо особое
внимание обратить на такие аспекты социальной политики государства, которые
связаны с функционированием социальной структуры общества. Реально
существующая ныне в России социальная дифференциация далеко не
соответствует формальному делению людей на рабочих, крестьян,
интеллигенцию, предпринимателей и т.д. Объясняется это нарушением
нормального функционирования экономических отношений, реализацией закона
разделения труда с учетом его качества и количества, квалификацией и
профессиональной подготовки работников. Это возможно в кризисных условиях,
на переходных этапах, что особенно характерно в переходные периоды жизни
общества, коренных изменений существующих общественно-политических и
социально-экономических отношений или их замены на противоположные по
своему характеру и содержанию. Именно такой период переживает ныне наша
страна.
Нынешняя социальная структура России несовершенна, в определенном
смысле "бесструктурна", противоречива. Для нее характерно преобладание
значительных маргинальных слоев (безработных, беженцев, нищих), не
связанных собственно с производством. Преобладают крайние группы в
материальном отношении: свехбогатые и сверхбедные, причем в соотношении по
уровню доходов примерно 1:20-50 и более по данным разных источников.
Сверхбедные включают в себя представителей классических общественных
классов, слоев и групп, сельское и городское население, людей умственного
(особенно) и физического труда, значительные массы социально-этнических
групп, прежде всего в районах боевых, военных действий, включая
русскоязычное население в бывших союзных республиках, где формально боевых
действий и не наблюдается.
Представляется, что в современных условиях России социальная политика
как раз и должна быть направлена на создание "среднего класса", в том числе
с цель создания социальной базы управленческих государственных структур,
как фактор стабильности в обществе. От этого выиграет и общество в целом, и
значительные слои населения. Чем мощнее "средний класс", тем меньше
маргинальных слоев. Этот фактор также в значительной мере способствует
решению проблемы социальной защиты, уже не говоря о повышенной социальной
стабильности в обществе. А в условиях стабильности легче решать проблемы
социального обеспечения, социальной защиты людей.
Социальная политика государства может иметь различные измерения:
экономическое, организационное, правовое, собственно социальное,
культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможна
количественная и качественная характеристика проводимой государством
социальной политики. Среди этих характеристик объективных критериев
наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальной
справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и
слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их
рациональных потребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как уже
отмечалось малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, беженцев,
тяжело больных и т.д.
В условиях кризисного состояния российского общества ни теоретически,
ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства. Речь
должна идти о предотвращении его крайностей, т.е. недопущений глобальной
поляризации социальных групп, слоев и классов с целью избежать социального
взрыва и обеспечить стабильность в обществе.
Ныне в России в период кризиса экономики, нехватки средств очень важно
организовать адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения
(престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этим
необходимо разработать базовый показатель уровня бедности. Сегодня эта
проблема, как известно, решается в угоду идеологической привязанности тех
или иных групп разработчиков.
Пристальное внимание необходимо обратить на возможные последствия